Освещение дома – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн квартирного освещения первая из первооснов ее проекта. Правильный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, поправить ошибки будет не так просто, а то и совсем невозможно.
Однако «дизайн освещения» – понятие трудное и многогранное. Свет обязан быть здоровым и удобным, проявлять вид помещения и выражать оригинальность его хозяина. Исходя из этого дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:
- Единый дизайн освещения, или же просто освещение либо светодизайн. Он выполняет физиологически обоснованный фон, на котором размещается все другое. По аналогичности со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором успешно выступают и скрипичный квартет, и рок-группа.
- Световая архитектура выделяет концептуальную тенденция помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внутренняя и внешняя, интерьерная. Некоторые интерьерные стили, к примеру модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
- И, напоследок, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает оригинальность хозяина. В отличии от 2-ух первых, светодизайн интерьера пластичный, точно также, как мебель, фигурки и картины разрешается менять и переместить.
Подобное разграничение абсолютно не надуманно, оно появляется самым по настоящему. Посмотрите на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в самом центре – световая архитектура, а с правой стороны – светодизайн интерьера.
Настоящий дизайн-проект освещения в себя включает все три компонента, но описать их в одной публикации невозможно, благодаря этому в реальной речь пойдёт о изначальном и самом главном: одном дизайне квартирного освещения. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто если потребуется, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.
Виды освещения
Все 3 вида светодизайна работают с освещением настоящим, общим (фоновым), здешним, рабочим и декоративным. Природное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим единые правила такие:
- Фон обязан быть если есть возможность бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что делает психологический дискомфорт. В работе ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
- Локальное освещение должно выделять детали интерьера и декор, благодаря этому основное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о характеристиках света.
- Освещение для работы также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: необходимы идеальная яркость и спектр в физиологических пределах понимания.
- К акцентному освещению (к примеру, потолочной подсветке) условие одно: оно не должно вредно оказывать влияние на здоровье.
Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдёт, а условие к ней – непрозрачность при взгляде с наружной стороны.
Правила и нормы
Освещение должно благотворно оказывать влияние на зрение, психику и состояние организма, благодаря этому начинаем с санитарно-гигиенических требований. Правила квартирного освещения регламентируются по физическим показателям ГОСТ Р 54943—2012 4 и СНиП 23-05-95 «Природное и электрическое освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для зданий старой постройки, однако для проектирования новых недействительны. Красота нигде и совсем не предписывается. Главные требования такие:
- освещенность общих жилых помещений, кухни и зала для занятий спортом – 150 лк; детской – 200 лк; кабинета для работы – 300 лк; прихожей, санузла, сантехнического узла совмещенного типа – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
- показатель естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых помещений, кухни, бассейна и зала для занятий спортом – 0,5; детской – 0,7; кабинета для работы – 1,0; прихожей, санузла, сантехнического узла совмещенного типа, ванной, сауны – не регламентировано;
- для бассейна с залом для занятий спортом обобщенный показатель психологического неудобства UGR допустим 60 при пульсациях электрического освещения до 20% Для ванной и санузла он не регламентировано; для других помещений UGR=0.
Примечания:
- Все значения – минимально возможные. Пасмурным осенним днем под чистым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не опасаются – столько электричества в проводке не бывает.
- КЕО для верхнего природного освещения не рассматривается; меряется боковой КЕО в горизонтальной поверхности пола.
Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начав с КЕО, он легче. Чтобы взяться за UGR, придется немножко разобраться в свойствах света.
КЕО
КЕО, говоря просто – доля дневного света, поступающего в помещение. Если, например, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в самом центре соседней с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма сохранена.
Как определить КЕО?
Дома КЕО очень легко определяется фотокамерой, если она не очень уж мыльница:
- Берем белый бумажный лист (не пластика или пленки) форматом намного больше, в ясный полдень ложим на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и отмеряем выдержку по нему.
- То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступеньки) и даст КЕО.
Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.
UGR
Показатель неудобства UGR вычисляется по формуле из западного стандарта EN 12464-1. В его основе – говоря иначе жесткость света, которую в нормативах из-за чего то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть обычное и ясное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Достаточно яркий свет может быть мягким и приятным для зрения, а тусклый жёсткий – нервировать и портить его.
Жесткость света определяется тремя параметрами потока света: степенями поляризации, когерентности и спектром. Световой поток состоит из большого количества простых частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся вместе с тем и квантами электромагнитного излучения с некоторой частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Меняется UGR в границах от 0 до 100.
Поляризация
Степень поляризации демонстрирует, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп общего назначения общая поляризация около нуля, у ясного неба и ламп люминесцентных – единицы процентов, до 20 %; блики от поверхностей с зеркалами и свет от квантовых источников – лазеров, светоизлучающих диодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света делают больше его поляризацию.
Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость ощутимо не меняется, свет считается удобным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.
Когерентность
Степень когерентности демонстрирует, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка потока света, в котором степень когерентности превосходит 50%. Именно из-за очень большой когерентности света Фотоснимки со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности дома невозможно, однако при простом освещении отсутствие заметной поляризации говорит и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может дойти до 100% на расстоянии в пару метров.
Спектр
Глаз легко адаптируется к эффектной температуре цветов освещения: если в ясный день она у света солнца равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до приблизительно 2000 К. Но спектр Солнечного света – тепловой, гладкий (на рис. слева), благодаря этому для зрения самым лучшим образом подойдут тепловые источники освещения: лампы с нитью накала традиционные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К несчастью, они неэкономичны, благодаря этому современное освещение жилья очень часто выстраивается на применении ламп дневного света.
Виды спектров белого света
Люминесцентный спектр (посередине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, визуально при искусственном освещении представляются темнее, что делает дисгармонию. Более того, получение псевдобелого света требует некоторого повышения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения довольно плохо.
Все таки, ученые мужи с инженерами бесперерывно работают над совершенствованием ламп люминесцентных, и современные их модели с трехслойным светонакопительным пигментом светящимся в темноте дают свет, почти не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.
Как выверить качество света?
Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от фотоэлектрической панели: калькулятор, приемник. Процедура такая:
- «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
- Подносим его же к лампе дневного света: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не больше чем в 2,5 раза, свет удобный. Мощность проверяемой лампочки может быть в границах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.
Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы с нитью накала и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдёт разве что для локального освещения.
Дополнения к СНиП 23-05-95 позволяют использование LED светильников при условиях выполнения норм санитарии, однако для единого освещения комнат они совсем не подойдут не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он искусственный, островной (на рис. с правой стороны). Дело здесь не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.
Главная вредность островного спектра – большая концентрация энергии в пиках огибающей, которая нужна для создания необходимой общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогичности: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.
Благодаря этому ключевые сферы использования светоизлучающих диодов в освещении жилья – дизайн потолочного освещения и подсветка/засветка, причем очень желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.
О верхней яркости
По нормам санитарии находящаяся на поверхности яркость осветительных источников не должна быть больше 200 кд/кв.м. Галогенные лампочки, дающие очень удачный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, собой представляет точечные источники освещения. Благодаря этому их при освещении зоны для работы нужно скрывать за отлив или утапливать в мебель, а для единого освещения применять осветительные приборы с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на потолок белого цвета или на стенки.
Видео: ошибки в светодизайне
Пошёл светодизайн
Проектирование комнатного освещения начинается со светорежиссуры природного освещения. Потом к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения очень светлого света также вреден. Привязка выполняется для определения требуемой мощности осветительных источников.
Потом по оригинал-макету интерьерного дизайна подбирают типы и номенклатуру приборов освещения, их технические характеристки. При этом часто приходится дорабатывать макет.
Другой этап – расположение осветительных приборов, а по его результату разрабатывается электросхема квартирного освещения. И лишь потом свет «вклеивается» в проект в строительстве, что снова может «настойчиво попросить» различного рода доработок.
О концепциях света
Существует два общих подхода к освещению: европейский и американский.
- База европейского – люстра как соединяющий людей компонент, то самое уютное ярко освещенное место, по которому тосковал Хэмингуэй.
- Американская идея – экономно-индивидуальная, в ее основании бра. К черту разные там сборища, забьюсь в собственный угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.
И тот, и другой подход дают возможность получить фоновое практически бестеневое освещение, а плафон или раскиданные по потолку галогенные лампочки взамен люстры дают возможность применить подход искусственный: свет от потолка посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема большинства проводов при этом решается обшивкой потолка и стен, под ней скрываются электрические шнуры.
Самостоятельное верное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.
Видео: альтернативный необъективный взгляд на виды освещения
Природное освещение
Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой природное освещение может стать через чур жёстким. Более того, свет из окна не обязан быть и очень резким, безмерно направленным.
Смягчают жёсткий свет полупрозрачные или кружевные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что давно применяется для оптимизации природного освещения.
На сегодня существует средство, позволяющее, более того, направить свет куда необходимо, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные жалюзи из ткани. Если даже их полотна размещены параллельно лучам, они за счёт дифракции сбивают жесткость света до подходящей величины. Поворот полотнищ даёт диффузное отражение в необходимом направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть потока света и направить в темный угол. В продаже уже можно повстречать «умные» жалюзи, автоматично поддерживающие хороший режим комнатного освещения, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, здесь большое поле непаханное.
Электрическое освещение
Единые правила
Для увязки интерьерного дизайна со светом полезно не забывать следующее:
- Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь крах.
- Плоскости зрительно растягиваются в направлении световых потоков.
- Помещения с общим ярким тоном дизайна необходимо освещать одинаково, а темные – по зонам.
- Зоны освещаются одинаково.
- Рабочий свет обязан быть белым.
- Местный свет для цветных объектов тоже необходим белый, а для белых возможен цветной.
- Глубокие тени нежелательны во всяком случае.
О галогеновых лампах
Галогенки создают порядочное бестеневое освещение при не очень большой используемой мощности, т.к. одинаково распределенные по потолку, создают подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, благодаря этому в комнатах для жилья галогенные лампочки необходимо лишать «точечности», как описано выше. В маленьких комнатах (кухня, гостиная) вниз сильно не посмотришь, и там галогенные лампочки для единого освещения можно использовать безо всякого.
Находим силу света
За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы установить общую мощность для комнатного освещения, отмеряем создаваемую ею одной, подвешенной к поверхности потолка, освещенность на полу в самом центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и отмеряем экспозицию по белому листу. Значению приблизительно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.
Пример: объектив камеры с самой большой «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не больше (1/4)х100=25 лк. Для создания всей освещенности в 150 лк необходимо не меньше 6 подобных лампочек.
Подбор источников
Единый дизайн комнатного освещения определяется не только качествами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для единого освещения помещений различного типа средних размеров.
Виды диаграмм направленности осветительных источников
Кардиоиду даёт одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп размещены в горизонтальном положении, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется по сторонам. Первое желательно для комнат с мебелью темного цвета; второе – для ярких.
Восьмерка выходит из кардиоиды, если источник освещения снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по характеристикам с кардиоидой, но более подойдет для освещения площадей большого размера или комнат с большими потолками.
Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Применяются для местного, рабочего и зонального освещения. Осветительные приборы с веерной ДН, регулирующиеся по высоте, дают возможность хорошо решить проблематику освещения общей 1 комнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом настраивать размеры зон.
ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по размещению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной поверхности ДН бра – кардиоида. В американской системе бра применяют с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и низкой мощности, для непостоянного рабочего освещения.
Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет очень важное положительное качество: в границах светового пятна освещенность в теории идеально, а фактически практически равномерна. Достигнуть КК ДН технически тяжело, но практически такую даёт лампа настольного типа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках лампу настольного типа Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, необходимости в очках не испытывал.
О растровых светильниках
Светильники на растровой основе годятся для больших общественных помещений с большими потолками. В комнатах для жилья это именно тот вариант, когда хороший по яркости свет оказывается непозволительно жёстким.
Расположение осветительных приборов
Расположение осветительных приборов разберем на примерах, т.к. дать многоцелевой рецепт для любых вкусов и нужд невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, помимо очень утилитарных Соединённых Штатов, не прижился, и в пуританской Англии тоже.
Зала
Освещение в гостиной комнате базируется на люстре в потолочном центре, см. рис слева и в самом центре. ДН для ярких гостевых – кардиоида; для больших, криволинейной формы и темноватых – восьмерка; это дает возможность не тратя лишнее мощности осветить стены и углы. Если устроен яркий потолок из гипсокартона (с правой стороны), еще намного экономного бестеневого фона можно достигнуть галогенными лампами, и в него же подойдет декоративная LED подсветка.
Спальная комната
Спальная комната – одна комната, где не только допускается, но и рекомендуема LED подсветка потолка: меняя ее цвет, разрешается менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальной комнате занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или напольными светильниками у изголовья (см. рис), а вот светильник для потолка необходимо убрать по центру зоны бодрствования. Достаточно хорошо подойдёт веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно применению комнаты для сна в нынешний момент.
Освещение комнаты для сна очень хорошо дополняет светодиодная засветка окна. Ленты устанавливают вдоль периметра проема окна таким образом, чтобы они светили вдоль стекол, а внутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальной комнате можно при открытом окне выделывать восхитительное, а соглядатаи ничего, помимо, возможно, смутных теней, не увидят.
Детская
По детским глазам жёсткий свет бьет очень сильно, благодаря этому на поверхности потолка необходим матовый плафон или галогенные лампочки с матовыми колпачками. Осветительные варианты детской показаны на рисунке; с правой стороны – де-юре хороший, а психологически неприемлемый. Искажают все темные декоративные карнизы-облака. Кому комфортно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.
Кухня
Для кухонного освещения идеальны галогенные лампочки. Тени под мебелью тут не попадают на глаза, а галогенные лампочки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. во время работы очень нагреваются. Как освободится от точечности галогеновых лампочек, описано выше; пример удачливого светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухонной комнате по свету должна преобладать зона для работы.
Гостиная
Коридорное освещение должно быть в первую очередь одинаковым: гостиная – домашнее лицо, а, прошу прощения, хорошие граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная LED подсветка из-за карниза с переотражением от белого потолка с матовой поверхностью, слева на рис., абсолютно оправдана: в прихожей надолго не останавливаются, но пойдут и очень традиционные плафоны с матовой поверхностью, в самом центре.
А вот высокопарных световых решений, как на рис. с правой стороны, необходимо избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, благодаря своему принципу важен, может появиться подсознательное эмоция, что он пришёл не к перспективному подчиненному или возможному партнеру, а в замок Дракулы.
Ванная
Идеальное освещение ванной и санузла – ровное, мягкое, фактически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на 2-ух рис. с правой стороны, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, в основном, всего одним плафоном на поверхности потолка – ванные декорируют яркими, прекрасно отражающими материалами.
В осветительных приборах – лампы с нитью накала. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей вполне достаточно. Более того, у экономок, упрятанных во защищенные от влаги осветительные приборы, от перегревания быстро приходит в негодность электроника.
Освещение для работы зеркала – матовыми галогенными лампами (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже иная: режущие глаза точки не дадут рассмотреть мелкие недостатки внешности, которые после будут видны находящимся вокруг.
Студийная квартира
Освещение квартиры-студии выстраивается из принципа содействия зонированию. Успешный пример показан на рис слева. Пикантность – смещенный по центру зоны для отдыха плафон для потолка с восьмерочной ДН. В комбинировании с направленным световым потоком из окна такой общее освещение выполняет эффектными любые другие варианты зонирования помещения.
О французских потолках
Освещение французских потолков технически сводится к выбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения осветительных приборов и потолочного материала, однако это другая тема, к светодизайну не относящаяся. Что касается его как такового, то бесшовные потолки как раз и выдумали ради полного светового самовыражения (см. рис), благодаря этому способы их освещения нигде и совсем не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.
Но один совет дать все-таки стоит: предусматривайте на случай выключения красоты несказанной в пространстве между потолком слабенькую подсветку под тон единому дизайну, как на отпечаток. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может подпортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же с правой стороны.
Бесшовные потолки с фоновой подсветкой и без нее
Видео: варианты потолочного освещения
А о тепле? Не забыли!
Даже наиболее экономичные лампочки-экономки выделяют очень много тепла. Монтаж осветительных приборов необходимо вести если это учесть ситуации. К светильникам прилагаются инструкции (или их можно отыскать по брендовому обозначению), в которых указывается допустимая ламповая мощность, расстояние до стен и т.п. Таких указаний необходимо держаться, однако для экономок есть невидимый момент: их тепловыделение в ваттах рассчитывается в отдельности. Напряжение сети известно, а ток который потребляется указывается на цоколе.
А дело все в том, что электросхема экономки имеет очень большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке демонстрирует эффектную используемую мощность, сколько счетчик намотает. Какое то время после включения тепла экономка выделит больше, а после будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, благодаря этому дайте хорошим в общем то лампочкам дышать свободно.
Видео: фильм об основах светодизайна
концепция, норма, помещение, пример, светодизайн