Шторы на окна своими руками кройка, шитье, отделка, подвеска

Мебель гардины, декор или драпировка, вопрос профессионалами целиком еще не решён. Но безусловно одно: красивые гардины становятся в плане эстетики значащим и даже первоопределяющим интерьерным компонентом, оттесняя модульную мебель. Которая, исходя из этого, может стать дешевле и проще. А если пошить гардины собственными руками, то к экономии прибавится еще не меньше 10 тыс. руб. Плюс, конечно, вид комнаты точно себе по вкусу. Данные моменты полноценно перекрывают увеличение проблемы ухода за роскошными гардинами, пыль-то они собирают. А если вас интересуют кассетные рулонные шторы UNI, переходите на сайт по ссылке.

Благодаря этому хозяйки-мастерицы шьют собственными руками гардины очень разного вида, на рис. лишь некоторые островки обширного архипелага оконных занавесей в океане предметов домашнего быта. Отдельные из них просят большого труда и умения, но профессионального обучения и условий производства не надо, достаточно швейной машинки, ножниц и др.

Разнообразные самодельные гардины

Почему востребованы римские?

В настоящий момент встречается очень большой спрос на латинские шторы, и это не просто дыхание моды. Латинские шторы солидно, изящно, даже игриво, выглядят в помещениях самого разного назначения с интерьером любого модернистского стиля и, при надлежащем подборе ткани, вида выполнения оконных занавесей и облицовки полотнищ, в интерьерах традиционных, см. рис. Достаточно хорошо они подойдут для эркеров. И одновременно латинские шторы просят меньше материала, труда, за ними проще ухаживать. Очень важно и то, что латинские шторы можно шить из тканей, подлежащих стирке и после нее они остаются пригодными для последующего применения по назначению.

Латинские шторы в интерьере

Виды римских жалюзи

Римскими жалюзи мы еще займемся, а пока помните, что они абсолютно не нужно гармошки на палочках. Говоря по существу, римляне в древние времена делали 3 вида оконных занавесей: без вкладышей-лат (поз. а на рис. с правой стороны), от них и случились европейские прямые раздвижные портьеры, см. дальше, с полотнищем, армированным латами по всей длине, поз. б, или отчасти, поз. в. Их рабочие качества эквивалентны, а подбор вида выполнения зависит от того, какой жесткости у вас в распоряжении ткань и желаете ли вы видеть внизу фестон.

Виды и развитие

Второй пращур евроштор – традиционные занавеси, возникшие еще в хижинах каменного VEKA сразу по изобретении ткачества. Первооснова усовершенствований была преимущественно утилитарная: для лучшего затенения в тропиках и субтропиках нужно было дотянуть полотна до потолка. Вентиляция приточно-вытяжного типа (с ручным приводом) возникла не раньше XIV в. и в античности даже знать под опахалами летом изнывала от жары. Однако в древнем мире ткань была слишком дорога, гладкие ровные штанги карнизов тоже, т.к. выстругивались из дерева или выковывались из металла ручным способом. Хотя первые простые станки для токарных работ с лучковым приводом возникли еще в первобытные времена, длинномерные детали на них обрабатывать нельзя было. Отсюда – подхваты, разрешающие отводить полотна, не двигая их по карнизу, и текстильное навершие – декоративный элемент из ткани – дополнительно затеняющее помещение в самую жару, когда Солнце стоит высоко, поз. 1 на рис. Оставалось только добавить латинские шторы из легкой практически прозрачной ткани, пропускающей чистый воздух, чтобы получились традиционные каскадно-подъемные портьеры, поз. 2. Им, к слову, не запрещается быть и асимметричными, исходя из требований дизайна или гигиены, скажем, в кухонной комнате, поз. 3.

Виды оконных занавесей

Легкомысленные галлы предпочитали, чтобы полотна и опущенных оконных занавесей оставались которые собраны в фестоны, поз. 4, даже художественно-беспорядочные, поз. 5. Это требовало чрезмерного расхода ткани (до 3-х раз по высоте полотна), причем тонкой дорогой, чтобы гардины можно было собрать. Плюс, внешний вид обязательно фривольный. Чопорным и расчетливым англосаксам то и другое не нравилось, благодаря этому они уменьшили кол-во фестонов и доработали конструкцию полотнищ (см. дальше), чтобы в распущенном виде они были гладкими, поз. 6. Так возникли английские гардины, их и посейчас шьют из тканей довольно плотных и тяжёлых.

В XVII-XVIII вв. Лондон оспаривал у Парижа звание столицы мира. Негоже было отставать и по части свободы нравов, хотя бы показной. Коснулось это и оконных занавесей: фестонов в английских (поз. 7) так же, сколько и во французских. Но либеральную внешность ушлые бритты обеспечили продольными складочками; большой расход ткани удалось уменьшить до 20-35% по ширине отреза. И волки сыты, и овцам невдомек.

Германский мир в лице тогдашнего собственного доминанта – Австрии – в ту эру активно выпирал собственную идеологию где можно и где нельзя. Что, кстати, началось еще во время Оттона I, сразу же после распада империи Карла Великого. И длится по сей день в скрытой форме, если судить по деяниям бабули Меркель. Но вернемся к гардинам: австрийские, поз. 8, казарменно-лаконичны и конструктивно, и экономически, и в плане эстетики. Один фестон, пара сборящих шнуров в полотнише, а по его краешкам и на шнурках сберегли: что-то вроде декоративного элемента из ткани ездит вверх-вниз вместе с полотнищем (не в тропиках живём); полуфестоны, чем-то напоминающие то ли эполеты, то ли аксельбанты, вполне вписываются в эстетику формулы «Айн! Цвай! Ахтунг! Форвертс! Яволь!» Кто-нибудь из французских обойщиков заметил как то, что фестонные шторы сходны на подвешенного за ноги расфуфыренного офицерика.

На запад с востока

На Востоке (схоже, вначале в Индии) изначальными гардинами были плиссированные или наборные из ламелей – тонких пластин твёрдого крепкого дерева. Причем задолго до возникновения ткацкого станка и даже металлургии: пальмового листа и древесины, по сей день продающейся с названием металлической, хватало в избытке. Для тропиков это конструкция исключительно успешная: гармошка останавливает не только видимое, но и излучение тепла, которое ткань в большей мере пропускает. Наборные занавески породили жалюзи, а жалюзи-плиссе без принципиальных изменений благоденствуют и производстве и продаже до сегодня, поз. 9.

Примечание: жители стран Европы познакомились с плиссированными гардинами во время походов Александра Македонского. Но выдумали, как сменить тканью пальмовый лист и стальное дерево, только жители Рима. Листья финиковой пальмы на ламели не годятся, через чур перистые.

Жалюзи-плиссе по-римски делают большое количество любителей из обоев, поз. 10. Служат они 1-2 года; изготовление гардины на 1 окно занимает менее 1 часа. Гардины из особых сортов бумаги есть и в изготовлении; чтобы сменного полотна хватало на 3-5 лет, его набирают из сдвоенных сплющенных трубок, вставляя их друг в друга, поз. 11, либо склеивая в сотовую конструкцию. Первые крепче, вторые полупрозрачны.

Шторы-гармошки из бумаги возникли и в Китае тут же по ее изобретении. Бумага по сгибам быстро рвется, благодаря этому сборящие вкладыши из бамбука вставили в нашивные текстильные ленты (кол-во пригодного для них шелка в Китае было доступно и беднякам), и полотно собиралось складочками округлыми. В подобном виде китайские гардины в ходу и сейчас, однако, разумеется, уже не из бумаги, поз. 13. Самые бедные, использовавшие взамен покупной бумаги непрочную самодельную папку из луба тутового дерева, скатывали гардины в рулон на бамбуковой палке и лентах. Восточная красота загадочно-изысканна, благодаря этому рулонные китайские гардины из ткани любители делают и в настоящий момент, поз. 14. Они же породили роликовые шторы, о которых см. дальше.

В бедной всеми ресурсами, гористой Древней Японии с жёстким для ее широт климатом тутовое дерево растет плохо и даёт луб плохого качества, благодаря этому Страна Восходящего Солнечного света продолжительное время собственного шелководства не имела, а бумагу там делали из рисовой соломы. В китайские шелка одевалась только знать на выход, и вообще с изготовлением текстиля в стране восходящего солнца было слабо аж до XVI-XVII вв., когда его там начали развивать жители стран Европы. До того не то что крестьяне, но и рядовые дворяне временами одевались в самую реальную дерюгу, если не прикрывались рисовыми циновками, см. хотя бы «Семь самураев» Куросавы. Что до оконных занавесей, то рисовая бумага прочна, жестка, однако ломка не только по сгибам, но и при скатывании в рулон. Благодаря этому ламели экранных штор шире, чем у китайских, размещены вертикально и раздвигающиеся. Современные экранные шторы, поз. 15, выполняют из ткани специализированной или особо обработанной.

Ткань и шитье

Для оконных занавесей применяют драпировочные ткани, длинные отрезы которых способны неограниченное время оставаться идеальными или держать заданные складочки, будучи повешенными вертикально. Плательные ткани крепче и доступнее, но, в особенности сатинированного и саржевого переплетения, при этом самопроизвольно морщатся там, где не нужно, благодаря этому гардины из них не шьют. Исключение – парусина, которая сейчас ткань джинсовая. Из нее можно шить кухонные шторы с гребешком (см. дальше) или в комнаты стилей кантри: рустикального, кантри, колониального. Джинсовые ткани могут быть довольно тонкими и светлой расцветки, т.к. из них шьют и легкие вещи. «Джинса» выпускается также не обязательно х/б, но и гладкой искусственной. Обивочные ткани для мебели грубы, жёстки и дороги, но в шторах находят использование в ламбрекенах-бандо, также см. дальше.

Создать монаршее величие, что выше на рис., сложно. О раскрое речь пойдёт дальше, но и пошив оконных занавесей имеет специфики вследствие приличной длины швов. Рыхлый шов сам не удерживается и ничего не держит, а напряжения в хорошо натянутом шве собираются по мере его удлинения и могут потянуть ткань. Благодаря этому, принимаясь за гардины, соблюдайте следующее:

  • Ставьте иглу, выбирайте нитки, регулируйте выступ зубцов и прижим лапки точно под ткань, которая в работе. Подшить трусы после демисезонной юбки при одних и тех же настройках машины можно, но на шве длиной 1-2 м ненастроенная машинка либо нить пойдёт рвать, либо иглу сломает, либо ткань потянет. А если машина старого типа с челноком, не на рапирах, то неисправность может быть и посерьезнее.

Сшивка оконных занавесей

  • Лишки отреза даже воздушнейшей органзы или муслина не оставляйте лежать как попало, а скатывайте в рыхлые рулоны, поз. 1 на рис. Если подшивается край и рулон единственный, располагайте его под консолью машины, чтобы не спихнуть нечаянно на пол.
  • Срезы прекраснее всего заделывать оверловкой; аренда машинки-оверлока недорого стоит и выучиться пользоваться ей весьма просто.
  • Если края будете подшивать сами, шейте косой бейкой; в исключительном случае – вподгибку.
  • При шитье только не подтягивайте ткань на столике машины и не подталкивайте ее под лапку. Немножко раздвинутыми пальцами левой руки расправляйте ткань на столике, а правой пододвигайте лишек синхронно с тягой зубцов, поз. 2.
  • Чтобы вести шов постоянно, рулоны/рулон лишка подталкивают оттопыренными мизинцами или, если ткань плотная, пододвигают локтями. То и другое требует конкретного навыка.

Примечание: а вообще-то, если вы раньше шили только мелкие вещи иногда, полезно будет, перед тем как приниматься за гардины, почитать руководства по шитью парусов. Парус геометрически труднее гардины. Он должен держать форму под давлением ветра от легкого бриза до урагана, при его порывах и менять ее сообразно силе ветра. Уж там раскрой так раскрой, швы так швы. В монархической Франции, давшей миру прекрасные образцы оконных занавесей, придворные обойщики (гардины пребывали в их ведении) поддерживали тесные высокопрофессиональные контакты с парусными мастерами военного флота. И много у них позаимствовали.

Еще о римских жалюзи

Полотна римских жалюзи, как вы, возможно, наверняка поняли, собираются/распускаются сборящими шнурами, пропущенными в кольца. К нижней лате шнур крепится глухо, а на карнизе (обычного бруска из дерева достаточно) некоторые шнуры пропускаются каждый в собственное кольцо и собираются с боковой стороны в один шнур, который тянут/отпускают. Его наматывают восьмеркой на прикрепленный к поверхности стены челнок.

Для любого полотна романской шторы необходим отдельный карниз. Закрепляют полотна к нему липучками или снизу рейкой из дерева и гвоздями. Декоративный вариант – в передней части гвоздями для мебели, тогда карниз не будет виден.

Шьются латинские шторы с латами двояко. По первому способу кармашки для лат (кулиски) появляются подворотами ткани полотна. Так шить легче, а большой расход ткани ничтожен. Но тогда лата будет все время тереться о шов и сгиб кулиски, отчего те быстрее протрутся.

Схема пошива римских жалюзи

Другой вариант – накладные кулиски, см. рис. Труда больше, но латы в них практически не шевелятся, и кольца не отрываются. Говоря по существу же латы прекраснее всего брать/делать округлыми диаметром 3-6 мм; если они плоские, ребра полосы необходимо округлить. Довольно хорошие латы получаются из стеклопластиковых концов удилищ (реализовываются отдельно). Они немножко конусообразные, благодаря этому кулисок на полотно должно быть четное количество, а латы ставятся в них тонкими концами поперемено вправо-влево, иначе оконная занавесь будет собираться косо.

Шторное творчество и начинать прекраснее всего с римских, а их тех – для кухонной комнаты или на дачу. Прочувствовав, как взаимодействуют оконная занавесь, карниз и окно, легче будет постичь непростые гардины из дорогого материала. На данный случай рекомендуем мастер-класс по изготовлению примитивных римских жалюзи из материалов которые всегда под рукой:

Видео: пошив римских жалюзи из материалов которые всегда под рукой

Классика во всем богатстве

Гардины восточного происхождения придется оставить на после: это отдельная не то что тема, но круг тем. Пока же займемся традиционными европейскими, дающими возможность получить великолепный красивый результат.

Помимо карниза, который тоже требует отдельного разбирательства, традиционные 3-слойные гардины состоят в первую очередь из занавеса (поз. 1 на рис.), притеняющего помещение, не нарушая если есть возможность обмена воздуха через открытое окно. На занавес пускают тюль, органзу, муслин и др. воздушные ткани. 2-й слой составляют гардины (поз. 2), их задергивают/распускают, если необходимо совсем скрыться от чужих глаз (guard – стража, стеречь, оберегать). Исходя из этого, ткань штор плотнее, и, для тепловой экономии в зимний период, воздух не пропускает. В продаже ткани данного типа и именуются гардинными.

Приспособление прямых раздвижных портьер с декоративным элементом из ткани

Поз. 3 – портьеры; наименование выделяет их декоративно-психологическое значение. Портьеры придают всему ансамблю оконных занавесей видимость входа для коридора, и комнатное пространство визуально меньше не становится, а вроде даже и становится шире. Сопоставьте, port – вход, бухта; portlier – портье в гостинице; portiere – портьера гардины. Для усиления эстетического эффекта портьеры снабжены подхватами, поз. 9. Если оконные занавеси 2-слойные, без штор, то в подхваты вводят/выводят из них гардины. В данном случае подхваты делают расстегивающимися. Ткани для портьер бывают и плотными, и воздушными, но в первую очередь упруги: высвобожденная из подхватов портьера должна повиснуть свободными плавными складочками без помятых морщин.

Декоративный элемент из ткани бывает самой обыкновенной полосой (бандо, от band – лента), о чем см. дальше. В этом образце декоративный элемент из ткани трудный, из кокилье (поз. 4), некоторых или образованных переходами из перекидов (поз. 6), свагов, поз. 5, и жабо (поз. 7) с колокольчиками (поз. 8). Порой жабо (де жабо) обзывают джаботом, однако это, простите, бестолковая двойная калька с французского de jabot на корявый британский и оттуда на российский.

Примечание: также в рунете и даже коммерческой практике нередко путают жабо и кокилье. Однако кто где когда носил косой воротник-жабо?

О декоративных элементах из ткани мы дальше побеседуем подробно, т.к. на них приходится не меньше половины эстетики оконных занавесей. А пока напомним, что технически общее для абсолютно всех важных частей оконных занавесей, помимо подхватов – их подвески к карнизу. С чего и начинаем подробное рассмотрение.

Подвесы

Гардины очень часто вешают на люверсах, слева на рис., петлях, в самом центре, и кулисой (рукавом полотна, надетым на штангу карниза) с гребешком, с правой стороны. Кулисой без гребешка вешают обычные занавеси на пол-окна, т.к. она не заедает только если полотно двигать по штанге за верх. А если двигать за середину, гребешок служит своего рода ребром жесткости и вероятность заклинивания кулисы на штанге меньше. Но все равно, гардины на кулисе с гребешком лучше раздвигать/собирать специализированным шестом с плавно загнутым концом – водилом. Водило вешают на карниз, и за полотнищем его не видно.

Виды подвесов оконных занавесей

Люверсы

Люверсы дают гардинам широкие плавные складочки одного и того же размера. Штора на люверсах с боковым подхватом (поз. 1 на рис.) может собранная смотреться практически как люмьер, см. дальше. Но, самое первое, на люверсы можно вешать только достаточно плотную ткань, а занавес вешают на петлях или кулисой с гребешком, поз. 1 и 2. Если же по дизайну вверху необходим непрерывный ряд широких волн (это дает возможность снять зрительные ударения с карниза, не прибегая к требующему довольно трудоемкого ухода декоративному элементу из ткани), то верхний краешек занавеса зашивают карманом, т.е. в первую очередь с 2-х сторон, из плотной жёсткой ткани, поз. 3. «Недорогой» вариант с полосой светопрозрачного упругого пластика в кармане, образованном перегибом полотна, смотрится неаккуратно, см. отпечаток. рис. с правой стороны.

Подвеска оконных занавесей на люверсах

Ошибочная подвеска оконных занавесей на люверсах

Второе, за установку люверсов в мастерской необходимо платить. Правда, в продаже есть наборы заготовок люверсов с матрицей и пуансоном для развальцовки, они обходятся доступнее. Методика похожа на установку джинсовых пуговиц, но требует большей силы и точности, т.к. люверсы с широким отверстием и узким ободком. Если в семье нет никого, кто прекрасно умеет обращаться с металлом и слесарным инструментом, то собственноручно люверсы лучше не устанавливать. Благодаря этому самодельные гардины вешают в основном на петлях, к которым мы и обратимся подробно. А на всякий пожарный случай на рис. ниже – схемы подшивки оконных занавесей под люверсы и кулису с гребешком.

Схемы подвески оконных занавесей на люверсах и кулисой с гребешком

Петли

Схемы подшивки прямых (открытых) и обратных (скрытых) петель показаны на рис.:

Схемы подшивки петель в полотну гардины

В схеме обратных петель яркая полоса – тесьма из плотной жёсткой ткани. Обратные петли копируют кулису и гребешок, они крепче, но шить их труднее. Начинающим мастерицам лучше закрепить прямые петли, в плане эстетики введя их вместе с этим в полотно, т.е. чтобы петли смотрелись на нем «как родные». Самый простой, но если есть наличие хорошего вкуса достаточно прекрасный способ – обвязка корней петель, поз. 1 на отпечаток. рис.

Способы подвески оконных занавесей на петлях

Если есть наличие достаточного умения полную, и даже выдающуюся, эстетику дают трехсекционные петли из гардинной ткани, поз. 2. А при отсутствии умения, но наличии некоторого излишка денежных средств – накладные пластиковые или металлические с пружинами петли, поз. 3, потомки уродливых совковых «крокодилов». Теперешние выпускаются разного дизайна и не рвут ткань. В помещениях служебных или неповторимого/нетрадиционного дизайна прекрасно выглядят и высокопрочны петли с пуговицами, поз. 4, и застежках для одежных лямок, поз. 5. Последние – разъемные.

Подвеска оконных занавесей на петлях с бантами

Следующий метод – закрыть корни петель, что даст и добавочную прошивку. Первое, что приходит в голову – банты. Но, самое первое, банты очень уж прекрасно накапливают на поверхности пыль и цепляются за все что угодно. Второе, много бантов сразу вместе – свидетельство не то чтобы дурного, но не совсем развитого вкуса, см. рис. слева.

Как вязать галстук-бабочку

Благодаря этому банты лучше сменить простыми и не меньше элегантными, но куда менее цепкими галстучными узлами, поз. 6 и 7. А потому как галстуки-бабочки у нас не очень в ходу, на рис. с правой стороны – схема вязки галстука-бабочки. Начальная разбежка кончиков ленты – на пядь.

Меньше всего подойдут гардинам сквозные петли, поз. 8. Без люверсов или firmware полотно в скором времени порвется, т.е. в сквозных петлях совмещаются все проблемы и тех, и прочих. Сквозные петли ради дизайна используют иногда для полотнищ не раздвигающихся, а опускных в оконных занавесках без карниза. В данном случае петли глухо закрепляют к поверхности потолка, поз. 9.

Приспособление полотна европейских оконных занавесей

Полотна

Общая схема устройства полотна европейской гардины показана на рис. с правой стороны. Кружками отмечены места, где в английских, английских и австрийских гардинах пришиваются кольца для шнура, а во французских самый шнур. Сборящую тесьму на легких полотнах выполняют из ключевой (такой же, что и на полотно) ткани, а на плотных – двойной, из миткалевой ленты и накладки из ключевой или, если так задумано, противоположной по цветовой палитре ткани. Схемы маркировки полотнищ французской и английской оконных занавесей показаны на рис. ниже.

Разметка полотнищ французской и английской оконных занавесей

Про размеры полотнищ

Габаритные, т.е. в подвешенном виде, размеры оконных занавесей снимают по окнам. Если занавес в его проеме, габаритную высоту и ширину полотна берут на 2-3 см меньше, чтобы не трепались и пачкались края. Для оконных занавесей перед окном габаритную ширину берут на 20-30 см больше, а высоту смотря по тому, ляжет полотно на пол или не достанет до него.

Труднее из расчета ширины и, для каскадно-подъемных портьер, также длины отреза. Какие под какую облицовку (см. дальше) и подвороты давать припуски, знает любая швея, ими отмечено на выкройках. Но как предусмотреть складочки, чтобы изделие смотрелось, как задумано? Для воздушных тканей уширение отреза подъемных штор берут примерно 1,25. Для французских из воздушных тканей уширение 2,5 и удлинение 2, т.к. в довольно высокие складочки они все равно не сложатся; для них же из плотной ткани – исходя из этого 3 и 2,5. Но это без учета параметров определенных тканей.

Но прекраснее всего еще в магазине определить размеры отреза на опыте, только приобретать придется вдвоем или у знакомого торгового представителя, готового помочь. Необходимо на аршин (линейку для отмеривания ткани) набросить ее около 0,5 м, чтобы не соскальзывала. Прихватывать и прижимать нельзя! Потом поднять ровно (вдвоем), чтобы, край в низу отгиба-«хвоста» был не меньше чем в 0,75 м над столом, и бережно (примерно симметрично обоим) свести перегиб, следя за складочками не выше чем в 0,25 м под «хвостом». Вышло приблизительно так, как хочется? Смотрим, сколько на аршине между пальцами вашими и помощника; удлинение берем как обратную величину.

Допустим, когда складочки вышли как нужно, пальцы ваши встали на 26 см, а помощницы на 73, т.е. сдвинулись на 27 см. Значит, от метра осталось 100-26-27 = 47 см или 0,47 м. 1/0,47 = 2,12, это и будет необходимый показатель уширения для этой определенной ткани.

Подхваты

Гардины 2-слойных оконных занавесей вводят в боковые, или стенные, или косые подхваты, поз. 1 на рис. Портьеры, ради эстетики, в подхваты-канзаши, поз. 2. Если полотно тройное, используют те и прочие, поз. 3. В особенности солидный вид придают гардинам, но просят качественной гардинной ткани, подхваты-пряжки, поз. 4.

Виды подхватов для оконных занавесей

Нечто любопытное

Кстати, канзаши значит кандалы. Территория французской Луизианы Канзас (нынешний штат Арканзас) была названа оттого, что туда ссылали самых отъявленных каторжников. А после Наполеон I (так наличных средств на войну хотелось!) продал Луизиану янки за… 15 миллионов франков! А это весь нынешний Усредненный Запад Соединённых Штатов, от границы Канады до Мексиканского залива. Что там какая-нибудь Аляска… Выходит, знаменитый император хотя бы как то оказался глупее распоследнего из русских царей.

Боковые подхваты оконных занавесей бывают мягкими, эластичными и жёсткими. Эластичные сейчас редко встречаются: они делались из китового уса, которого в продаже очень давно нет, а пригодный на замену ему пластик – неблагородный материал.

Разновидности и облицовка подхватов оконных занавесей

Мягкие подхваты шьют из гардинной ткани гладкими, поз. 1 на рис., или гофре, поз. 3. Нередко декорируют кистями, бантами, поз. 3, сутажем с подвесками, поз. 2 в одном стилевом решении с гардинами на окна; подробно про отделку оконных занавесей см. дальше.

Примечание: «сутажом» – неверно, и это еще не самый «крутой» ляп в модулях проверки грамматики MS Word.

Эластичные подхваты делают цепными, поз. 4 либо в виде бус из искусственного жемчуга, поз. 5, бижутерии, стразов, поз. 6. Жёсткие очень часто литые или кованые из цветных металлов, поз. 7, но дома можно обойтись и легче, если есть старая столовая утварь. Ложек из мельхиора или нейзильбера жалко, они практически не могут поломаться и очень ценны. А вот из вилок с отломанными зубцами получаются хорошие жёсткие подхваты, см. рис., и к поверхности стены их крепить легче.

Подхват гардины из старой вилки

Есть еще метод получить большой респект оконных занавесей бесплатно: подхваты-пряжки из дисков для компьютера. Более того, потребуются (на шпильку) плетельные или паклюжные коклюшки или выструганные собственноручно древесные палочки. Методика проста, а декор – по вашему вкусу, поз. 8-10.

Напоследок, любители делают и очень разнообразные необычные подхваты: вязаные, плетеные (поз. 11 и 12), из мягких игрушек на проволочном каркасе, поз. 13, и др. Напр., в кухонную комнату – из чашек, поз 14. Только изымать из быта не дешёвые фаянсовые или фарфоровые, да так же и оплачивать в стекольной мастерской за то, что их продырявят, не надо. В продаже полно недорогой пластиковой посуды, снаружи неотличимой от фаянсовой. Но небьющейся, а ее донышко легко вырезается перьевым сверлом по дереву.

Примечание: как пошить подхваты для оконных занавесей обычные из материалов которые всегда под рукой и посолиднее из шторной ленты, см. видео ниже:

Видео: подхваты для оконных занавесей — мастер-класс

Видео: подхваты для оконных занавесей на шторной ленте

О тканевых рольшторах

Тканевые роллеты древне-китайского типа повсеместно используются на дачных участках или как временные вследствие собственной простоты и дешевизны: пара палок, 2 спайдерного крепежа, 2 ленты, а полотно из чего угодно, от парчи до склеенных газет. В помещениях для жилья не значительно дороже обходятся их потомки – роликовые шторы, см. рис. Механизм (реализуется в наборе с нижней рейкой-пригрузом) прост и технологичен и потому недорог, а полотно снова же любое, только бы не рвалось при скручивании.

Приспособление роликовые шторы

Декоративные элементы из ткани

Древнейший лабрекен-бандо тоже развивался художественно и используется там, где требуется солидность, лаконизм, монументальность, поз. 1-3 на рис., либо, наоборот, в примитивистском дизайне, поз. 4. В первых 3-х случаях база бандо – П-образная штанга (поз. 1) или коробчатый карниз, поз. 2 и 3. Последний может отделываться и без обшивки тканью, поз. 3.

Ламбрекены-бандо

Непростые декоративные элементы из ткани неимоверно многообразны, благодаря этому мы задержимся на незамысловатых и популярных их элементах. Симметрические, или прямые сваги сами по себе составят хороший декоративный элемент из ткани, см. рис. С правой стороны там дана половина выкройки; иная зеркально-симметрична. Ориентация выкройки – прямая, т.е. сгибом по основе ткани (вдоль отреза). Числами в кружках обозначены задаваемые параметры: (1) – 0,5 длины наименьшего сегмента; (2) – плечо свага, равное половине его полной длины; (3) – глубина свага; (4) – длина измеренной длины нижнего провиса; простое значение (4) = 2,96(2), т.е. для свага полной длины 1 м (4) = 1,48 м. По (4) определяется требуемая длина отреза.

Построение выкройки симметричного свага

Симметричный сваг

Подробная инструкция построения выкройки прямого свага заданных размеров такая:

  1. в направлении утка ткани откладываем АА1 = (1);
  2. от А1 откладываем А1А2 = 15 см, что будет составлять припуск на отделку;
  3. по сгибу откладываем АБ = 2х(3);
  4. также по основе откладываем БВ = 0,5(3);
  5. из точки Б по утку восстанавливаем перпендикуляр БГ = 0,5(4);
  6. замыкаем основу линией А2Г;
  7. объединяем точки В и Г плавной кривой (в совершенстве – полудуга параболы).

Примечание: как найти параметры параболы по высоте ее сегмента БВ, можно найти на математических сайтах, но ни к чему. Легче дать снизу 5-7 см лишку материала, закрепить вырезанный кусочек булавками к карнизу или доске, срезать ножницами по нижней складочке и прошить или оверловать срез.

Косой сваг

Несимметричные (косые) сваги также могут составлять весь декоративный элемент из ткани симметричный (в четном количестве) и асимметричный (в разных количествах). Построение выкройки косого свага выделяется в первую очередь диагональным кроем, т.е. вертикальная ось детали ориентируется под 45 градусов к основе и утку, см. рис. (1) – левое плечо; (2) – длина срединного сегмента; (3) – правое плечо; (4) – измеренная длина нижнего провиса, равная 1,48[(1)+(2)+(3)]; (5) – глубина свага. На 1 длины готового свага в большинстве случаев берут (1) = 35 см, (2) = 15 см, (3) = 50 см, тогда (4) = 148 см.

Построение выкроек несимметричного свага

Метод построения сводится к 2-м для прямых свагов с различными плечами и одинаковой высоты по сгибу:

  1. строим квадрат со стороной, равной ширине отреза;
  2. строим его диагональ, это будет сгиб свага;
  3. находим величину А1А+АБ+ББ1 = L = 5 см + (2) + 5 см, где 5 см – припуск на отделку;
  4. на линейке от середины откладываем и отмечаем карандашиком по 0,5L;
  5. прикладуем линейку у угольнику таким образом, чтобы середина линейки пришлась на прямой угол угольника;
  6. передвигаем угольник с линейкой вдоль диагонали, пока метки не придутся на стороны квадрата, и отмечаем линию А1АББ1;
  7. из А1 под 15 градусов к утку строим левое плечо свага А1Г = 5х(1);
  8. из Б1 под 15 градусов к основе строим правое плечо свага Б1В = 5х(3);
  9. на диагонали откладываем ДД1 = (5);
  10. плавной кривой объединяем точки Г, Д1 и В.

Перекиды

Перекиды в сущности сваги с вырезанным наименьшим (верхним) сегментом и кроятся идентичными способами, см. рис. У прямого АД = (5) – 8 см, учтен припуск на отделку; (5) – глубина верхнего провиса. Измеренная длина верхнего провиса (6) = 32 см/1 м длины перекида. У несимметричного глубина перекида (5), а (6) – глубина верхнего провиса; ДД2 = (6) – 8 см.

Построение выкроек перекидов

Выкройки перекидов различной глубины

Но из-за выреза вверху напряжения в ткани перекида делятся по-иному, чем в свагах, и скроить перекид таким образом, чтобы не потребовалась подрезки, не зная точно параметров ткани, невозможно. Описывать же построение выкроек с учетом параметров ткани долго и попросит от читателя ряда профзнаний. Благодаря этому на рис. с правой стороны мы просто даём выкройки косых атласных перекидов различной глубины. Привести их к заданному размеру можно, меняя шаг координатной сетки. Имейте в виду, крой диагональный!

Выкройки жабо и кокилье

Жабо и кокилье

Выкройки жабо и кокилье просты, см. рис. слева. Только одно требование – L, длина отреза, обязана быть не меньше 3l, где l – длина готового изделия. Крой может быть прямым, ортогональным (ось детали по утку) или диагональным; внешний вид складочек благодаря этому изменяется. Пробуйте на обрезке и подберите, какой вам прекрасно подходит.

Колокольчики

Построение выкроек обычного и двойного колокольчиков показано на рис. ниже. Для обычного ОД = 3l2+2,5 см, КЕ = 3l1+1 см, ОА = 0,5l1, ОБ = H, БК = 0,0375H, А-1 = 1-Г = 0,5l2, Б-1 = 1-В = 0,5l1. Точку Д находим как пересекание продолжения линии ЕГ и прямой ДОД. Отрезки Б-1-Е, А-2 и 2-Д – дуги окружностей. По линии 1-1 пройдёт складочка колокола. По линии АБ добавляем 1 см материала на сшивку.

Выкройки колокольчиков декоративного элемента из ткани

Примечание: припуски для ОД и КЕ даны для l1 в границах 7-10 см и l2 в границах 15-20 см. Для остальных размеров необходимо считать ОД = 3,14l2 и КЕ = 3,14l1.

Метод построения выкройки двойного колокола следующий:

  1. откладываем ОА = h1 и ОБ = h2;
  2. строим перпендикуляр БК = 0,5l1;
  3. строим запасной перпендикуляр АГ;
  4. откладываем на нем отрезки А-1 = 1-2 = (0,5l2–1 см) и 2-3 = 3-Г = 0,5l2;
  5. строим запасной перпендикуляр БВ и откладываем на нем Б-1 = 1-2 = 2-3 = 3-В = 0,5l1;
  6. через точки Е, В и Г (при точной разметке лягут на 1 прямую) строим линию до пересекания со дополнительным перпендикуляром (1) в т. Д;
  7. точки Б и Е объединяем дугой окружности;
  8. точки 4, 5 и 6 строим по проекции наружного вида колокола в масштабе и объединяем плавной волной (точно – синусоидой).

Примечание: можно не мучиться с начертательной геометрией. Обрезки ткани свертывают кульком, отрезают ножницами, как импонирует, и обметывают края. Атласную ленту для полосы точно также подрезают по месту и пришивают к сшитому колоколу.

А к чему и как это все крепить?

К полосе грубой техткани, надетой кулиской на добавочную штангу карниза. Как? Пришивать по месту сверху. Трудный декоративный элемент из ткани, детали которого прибиты на полу к доске мебельным скобосшивателем, будучи поднятым наверх, способен вызвать у хозяйки неудержимую икоту. Детали декоративного элемента из ткани пришивают в одном уровне и места подшивки прикрывают бандо, накладным кантом или доской карниза.

Украшения и облицовка

Полотна оконных занавесей декорируют в основном бахромой и рюшами. Порой декорируют вышивкой, аппликациями или разрисовывают набивкой по трафарету. Но сведущие обойщики идут на это нечасто, т.к. местные изменения жесткости ткани искажают складочки, в которых и есть главная красота оконных занавесей. Исключение для штор – обшивка по краешку сутажем, тесьмой, плетеной из шелковых шнуров. Гардины крупных дорогих оконных занавесей сутажем декорируют наиболее часто; в основном, сутаж берут с кистями (поз. 5 на рис.) или прочими подвесками.

Украшения и облицовка оконных занавесей

Очень часто дополнительно декорируют подхваты: бантами примитивными (из цельной ленты, поз. 1), непростыми в виде цветов и др. фигур, поз. 2, кистями, поз. 3. Подхваты из мастерски выбранной бижутерии сами по себе украшение, поз. 4. Из бижутерии часто набирают полотна занавесок (поз. 6) и кокилье декоративных элементов из ткани.

Из лабрекенов под добавочный декор годятся бандо; трудный декоративный элемент из ткани большей «красивости» не просит. В данном случае применяют накладной, подвесной декор и, может быть, дополнительные компоненты трудных декоративных элементов из ткани: кокилье, поз. 7, косые сваги и перекиды. Не запрещается облицовка сутажем, поз. 8.

Декоративные элементы из ткани из самостоятельных компонентов

Центральные и прямые детали, которые способны быть декоративными элементами из ткани собственноручно (см. рис. с правой стороны), не ставят, т.к. по законам эстетики это вызовет «спор за преобладание», а зрителю, не искушенному во всех данных тонкостях, декоративный элемент из ткани просто не понравится. По такой же причине внутрь лабрекена не вводят банты: они в декорировании всегда играют вторую скрипку. Бантами в декоративных элементах из ткани допускается закрывать переходы свагов и перекидов в жабо и кокилье, поз. 9. Напоследок, ровный ламбрекен-бандо также может быть и расписным, поз. 10.

Это еще не все…

Изложенное выше по большей части рассчитано на швею-домохозяйку среднего уровня. Переходы, о которых упомянуто выше, уже труднее и просят отдельного описания вместе с производством кистей, бантов и т.п. Стоит сказать, что это не все еще в оконных занавесках.

Непростые детали оконных занавесей

Детали оконных занавесей очень высокой проблемы

Как вам, например, люмьер? Слева на верхнем рис. Или двойной сваг с колоколом, с правой стороны там же? Схемы выкроек показаны, чтобы показать трудность работы. А есть еще, см. рис. с правой стороны, стрельчатые сваги, веерные декоративные элементы из ткани, буфы и многое иное.

Примечание: говорят (в официальных источниках доказательства не отыскивается) что шторы-люмьеры выдумали те самые братья Люмьер для собственного синематографа. Первые сеансы кино вводили зрителей в такой экстаз, что, если штора нечаянно вываливалась из подхвата и прикрывала экран, разъяренная публика разносила зал.

Может, вы пожелае пробовать себя в море шторного эксклюзива. Для этого в рунете отыщутся источники, дающие информацию по шитью оконных занавесей бесплатно. А мы будем искренне рады, если сведения из данной публикации помогут вам разобраться в них со знанием дела и сшить-таки шикарные гардины себе по вкусу.

, , , ,