Люстра предмет очень и очень дорогой, но технологически не очень уж трудный. В любом случае, процессов производства, которые невозможно было бы воплотить дома, для производства люстры практически не понадобится, или их можно сменить подобными ручными, визуально и по надежности дающими тот же эффект.
Любители собственными руками выполнили и делают большое количество светильников для потолка единого освещения (а это и есть люстры), заменителей в торговой сети которые не имеют и порой очень причудливого облика, см., напр., рис. Выдумки и читателю, верим, не занимать. Однако, к несчастью, в россыпи изображений самодельных люстр во всемирной сети образцы, удовлетворяющие требованиям техники безопасности и светотехники помещений для жилья, встречаются редко. Быстрее даже, достаточно редко.
Самодельные люстры
В этой статье рассматривается в первую очередь, как правильно самому сделать люстру технологически и светотехнически. Ничего особо трудного здесь нет; это нечто вроде мольеровского персонажа, который, оказывается, всю жизнь говорил прозой. Однако некоторые основы знать совсем не помешает. Потому, что необычный правильный дизайн (речь о котором совсем не оставлена) также требует хорошей основы, иначе на чем красоте держаться?
Примечание: к примеру, как можно своими силами дома сделать люстру в комнату для гостей, см. видео ниже. По дизайну она пойдёт в дизайн разного стилевого решения, приемлющего четкие формы, а это очень большой диапазон, от китайского мандаринского до фьюжн.
Видео: люстра собственными руками из материалов которые всегда под рукой
Благодаря этому тонкости дизайна и конструкции главных светотехнических и одновременно элементов декорирования люстры – плафонов и абажуров – тема другой публикации; каркаса/опоры осветительных приборов, которые тоже актуальны как части единого оформления – еще одной. Об общем светодизайне помещений для жилья также будет не лишним выяснить по ссылке. А в данной статье займемся тем, что для них всех общее, плюс электрическая часть:
Светотехника и конструкция – самые начала для помещений бытового назначения;
Электроарматура, по большей части с точки зрения техники безопасности;
Из чего делать светоарматуру, с упором на возможности изготовления из материалов которые всегда под рукой;
Специфики люстр для помещений жилого фонда разного назначения;
Подбор осветительных источников для той либо другой люстры.
Примечание: тем, кто усомнится, к чему здесь какие-нибудь глубины, да будет известно – самодельные осветительные приборы прочно держатся в 1-м десятке по бытовому электротравматизму, пожарной опасности и как причина порчи зрения, конкретно у деток.
Чего не нужно страшиться?
Дерева и работ по дереву. Смотря на фигурные древесные детали люстр промышленного изготовления, кажется, что воссоздать их дома невозможно. Между тем совсем высокопарный каркас люстры из дерева может быть сделан за день-два собственными руками в кухонной комнате или на балконе.
А дело все в том, что древесина при нагреве по всей массе до 150-250 градусов размягчается и гнется, а остыв, хранит приданную ей форму. Подогреть деревяшку до такой температуры не обугливая можно феном для строительных работ. Только необходимо не позабыть заранее высверлить осевые отверстия (скажем, для проводки электрического кабеля), в уже выгнутой детали это будет невозможно.
Примечание: легче всего гнется разогретой древесина нетяжелая или средней плотности мелкослойная – береза, клен, ясень, липа. Бамбук и определенные породы жаркого дерева гнутся вообще нагретыми до 90-100 градусов способом пропаривания в парах воды. МДФ вследствие однородности собственной структуры гнется достаточно хорошо и точно, но требует большего нагрева.
Напоследок, вполне изящная древесная люстра может быть сделана из не гнутых деталей: современные источники освещения дают возможность осуществить и подобное решение. Тогда светильник для потолка выполняется в виде люстры-плафона, см. дальше.
На что обращать собственное внимание?
На старые советские люстры и вообще домашние осветительные приборы. СССР, как все знают, был событием очень неоднозначным, что в особенности явственно изъявлялось в советском ширпотребе. Если у вас в кладовой комнате завалялась старая домашняя люстра «совкового» производства, то ее светорассеивающие/прозрачные детали точно сделаны из очень качественного стекла, а фарфоровые/фаянсовые декоративные из подобного же хорошего материала. Пускай 1 «рожок» из 4-5 разбит, оставшихся на новую самодельную люстру хватит. Краска облупилась? В наше время в продаже есть любые смывки и хорошие эмали на акриловой основе. Часть «висюлек» потерялась? Из прочих тоже можно построить нечто прекрасное, была бы вымысел и вкус.
Светотехника и зрение
Приблизительно лет 10 тому назад была достаточно точно измерена пропускная способность по информации визуального нерва. Она оказалась раз в 5-6 меньше количества информации в картинке, которую оптическая система глаза рисует на сетчатке, и ученым понадобилось согласиться в конце концов как факт: где-нибудь в глазу таится нечто вроде видеопроцессора. Подозрения о его наличии появились еще лет 200 тому назад, т.к. конкретные зрительные иллюзии совсем не зависят от физического и психического состояния субъекта. Доводилось дозволять, а сегодня это убежденность, что картинка в мозг поступает не сырая, но каким-нибудь образом обработанная. С точки зрения светотехники и воздействия характера освещения на здоровье и самочувствие данный факт тоже очень важен: хороший источник освещения должен давать свет не только очень яркий, но и ровный, мягкий, дающий возможность четко распознавать детали разнообразных цветов и не утомляющий глаз.
Примечание: напомним читателю, что картинку на сетчатке снимают фоторецепторы 2-х видов – палочки и колбочки. Первые намного более восприимчивы, но воспринимают только общую яркость, благодаря этому ночью все кошки серы. Колбочки 3-х видов, воспринимают отдельно красный (R), зеленый (G) и синий (B) участки спектра цветов. Также отметим, что глаз намного более чувствительный к зеленым лучам, чуть меньше к красным и менее всего к синим.
Спектры осветительных источников
Наименее утомителен для глаза свет со цельным спектром, поз. 1 на рис: все видимые детали объекта более менее одинаково освещены. Если спектр ограниченный, то те, которые в него не проникают, просто не заметны. Процессору глаза не надо ничего «дорисовывать», а конкретно это лучше всего утомляет зрение и портит его.
Спектры разных осветительных источников
А дело все в том, что для «дорисовки» плохо различимого оптика глаза должна все время и нередко перефокусироваться, а фотоприемная система менять собственную аккомодацию, т.е. общий уровень чувствительности. Данная процедура в определенном роде аналогична проработке деталей в фотошопе при помощи нормализации уровней и «подтягивания» тонкривых, но, кто умеет это делать, знают: очень вялая с самого начала картинка, если обязательно необходимо «вынуть» детали, грубеет до «рвани». А если идет речь о собственном зрении, мозг в конце концов начинает понимать «рвань» как норму, исходя из этого перенастраивает мускулатуру глаза и методы работы визуального процессора, что и ведет к расстройствам зрения.
К несчастью, из пригодных по требованиям безопасности для домашних условий осветительных источников непрерывный спектр дают только лампы с нитью накала, традиционные и галогенные. Они, самое первое, по сегодняшним требованиям неэкономичны. Второе, их спектры тепловые и благодаря этому имеют крепкий завал в синей области. Т.е., правильного цветоощущения при подобном освещении достигнуть невозможно.
Все таки, лампы с нитью накала в бытовых светильниках вполне применимы: за миллион лет эволюции человеческий глаз привык сам давать поправку на желтизну, и расстройства зрения при подобном освещении возможны лишь от его недостаточной или избыточной яркости. Что до натриевых ламп, светящих исключительно в жёлтой области, то для зрения их свет также не вреден, но о сколько-нибудь адекватном цветовосприятии здесь и не скажешь.
Практически образцовой передачи цвета дает возможность при минимально потенциальной утомляемости зрения добиться искусственный, или аддитивный спектр, поз. 2. Процессору глаза нет необходимости перенапрягаться: верхушки зон R, G и B выходят за хороший при этой общей яркости степень освещенности немного, а на их стыках возобновление полной деталировки требует обычного сложения парциальных (приватных) картинок в соответствующих цветах. В итоге общий уровень белого выходит практически линейным и детали разных цветов четко заметны, а оттенки серого плавно переходят друг в друга.
И опять к несчастью: аддитивный спектр дают только экраны хороших электронно-лучевых трубок (кинескопов). К нему потихоньку, но смело подобраются лампы дневного света (экономки) с 3-4 слойным светонакопительным пигментом светящимся в темноте, некоторые образцы светодиодных осветителей и экраны TFT-дисплеев, однако до полного решения проблемы еще далеко. Благодаря этому опытные и пекущиеся о собственном зрении (которое в этом случае так же и ключевой инструмент для работы) графические декораторы, фотографы и художники, работающие за компьютером, храбро держатся за «трубочные» мониторы, приобретая по бешеным ценам высокопрофессиональные или выискивая б/у с еще не севшей трубкой.
Примечание: свет от источников с аддитивным спектром называют максимально мягким. В природе максимально мягкое освещение – утреннее при легкой облачности, когда сквозь облака немножко просвечивает диск Солнечного света.
В бытовых условиях подходящей мягкости света дают возможность достигнуть его источники с островным спектром, поз. 3. Смотрится он как 3 сплошных ограниченных, однако это тот случай, когда кол-во переходит в качество: узрев 3 зоны главных цветов, глаз в первую очередь постарается рассмотреть, а что же между ними. В провалах между островами что-то еще видно, хотя и на уровне освещенности значительно меньшем благоприятного при этой аккомодации. Пики островов тоже очень сильно задраны вверх, но еще в границах возможного.
Островной спектр дают большое количество экономок и хороших светодиодных ламп; как их отличить сразу во время покупки от, скажем так, не довольно хороших, см. дальше, в разделе об осветителях. Заниматься при подобном свете работой, требующей напряжения зрения, нежелательно, но читать/писать по 3-4 часа в течении дня можно.
У островного спектра есть 2 важные для бытовой светотехники специфики. Первая – его можно значительно ослабить при помощи светоформирующих устройств, см. дальше. Вторая – «хвосты» красного и синего не хотят уходить в ИК (инфракрасную) и УФ (ультрафиолетовую) области, а к границам видимого спектра спадают до черного. Благодаря этому, если детали какого-то цвета в островном освещении плохо заметны, увеличивать общую яркость – только вредить зрению. В данном случае приходится применять локальное освещение лампами общего назначения или экономками/светодиодными другой температуры цветов, у них острова спектра будут размещены по-иному.
Самый вредный для зрения спектр – линейчатый, поз. 4. В нем, самое первое, более узкие зоны главных цветов не перекрываются. Второе, для создания достаточной общей яркости приходится «задирать» пики линий, в особенности синей, выше максимально возможного. Свет как бы и не достаточно яркий, а глаза режет. Все в общем видно как бы и прекрасно, но детали где нибудь теряются и совсем не разглядишь, хоть глаза лопни.
Такой свет зовется максимально жёстким. Его дают недорогие LED-лампы и некоторые модели экономок с 1-слойным светонакопительным пигментом светящимся в темноте. Ослабить его светоформирователями совсем не возможно, т.к. в провалах между линиями вообще ничего не освещено. При длительном использовании таким светом возможно формирование не только близорукости/дальнозоркости, но и разных нарушений цветовосприятия (процессор глаза перенапрягается без толку, стараясь рассмотреть невидимое), и даже отслоение сетчатки.
Электроарматура
Грубое и очень часто влекущее за собой плохие последствия нарушение правил ТБ при самостоятельном изготовлении люстр – подвешивание их за электрический кабель: его конец пропускают в патрон лампочки, завязывают узлом, так все и удерживается на весу. Люстру, даже легчайшую, необходимо подвешивать на индивидуальной тяге, жёсткой или пластичной.
Жёсткий подвес люстры всем известен: это трубка, в которую протянут провод. Классический эластичный подвес – цепочка; провод в этом случае проходит сквозь звенья. В наше время в продаже есть и особые кабели для люстр, в них помимо 3-х проводов под общей оболочкой так же и прочный канатик для подвеса. Его необходимо выводить наружу и крепить в 2-х местах: вверху к крюку и внизу к каркасу люстры, иначе канатик в течении определенного времени может выползти и люстра повиснет на проводах. При подвешивании на индивидуальном шнуре провод нужно обвести около него несколькими виточками (а не наоборот!) и зафиксировать кончики «змейки» скотчем или, не натуго, мягкой ниткой.
Патроны для домашних ламп освещения
Нештатные ситуации с люстрами очень часто появляются в месте ввода проводов в патрон лампочки, благодаря этому патроны тоже необходимо крепить на каркасе отдельно. Самый удобный для этого патрон Е17 под лампу-миньон (лампу-свечку) с винтовым зажимом для крепежной ламели (показан стрелкой на поз. 1 рис.). Если каркас из трубок, ламели получают, сплющив их кончики. К каркасу из дерева ламели из полосы стали толщиной 1-1,5 мм и шириной 10 мм можно закрепить мелкими шурупами.
Патроны Е17 с концевым хомутом (хвостовиком), поз. 2, для домашнего умельца удобством не отличаются, т.к. хомут крепится парой гаек, под которые на трубке необходимо нарезать резьбу. Если места в люстре хватает, в данном случае лучше применять патрон Е27 (традиционный, «толстенький») с боковым хомутом, поз. 4. Хомуты, для получения желательной ориентации ламп, можно осторожно подгибать. И, напоследок, в люстрах с единственной лампочкой удобнее может быть патрон Е17 или Е10 (суперминьон) с проушинами для крепления, поз. 5, но места присоединения проводов к такому необходимо очень тщательно заизолировать.
Примечание: традиционные бакелитовые патроны Е27 тоже можно крепить жестко, для этого во вводных штуцерах их крышек существует особенная резьба. Но аналогичную резьбу следует иметь на трубке, к которой крепится патрон, а ручных метчиков под нее в продаже нет.
О процессе установки и подсоединении
Запитывать от сети люстру общей мощности до 60 Вт можно кабелем с сечением проводящих ток жил 0,35 кв. мм; до 120 Вт – 0,5 кв. мм; до 300 Вт – 0,75 кв. мм. Применяют 3-жильный провод со сдвоенной изоляцией. К нулевому проводу сети подсоединяют «земляной» (жёлтый с продольной зеленой полосой) провод, а к идущим от выключателей секций люстры фазным проводам – другие 2.
Примечание: искать фазу при помощи контрольной лампочки, щелкая выключателями, непозволительно! Необходимо пользоваться индикатором-фазоуказателем!
Подключение проводов к клеммникам патронов ламп и вообще электромонтажные работы люстры выполняется внизу поэтапно в такой последовательности:
Удостоверяются при помощи фазоуказателя, что напряжения на проводах нет и никто нечаянно щелкнуть выключателем не может. Для этого их рычажки можно на время заклеить скотчем.
От потолочных кончиков кабеля пробрасывают до пола времянку из кабеля с жилами не меньшего, чем у штатного, сечения.
Зачищают кончики штатных проводов люстры, подсоединяют ее общий ввод к времянке. Не забывайте заизолировать соеинения!
Разбирают патрон.
Вводят конец кабеля в крышку патрона сквозь штатное отверстие.
Одевают на него стопорную шайбу, предотвращающую случайное выдергивание из патрона. В исключительном случае – завязывают провод в узел.
Заделывают оголенные кончики проводов в клеммы. Многожильные провода перед заделкой крутят и, неплохо бы, лудят, чтобы вылезшие жилки не устроили КЗ (короткое замыкание),
Вставляют клеммник в крышку, посадив его выемками на подходящие выступы в ней.
Выверяют, если ли маленькая петля кабеля под крышкой и не выдергивается ли она.
Удерживая клеммник, чтобы не соскочил, навинчивают на крышку корпус патрона.
По завершении монтажного процесса части винчивают лампы, выверяют, включив соотв. выключатель, горят ли ровно.
Опять блокируют выключатели от нечаянного включения, удаляют времянку.
Вешают люстру на место, подсоединяют ее ввод к потолочным концам.
Выверяют: горит ровно, не мигает – монтаж завершен, можно пользоваться.
Светоарматура
Световая арматура люстры (светоформирующая система) самое первое, направляет свет должным для этого типа помещения образом. Второе, сглаживает его благодаря уменьшению верхней яркости осветителя. А для осветительных источников с островным спектром вырисовывается еще одно подходящее обстоятельство.
В школьных и даже общих университетских курсах оптики, чтобы через чур не путать студентов, считается, что при рассеянии, отражении и преломлении света его частота остается неизменной; это позволяет воочию вывести ключевые их законы. В действительности полностью линейных сред не бывает и определенная доля световых квантов в данных процессах переизлучается, из-за чего меняет собственную частоту и, поэтому, цвет. Т.е., «хвосты» спектральных островов получают маленькую яркостную «подпитку», что делает работу легче процессора глаза; это равносильно добавочному послаблению света.
Процессы работы
В светоарматуре бытовых осветительных приборов применяется как правило диффузное отражение и рассеяние света. Отражение в зеркале находит небольшое использование, т.к. само по себе не делает меньше поверхностную яркость и не сглаживает свет. Достаточно повсеместно применяется преломление в светопропускающих средах: хрустальные подвески не только дают приятную световую игру, но и значительно смягчают его без существенных потерь потока света. И, напоследок, в некоторых случаях, напр. в абажурах из ниток, в развитии потока света имеет место приметная доля дифракции.
Варианты опасного для зрения освещения
Примечание: с дифракцией и тенями вообще-то нужно поосторожнее. Свет в комнате, что слева на рис., может вызвать нервное нарушение и у взрослого, а колючие лучики от источника освещения с правой стороны там же для пользы зрению совсем не пойдут. Тут имеет место то обстоятельство, что в пиках дифракционной картины интенсивность света бывает очень много больше, чем на первично излучающей поверхности.
Образовывающие детали и системы
Смягчение света и развитие нужной его диаграммы направленности (ДН), см. ниже, при помощи преломления в светопропускающих средах и/или зеркального/полного внутреннего отражения требует приличного количества подобных оптических актов: в каждом из них светопотери малы, но мала и степень изменения потока света, т.к. светопропускающие среды потому и прозрачны, что их нелинейность вырисовывается в ничтожной степени. Классически для этого необходимо много преломляющих компонентов с высокими оптическими качествами; поэтому, дорогих или доступных не часто. В настоящий момент мастеров-любителей выручают пластики: необычная люстра на преломлении и переотражениях может быть сделана вообще из бросового материала, см. дальше. Вид у подобных люстр «воздушный»; эксплуатационный период – 1-3 года.
Если нет в распоряжении хрустальных подвесок, нужно будет применять рассеяние и диффузное отражение. Светопотери будут больше, Но тогда возможно обойтись подручными материалами: достаточно получить всего 1-3% нелинейных оптических актов во всей светотехнической системе. Традиционный люксметр с набором светофильтров подобного количества «левых» квантов не улавливает, однако его хватит, чтобы освещенность провалов между островами спектра поднялась выше «дна» диапазона аккомодации и глаз работал не переутомляясь.
В основе светоформирователей на диффузных оптических процедурах лежат 3 элемента: плафон, абажур и диффузный рефлектор. Плафон, поз. 1 на рис. – колпак из стекла на матовой основе или подобного ему по оптическим особенностям материала. Наружу свет из него может выходить, только претерпев рассеяние. Для последующего развития потока света оптические свойства помещения значения не имеют или имеют очень небольшое.
Детали и варианты светотехнических систем
Абажур, поз. 2, часть первичного света выпускает наружу без изменения; не обязательно вниз. Смягчение первичного светового пятна достигается за счёт его подсветки отраженным от потолка и стен мягким светом, благодаря этому оптические свойства помещения в этом случае значительны. Определяющими они становятся для диффузного рефлектора, поз. 3, однако эта светотехническая система с помощью изменения степени прозрачности рефлектора(-ов), их габаритов, комбинации и размещения позволяет формировать разные ДН.
Световые системы люстр строятся, в основном, путем комбинирования простых формирователей. Напр., на поз. 4 – прекрасно знаменитая люстра из расположенных ступенчато концентрических абажуров, дополненных маленьким практически плоским плафоном. С первого взгляда, светопотери в ней должны быть велики, но вспомним: для освещения школьного спортивного зала площадью ок. 400 кв. м и с потолочной высотой под 6 м хватало неэкономичных ламп накаливания на общую мощность 800-1200 Вт.
Среди новых световых систем выделяются люстры-плафоны, поз. 3. Названы они так вследствие того что считаются вместе с тем плафонами и осветительными, и архитектурными потолочными, см. фото. Сущность оптики этого типа в том, что в камере-ловушке первичные кванты испытуют многократные переотражения и наружу свет выходит сильно смягченным.
Древесная люстра-плафон
Возникновение люстр-плафонов возможным стало из-за наличия излучающих мало тепла современных осветительных источников; в особенности светодиодных. Лампы-экономки в закрытых камерах люстр-плафонов ломаются все же быстрее обыкновенного, однако для LED светильников, выделяющих всего по 3-6 Вт «паразитного» тепла, отсутствие вентиляции несущественно. Благодаря этому корпус люстры-плафона под светоизлучающие диоды может быть без особенных предосторожностей и непростых работ сделан из дерева. Более того, ее камера сглаживает свет настолько, что в качестве первичных источников можно использовать ленты на светодиодах. В данном случае, запитав их от источников стабильного тока для светоизлучающих диодов, можно если есть желание и необходимости менять цветовой тон освещения в широких пределах.
Материалы для световых систем
О покупных элементах люстр из стекла или особых пластиков можно заметить, что:
Стекло необходимо подбирать зеркальное, на сломе бесцветное или чисто белое.
Под любые источники освещения, помимо ламп накаливания, лучше всего взять оптические части, матированные не с поверхности, а в массе, т. наз. молочные, желаемой степени прозрачности.
Акриловые компьютерные диски в световых системах применять нежелательно: полупрозрачный слой металла в них только без толку поглощает свет, а практически совсем светопрозрачный и бесцветный оптический акрил сколько-нибудь ощутимо не видоизменяет световой поток.
Хорошие самодельные люстры получаются из пищевых ПЭТ-бутылок. Показатель преломления и прозрачность ПЭТ (полиэтилентерефталата) довольно высоки, что позволяет при маленьких светопотерях достигнуть существенного смягчения света. ПЭТ-бутылки выпускаются разных оттенков цветов и полупрозрачными, из-за чего люстру можно начинать строить на основе как преломления и переоражений, так и диффузных процессов.
Кроме дешевизны и общедоступности большое преимущество ПЭТ – простоту отделки дома и, в умелых руках, неплохие качества декоративного характера. Напр., как делать цветы из бутылок, см. профессиональный мастер-класс по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=8TXXoiTLhVA
Цветочный декор не только сделает красивее люстру, но и, благодаря повышению числа преломляющих поверхностей, значительно сделает лучше ее светотехнику. Возможны и иные варианты зрительно полезного и прекрасного декора из бутылок из платика, но мы их оставим для публикации об абажурах.
Другие пластики для люстр с лампами-экономками тоже годятся, в качестве отражателей. Для них необходимо брать материал как можно белее и немножко шершавый или с сатинированным глянцем. Полупрозрачные детали из бытовых пластиков не очень-то хороши, т.к. вместо наполнителя применяется очень часто мел или тальк с красящими присадками. Светопотери в подобных будут велики, а смягчение света – исключительно за счёт падения верхней яркости. Применять лучше пропилен, т.к. ПВХ от света очень скоро желтеет и получается хрупким.
Второй очень прекрасный и недорогой материал для оптической системы люстры – бумага. Если лампа светодиодная, то люстра из бумаги с ней отслужит много лет: бумага желтеет и теряет светопропускание от нагревания и влияния УФ, которых LED-лампы практически или абсолютно не дают.
Светопропускание бумажных элемент люстры выбирают, подбирая материал соответствующей плотности, от 20 до 220 г/кв. м. Отражательные свойства современнейшей писчей бумаги фактически идеальны: с показателем белизны ниже 0,8-0,85 она просто не выпускается. К слову, некоторые ушлые производственники оперируют коэффициентами белизны 1,05 и даже 1,15. По какой методике измерений они выходят на сверхединичные значения величины, которая как правило не может быть более 1, кто знает. Однако с точки зрения физики это забавный бред: поставил такой листик возле зеркала, между ними – фотоэлектрическую панель, раз посветил фонариком, вот тебе и вечный мотор II рода. Или благодатная тема споров на форумах техномистиков. А что здесь подобного? Раз КБ>1, то листик света и, исходя из этого, его энергии излучает больше, чем принимает.
Примечание: колба лампы с нитью накала мощностью 60 Вт может разогреваться более чем до 100 градусов Цельсия. Благодаря этому для люстр с плафонами, абажурами и отражателями из пластика, ткани, текстиля и ниток необходимо использовать лампы с нитью накала не больше чем на 40 Вт, а галогенные – до 15-20 Вт.
Видео: мастер-класс по изготовлению люстры из веревки или ниток
Люстра в комнате
Главные типы ДН для освещения помещений бытового назначения показаны на рис. Кардиоиду сформировывает плафон, это свет для маленьких спальных комнат, детских, прихожих. Крах вверху появится за счёт тени от цоколя. Детская люстра обязана быть снабжена сферообразным плафоном, сильно, однако без чрезмерных светопотерь, рассеивающим свет. В особенности мягкое и, очень неплохо бы, бестеневое освещение в детской нужно, чтобы не напакостить еще не окрепшему зрению. Благодаря этому плафон детской люстры прекраснее всего делать из бумаги, а преломляющих материалов для нее остерегаться.
Восьмерочную ДН получают при помощи нескольких диффузных рефлекторов и прекрасно беленого потолка, напр. гипсокартонного. Такой свет нужен в довольно большой гостиной со свободным местом в самом центре, кабинете и др. помещениях, где зоны освещаются локальными световыми источниками.
Веерную ДН даёт примитивной абажур, а лепестковую он же, идущий апертурой (раструбом) вверх. Лепестковые ДН свойственны для бра, которые тут не очень в теме, а вот люстры с веерной ДН подойдут в маленькую комнату для гостей со столом для обеда в самом центре или на кухню. Тем более для последней: свет содействует осаждению паров органических веществ и битуминизации их в жидкой фазе, так что потолок тут особо освещать ни к чему, пускай лучше возможная сажа уйдет в вытяжную систему.
Примечание: намного более одинаковое освещение напольной территории при минимальном расходе электричества на освещение даёт т. наз. косеканс-квадратная ДН. Однако выходит она при помощи очень трудных приборов освещения, потолок и стенки необходимо освещать отдельно. Используется в основном для освещения больших помещений для производственных нужд, открытых площадей, зданий спортивного назначения и т.п.
Лампы для люстр
Абсолютно не все производственники бытовых ламп освещения дают на сайтах и в спецификациях их спектральные характеристики, благодаря этому и продавцы очень часто их не знают. Что же касается ламп-экономок, здесь незнающему покупателю легче: спектр неизвестен – берем на температуру цвета 4300 К. В худшем случае получаем непрерывный ограниченный спектр. Рассмотреть во всей красе цветную открытку или иллюстрацию в книге он не даст, но зрению не повредит. Визуально такой свет практически белый с легкой желтизной. Норма электрической мощности ламп такого типа – 1,8-3,4 Вт на 1 кв. м освещаемой площади в зависимости от комбинации и общего тона комнатного дизайна.
Примечание: фитолампы для полок с цветами, парников/теплиц и аквариумов применять для единого освещения нельзя. Их спектр резко линейчатый, он полезен растениям для фотосинтеза, но совсем не человеку для зрения.
LED-лампы подбираются, самое первое, на температуру цвета 2800-3300 К, желтенькие. У белых спектр, в основном, линейчатый, что ощутимо сразу: их свет режет глаза и в прекрасно освещенным по настоящему зале для торговли. По видимым конструктивным признакам необходимо подбирать лампы-глобы с матовой колбой и глубоким ее хвостовиком, поз. 1 на рис. Если приглянулась лампа-«кукуруза», то руководствоваться необходимо следующими симптомами поз. 2:
Светодиодная сборка обязана быть прикрыта практически прозрачной колбой, это гарантирует в первую очередь долговечность лампы. «Голая кукуруза», со светящими структурами под пленкой для защиты, чувствительна в загрязнениям и вообще воздействиям внешней среды.
Кол-во некоторых излучающих структур должно быть не меньше 15-20.
«Кочан», т.е. обечайка-держатель излучающих структур, обязан быть светопропускающим. В комбинировании с пред. требованием это даст приличное количество переотражений в середине колбы, большую равномерность первичного света и отличные возможности развития потока света.
LED-лампы
Чтобы не «попасть» на линейчатый спектр, необходимо также остерегаться имитаций под глобы и «кукурузы» в виде лампочек с светопрозрачной колбой, сидящей прямо на цоколе, и незначительным количеством излучающих структур, поз. 3. Освещенность от них в маленькой комнате и визуально окажется неравномерной, а спектр очень часто линейчатый. Также для освещения помещений для жилья негодны LED-лампы направленного света, поз. 4. Они предназначаются для дополнительного/служебного освещения и при длительном использовании глазам вредны.
Напоследок
Материал публикации кому-то на первый взгляд покажется скучноватым. Но, к сожалению, любой врач-окулист подтвердит: проводить эксперименты наобум с самодельными источниками освещения настойчиво не рекомендуется. А теоретические познания не мешают, но наоборот, помогают осуществлять идеи в прекрасные, красивые изделия. Там тоже тонкостей хватает, но к ним мы обратимся уже в другой публикации про абажуры для люстр и не только.