Полимерная глина, она же пластика или холодный фарфор, повсеместно используется в малых формах декоративного искусства. Что творят из нее мастера, не поддается описанию; на рис. лишь некоторые варианты. И это все выполняется дома, на столе, в свободную минуту, людьми, не бывшими учениками Микельанджело или Челлини. Техника работы с пластикой доступна для начинающих и дает возможность достигать великих, даже замечательных, результатов практически любому, сырье дешево, а готовые изделия из нее достаточно долговечны и прочны.
Полимерная глина и предметы из нее
Любителями, уделяющими пластике свободное время, более применяется полимерная глина, приготовленная собственными руками. А дело все в том, что срок хранения самотвердеющей полимерной глины ограниченный. Во вскрытой и обратно закупоренной необычной упаковке качество массы постоянно ухудшается и она приходит в негодность задолго до его прошествия. Если в следущую задумку необходимо немного, скажем, жёлтого, то приобретать целую тубу, баночку или пакет нет смысла: когда дойдут руки до следующей вещи, материал может уже подпортиться.
Примечание: если же вы изготовляете предметы из пластики постоянно, на продажу либо для себя, то лучше всего воспользоваться покупным сырьем. Особенно, когда необходимо получить мягкие цвета и тонкие их переходы. См., напр., профессиональный мастер-класс по работе с пластикой в технике «Акварель»:
Видео: мастер-класс по работе с полимерной глиной
Пластика или фарфор?
Говоря по существу, холодный фарфор и пластика – материалы разнообразные. Первый это т. наз. термореактивная полимерная глина (брусковая пластика), требующая термообработки (запекания в духовке) отформованных изделий. Приготовляется она в условиях в промышленности. Период годности материала – годы и годы, а готовых предметов фактически безграничен. У автора таких строк пока не совсем израсходован запас брусковой пластики еще производства СССР 80-х. В дело она пригодна даже в наше время.
Изделия из термореактивной пластики прочные, как поликарбонатный пластик или карболит, могут выдержать механическую отделку, покраску, лакировку. Термическую устойчивость после запекания – до 180 градусов, не гигроскопична. Но мять ее тяжело, необходимо совмещать лепку с резьбой. Тонких цветовых переходов достигнуть нельзя. В общем, это материал для производства подставок осветительных приборов, лицевых панелей корпусов каких-то маленьких самодельных установок, рукояток к ним, моделей летательных аппаратов и т.п.
Вещицам изящным и красивым более уделяют внимания, конечно, мастерицы. Вот для женских пальчиков иная разновидность полимерной глины – самозатвердевающая, или же просто мягкая – сделана как специально, то того она чутка и податлива. Мягкая пластика дает прекрасную возможность имитировать даже эти камни, как каррарский мрамор, агат, орские яшмы (в т.ч. пейзажные) и нефрит. Повторной обработки, помимо сушки не на прямом свету при температуре 15-25 градусов, не потребуется. Термическую устойчивость просохшей – до 90 градусов.
От постоянного смачивания или нахождения в атмосфере с влагой более 85% предметы из мягкой пластики быстро, за 3-9 мес., портятся. Защита – краски на основе акрила и лаки на основе воды. Покрывать краской и покрывать лаком можно лишь полноценно просохшие изделия, см. дальше. Нательные украшения покрыть лаком на акриловой основе необходимо в два слоя; жиропот – первейший недруг мягкой пластики.
Период годности изделий из самотвердеющей пластики, носимых на теле – до 5 лет; такой же неподвижных, иногда освещаемых прямыми лучами солнца через стекло, а в притененном помещении – до 12-15 лет. Поделки из самозатвердевающей полимерной глины прочные приблизительно как ПВХ с наполнением. Цветовая гамма – богатейшая, и очень плавные градиенты цвета получаются без каких-то трудностей, см. дальше.
Примечание: в процессе обработки механическим способом самотвердеющая полимерная глина предрасположена к выкрашиванию и трещине, благодаря этому формовать изделия из нее неплохо бы сразу с отверстиями и др., см. дальше о бусах.
О лепнине на мебели
Тот и другой виды пластики прекрасно годятся для оформления самодельной или покупной мебели дома, см. рис: элементы декора из них прочно приклеиваются к дереву ПВА, а любому иному твёрдому материалу, включая стекло – акриловым клеем. Защита от выгорания на прямом свету – 3-4 слоя обыкновенного акрилового лака или 1-2 слоя особого защитного от УФ (ультрафиолетового излучения), т. наз. анти-UV или же просто UV-лака. Последний обеспечивает защиту от выцветания в комнате с большим южным окном лет на 10 и более.
Декоративное оформление мебели деталями из полимерной глины
Использование пластики для украшения небольшой мебели – шкафов, тумбочек, полок, вешалок, ключниц и т.п. – известно всем. Однако с не меньшим успехом, исключительно в большим трудом из самотвердеющей пластики разрешено делать большую лепнину, выводя ее частями по проволочному каркасу (если ажурная) или основе из дерева. Напр., ряд снизу фото на рис. – кроватные изголовья. Крайняя с правой стороны – в спальной комнате Жанны Фриске, сама она когда-то это фото выложила. А чем хуже другие, вылепленные потихоньку-полегоньку, однако при неоднократно меньших затратах?
Материал
Перейдем к тому, как выполнить полимерную глину собственноручно дома. Тонкой и богатейшей палитры цветов сразу не получаем, однако для освоения техники пластики рукодельная исходная масса вполне пригодна. Ее долговечность и потребительские качества при аккуратном приготовлении не уступят покупной. Исходная масса состоит из наполнителя – крахмала – связующего (ПВА клея), и водного ингибитора/стабилизатора на основе глубоко рафинированного растительного масла. Для покрытия краской в нее прибавляются пигменты или готовое изделие прокрашивается поверху.
Примечание:состав пластификатора-стабилизатора для самых разнообразных видов крахмала различен, см. дальше.
Компоненты
В первую очередь – масло, в основном от него зависит качество пластики. Раффинаж масла обязан быть полным, т.е. – никаких следов желтизны, прозрачное и бесцветное. «Желтенькие» элементы даже на не сильном рассеянном свету в течении определенного времени битуминизируются, деталь посереет, как древо на улице, и начнет разламываться. Благодаря этому для приготовления пластики необходимо применять детские или косметические масла; желательно – на основе масла какао.
Следующее – крахмал. У растительного крахмала разного происхождения размеры, форма и структура зерен различаются. Для пластики годится крахмал кукурузный или картофельный. Из первого (точнее, из пластики на его основе) лучше получаются мелкие изделия, напр. бижутерия. Он даёт массу более зернистую на изломе по высыхании, но и более стойкую к влияниям химии. Изделия намного больше из самодельной пластики на кукурузном крахмале при сушке могут дать трещины или пойти морщинками.
Микроструктура картофельного крахмала тоньше, благодаря этому и сохнет пластика на нем равномерно. Надёжность пластики «на картошке» на скол меньше, благодаря этому из нее лучше делать статуэтки довольно большой величины, размером где нибудь от детского кулачка. Барельефы и лепка также лучше получаются из пластики на картофельном крахмале: он при лепке податливее, тонкие детали выводить легче. Также и переходы цветов в «картофельной» пластике выходят плавнее, более размытыми.
Напоследок – клей. Он подойдёт, если флакончик/банка до того ни разу не отпирались. Если упаковка раньше хоть немного «глотнула воздуха», то масса или не створожится и/или не вымесится как надлежит (см. дальше), или при сушке проявятся изъяны. Игрушки и галантерею неплохо бы делать из пластики на ПВА для дерева (реализуется в магазинах строительных материалов), а для безделушек или лепки (помимо как на кроватное изголовье) пойдёт канцелярский ПВА.
Приготовление
Рецепты и способы приготовления пластики различны все зависит от вида крахмала. «Картофельная» пластика выполняется из подобных элемент:
Крахмал (конечно, картофельный) – 100 г.
ПВА клей – 100 мл.
Детское или косметическое масло – 2 полных чайных ложки.
Жирный бесцветный крем с косметическим эффектом – 1 полная чайная ложечка без верха.
Подробная инструкция по приготовлению полимерной глины на картофельном крахмале выполняется так:
Вытираем чистую стеклянную банку внутри немножко мокрой тряпкой;
Ставим греться на самом небольшом огне на водяной бане, см. рис. с правой стороны. Чтобы посуда из стекла не раскололась, под ее днище подкладываем обломки керамической плитки и т.п;
Нагрев на водяной бане
Надеваем латексные хозяйственные перчатки. Не забывайте, после не до того будет, а без них вряд ли можно обойтись;
А в это время льем в выполненный из пластика стакан клей, отмеряем порцию крахмала и мажем кремом доску для замеса. Лучше – пластиковую или из твёрдого дерева. Фанерную – ни за что!
Как только банка окончательно высохнет в середине, вливаем в нее клей;
Немедленно набираем ложку крема, вводим в клей и быстро, но тщательно размешиваем. Крем должен полноценно распуститься в ПВА;
Также немедленно после крема вводим и тщательно размешиваем масло;
И опять немедленно, при непрерывном помешивании, сыплем тонкой струйкой крахмал;
Если необходима пластика более тугая, но и очень прочная (для игрушек для детей, бижутерии, абажура источника освещения и т.п.), задерживаем введение крахмала на 4-10 с, постоянно перемешивая клей с водным ингибитором. Однако не давайте ему через чур нагреться – все прийдет в негодность;
Дальше, не прекращая нагрева, помешиваем, пока масса не створожится и не начнет собираться в единый ком, это случится быстро;
Снимаем всю баню с плиты (на горячей конфорке оставлять не нужно), набрасываем на банку чистую тряпку (чтобы латекс не прилип к горячей посуде), вынимаем банку с массой из бани;
Выгребаем массу из банки на плиту и месим, словно тесто. Немножко припечет руки – не бойтесь, ожога не будет;
Когда масса остынет (5-6 мин), пробуем скатать ее в шар. Если он выходит со складками и трещинами – месим еще так же, но не больше 2-х раз. Ни с того ни с сего с 3-го раза не вышло – партия дефектная;
Если шарик скатался ровно, мажем его кремом и даём остынуть до домашней температуры, но не больше часа;
Ложим шар в новый пакет из полиэтилена, бережно выжимаем из него воздух, горловину заворачиваем и туго стягиваем резинкой;
Оставляем пакет с шаром на дозревание (12 час) в темном прохладном (13-23 градуса) месте;
По дозревании, сохранять ее можно до 2-х мес.
Примечание: окрашивание пластики в массе, если необходимо, выполняется конкретно перед тем как употреблять, см. дальше.
«Кукурузную» пластику можно готовить также, но очень качественной она выходит при прогреве сразу по всему объему. Для этого необходима микроволновая печь, а рецептура и методика упрощаются:
Готовят подстилку из неоднократно простиранной (чистой старой) х/б ткани, сложенной в 4-5 слоев;
Смазывают руки нежирным кремом с косметическим эффектом, но исключительно на настоящей основе, без силикона;
В термостойкой стеклянной миске (которые конкретно для СВЧ печей) перемешивают крахмал (100 г) и ПВА (100 мл). Клей льют в мисочку и вводят крахмал при непрерывном помешивании;
Не прекращая месить, вводят 2 ст. ложки осветлителя – сока лимона. Немного хуже будет лимонная кислота на конце ножа или 1/4 чайной ложки пищевой соды;
Выставляют на микроволновой печи самый большой нагрев (без гриля!), время – 30 с. Если подобного нет на шкале, печку надо будет выключить ручным способом;
Ставят посуду с массой в печь, включают нагрев;
Через указанные полминуты вынимают, массу быстро, не давая остынуть, но тщательно перемешивают;
Опять греют в микроволновке 30 с, вынимают;
Снимают и убирают корочку;
Массу выкладывают на подстилку и прокатуют в толстенькую колбаску, пока излишек воды не впитается в ткань;
По остывании приблизительно до 40-42 градусов (рукам горячо, однако не жжется) смазывают «колбасу» вазелином или ланолином;
Упаковка в пластик, дозревание и хранение – как в пред. случае.
Осветление соком из лимона (тоже, к слову, осветленным медицинским либо для детского питания) при эксплуатации крахмала самого лучшего качества и конторского ПВА дает возможность получить поверхность изделия немножко просвечивающую, как нефрит. Лимонная кислота и сода подобного результата не дают.
Примечание: для первых блинов из пластики, которые комом будут, возможно подготовить полимерную глину без варки, см. видео ниже. Принимать ее необходимо немедленно по приготовлении. Изделия из нее прочными и долговечными не будут, но механичные свойства свежей те же, учиться лепить можно.
Видео: изготовление холодного фарфора собственными руками без варки
Краски, лаки, отверстия
Из вопросов говоря по существу приготовления пластики осталось решить, как ее покрывать краской и покрывать лаком. Еще – об отверстиях в бусах, т.к. высверливать готовые бусины нельзя, дырочка выйдет в середине рваной и нитка в ней быстро протрется.
Красители
Пигменты вводятся в пластику конкретно перед тем как употреблять: массу раскатуют в тонкий пласт, присыпают красящим порошком, свертывают в рулон и разминают, прокатывая между ладошками, пока краситель не разойдется полноценно или насколько необходимо. Для покрытия краской пластики с массе годятся разноцветные молотые пищевые продукты (напр. какао и кофе), пищевые красители и краски для грима. Недостаток всех их – большая цена. В особенности он проявляется в больших изделиях. В данном случае их можно покрывать краской поверху водоэмульсионной краской на основе полиакрилата, но ее слой истираем. Можно тоже вводить тонко молотые сухие акварельные или гуашевые краски, однако в продажу необходимые фракции не поступают. Тут возможны 3 выхода из положения:
Истолочь в ступке и распушить – краски мало, маеты много.
Смолоть на электрической кофемолке – для кофе и каждого последующего колера понадобится приобретать новую.
Размолоть на самодельной шаровой мельнице из обрезка трубы и шариков от подшипника – нужно будет привлечь кого-то, кого больше тянет не на шик, а к слесарному верстаку.
Отверстия
Самодельные бусы из пластики – на рис. Об узорах немножко побеседуем дальше, а пока приглядитесь: в подобных дырочках нитка не протрется. Как их сделать? Необходимо иметь в виду, что скорость схватывания пластики – ок. 2 мм/сутки. Т.е., корочка толщиной 0,25-0,35 мм появится прим. за 3-4 часа. Корочка такой толщины будет уже очень крепкой, но еще эластичной. Вот из нее и необходимо создать кратеры отверстий, а уж потом досушить детали, сколько необходимо. Очень долго; шарик из пластик диаметром 10 см, т.е. радиусом 50 мм, при 20 градусах полноценно сохнет 25 суток, едва ли не месяц.
Примечание: на всякий пожарный случай напомним – сушить пластику на прямом свету или при температуре больше 25 градусов нельзя, даст трещину. Ниже 15 градусов тоже нельзя, выйдет хрупкой и крошащейся.
Сверлим бусы из полимерной глины так:
Лунки с округлыми краями формируем концом зубочистки, не протыкая корочки;
Набираем в медицинский шприц глицерин и выпускаем его обратно;
Снимаем иглу и проходим ею отверстие, постоянно ее вращая;
Сверление ведем поперемено с 2-х сторон до сбойки в середине;
Керн (столбик) вязкой пластики из иглы давим тонкой, впритирку по в середине, жёсткой проволочкой;
для следующей бусины повторяем пп. 2-5.
Примечание: как просто руками на доске сделать из пластики ровные бусины, см. сюжет ниже.
Видео: ровные бусины из полимерной глины собственными руками
Соль и лак
Цветы из полимерной глины
Часто поверхность изделий из пластики требуется шершавая, напр., чтобы цветы и листы из нее выглядели натуральнее, как на рис. с правой стороны. Также шероховатость поверхности, но очень маленькая, необходима под лакировку бижутерии, чтобы лак удерживался. Того и прочего добиваются т. наз. соляной техникой, см. рис. ниже. Изделие подсушивают, как описано выше, обваливают в кухонной соли (она удобная хорошей растворимостью в воде и тем, что выпускается разного помола), потом могут выдержать в воде, пока соль не растворится. Если выполняются бусы, отверстия в них сверлят здесь же, а остальные изделия досушивают, как нужно.
Соляная техника придания шероховатости предметам из полимерной глины
Немножко об искусстве
Заметка эта вообще-то инновационная, но художественная лепка из пластики конкретно примыкает к производственному циклу, т.к. начинается тут же по объемном окрашивании и даже сливается с ним. Благодаря этому нельзя не сказать пару слов про то, как из пластики лепить.
Техника слоеных изделий из пластики
Самая простая техника – слоеная, или слойка. В ней полностью никаких проблем, см. рис. ниже. Слои могут быть прямыми идеальными, косыми, выклинивающимися и вообще хаотичными. Но – немножко умения, фантазии, и разрешено делать штучки, которые проголодавшимся гостям без предостережения можно проявлять разве что 1 апреля, и то не всяким, см. отпечаток. с правой стороны. Тем не менее, в этот же день можно показаться и самой, в колье из подобных пирожных и в новом праздничном платье. Надеюсь, понимаете – шуточка.
Имитация торта из пластики
Формирование слойки – слоистые палочки, или круглая слойка. Таких 2-х техник достаточно, чтобы выполнить практически все, что показано на рис. в начале и еще многое иное. Напр., достаточно распространенная дольки цитрусовых, см. отпечаток рис. Цветовой переход на поз. 2 получают, вставив клин добавочного цвета в надрез на колбаске ключевого. Потом колбаску долго и активно, однако не прижимая сильно, прокатуют между ладошками. От тепла рук, если пластика мягкая, цвета разойдутся друг в друга. Аналогичным способом избавляются от полостей на поз. 6 и 7.
Изготовление имитации ломтиков апельсина из полимерной глины
Заготовки деталей из полимерной глины с внутренним контуром
То, что показано на рис. с правой стороны, выполняется аналогичным способом, но требует уже намного большего мастерства. Зовется – техника внутреннего контура. По ней делают заготовки под поверхностную окраску; каждый предмет выходит единственно-неповторимым.
Напоследок
Конечно, сделать сразу хотя бы имитацию мармеладного рулетика или ломтика апельсина выйдет не у каждого. Благодаря этому см. ролик о тонкостях и подводных камнях работы с полимерной глиной начинающими. Автор – аналогичная начинающая мастерица, а не поучающий мэтр, так что материал вполне адекватен требованиям аудитории неофитов этого поразительного материала – полимерной глины.