Распиловочный станок по дереву (пилорама) – очень не простое специализированное производственное оборудование, требующее во время работы строгого выполнения мер безопасности. В условиях РФ своя пилорама может неоднократно уменьшить расходы на строительство из дерева и/или стать источником постоянного дохода. Цель реальной статье – помочь читателю разобраться, как выполняется пилорама собственными руками, подобрать пригодную для себя конструкцию и избежать непреодолимых сложностей при ее изготовлении.
Когда она необходима?
Интерес к «пилораме собственными руками» вообще-то пришёл в рунет из ЕС. Там в конкретный временной период (который еще не совсем окончился) самостоятельная распиловка леса-кругляка на мерные лесоматериалы оказалась рентабельной несмотря ни на что. В Российской Федерации ситуация значительно другая. Первое, «ножницы» расценок на необузданное бревно и строевой лес в РФ «разведены» много уже. Второе, первичная обработка древесины – работа особо опасная, как и заготовка леса. Мелкому ИП открыть лесопилку легально мало по настоящему – законодательство России об охране труда в данном отношении драконовское.
3-ий момент – опилки. Их от первой деревообработки будет множество. Сохранять опилки (допустим, на горючее для печи долгого горения) нельзя – они начинают прогуливаться, выделяя высокотоксичный метанол (метиловый спирт, деревянный спирт). Лесопильные фирмы обязаны сдавать опилки на переработку. «За бугром» с ними легче – тамошние производственники МДФ и Двп охотно купят нужное им сырье, могут даже с самовывозом. РФ древесиной совсем не бедна и изготовители из России плитных/листовых материалов из дерева «левые» партии опилок не берут. Исходя из данных условий, можно заранее определить ситуации, когда сделать пилораму собственноручно в Российской Федерации как правило имеет смысл:
Незаменимое требование – если в ваших краях легко доступен лес-кругляк, а ближайшая лесопилка далеко. Аренда лесовоза на российские расстояния (имеется в виду неженатый пробег от гаража) по российским дорогам в глубинке за тонно-километр груза намного дороже европейской.
Если незаменимое требование исполнено, то первый случай – самостоятельное строительство из дерева при хронической нехватке денежных средств. Тогда самостоятельная распиловка кругляка на строевой лес уменьшит смету стройки в несколько раз и до 5 раз, с учетом затрат на изготовление пилорамы. Соотв. удлинится и срок строительства, но когда наличных средств нет, то и подбирать нечего. С опилками – делайте что желаете, они получаются однократно.
Следующий вариант – распиловка диких бревен под заказ дома, т.е. мастером по вызову на хозяйское подворье. В условиях РФ это, все таки, хороший вариант: привезти мобильную мини-пилораму (см. дальше) к месту работы можно и на легковушке, так что цена распиловки выходит подходящей для двух сторон. Опилки – проблема владельца, и маленькая, т.к. ему на участок они выбрасываются тоже однократно. У специалиста от них голова не болит, т.е. можно пройти регистрацию, напр. ИП-плотником и работать «по белому».
Конструкционные особенности
Основная особенность пилорамы – запил в ней всегда продольный. Насколько сложнее пилить дерево вдоль волокон, известно всем. В отличии от циркулярке пилорама имеет дело не с мерными досками и брусьями, а с дикими бревнами в общем сложной формы. Благодаря этому в пилорамах вдоль распиливаемого бревна передвигается пильная каретка с органом для работы (говоря по существу пилой); иначе обеспечить точность и чистоту запила слишком трудно. На больших лесоперерабатывающих фирмах есть и пилорамы для распиловки очень длинных бревен (до 30, а в тропиках до 60-70 м). В них каретка недвижима, а бревно передвигается гидросистемой; центровку лесины обеспечивает компьютер с датчиками. Но домашних условиях подобное решение невозможно.
Примечание: распиловку бревен ведут всегда в направлении схождения древесных волокон, т.е. от комля к верхушке. Если пустить каретку наоборот, то любая пила (см. ниже) обязательно завязнет в дереве и/или поломается.
Чем пилить?
Насколько доступной для производства, долговечной, удобной и неопасной в работе будет рукодельная пилорама, по большей части определяется конструкцией ее рабочего органа. Другое значительное требование – требования к продуктивности станка и режиму его работы (постоянно, не часто). Третье – ресурс рабочего органа и возможность его замены. И, напоследок, очень важно энергоснабжение на рабочем месте: что там дешевле – электричество или моторное горючее? Есть и менее значительные добавочные условия, см. дальше.
В пилорамах не очень большой и средней продуктивности (до 3-5 куб. м древесины за 6 час. рабочую смену) используются отпечаток. виды рабочих органов:
Цепная пильная шина постоянного действия (новая, поз. 4).
Бензопила бытового класса (поз. 5).
Виды конструкций пилорам не очень большой и средней продуктивности
Как вести запил?
Ориентация режущей поверхности может быть вертикальной и горизонтальной. Соотв. и запил будет горизонтальным или по вертикали, а пилорама горизонтальной или вертикальной. Вертикальный запил, самое первое, делает меньше отход материала, т.к. бревно под него достаточно поровнять исключительно в горизонтальной поверхности. Под горизонтальный запил бревно для минимизации отхода требует выравнивания и в горизонтальном положении, и в вертикальном положении, иначе очень много дерева уйдет в горбыль («горбушку»). Второе, при вертикальном запиле отпил (отпиливаемая часть бревна) не давит на рабочий орган и много меньше за него цепляется. Благодаря этому для распиловки одной и такой же лесины в вертикальном положении требуется мощность привода в несколько раз меньше, чем в горизонтальном положении, см. видео ниже:
Видео: рукодельная цепная вертикальная пилорама
Но, самое первое, травмоопасность вертикальных пилорам много больше, чем горизонтальных. Второе, поперечная подача бревна под пилу вертикальной пилорамы конструктивно и технически очень трудна, причем обеспечить максимально допустимую точность распиловки по ТУ до 6 мм на 6 м длины бревна на самодельной вертикальной пилораме весьма тяжело или совсем невозможно. Благодаря этому пилораму собственными руками лучше возводить под горизонтальный запил.
Конструктивный состав пилорамы
Про специфики той либо другой пилы для пилорамы побеседуем немножко дальше. Заранее необходимо разобраться с конструкцией распиловочного станка в общем. Она состоит из:
рабочего органа – пилы (см. выше и дальше);
привода к нему от мотора;
пильной каретки;
рельсового пути (направляющей) для нее;
лафета (ложемента) для бревна;
захватов-держателей для него же;
станины, соединяющей все это в целостное приспособление и обеспечивающей его общую надежность и прочность.
Примечание: те или другие конструктивные узлы пилорамы могут быть сделаны вместе с этим со станиной.
Чертежи пилорамы в полном конструктивном составе (компоновочная схема) даны на рис.:
Конструктивный состав (компоновочная схема) пилорамы
Ее специфики, самое первое, станина из брусьев из дерева. Второе, минимум работ по сварке при собирании. Это принципиальный момент: конструкции из металла при сварке ведет; благодаря этому положить точность распиловки сварной пилорамой в ТУ очень сложно. Третье, рельсовый путь каретки (поз. 13 с правой стороны) из уголка из стали, очень дешевого, чем швеллер; нужная стойкость пути обеспечивается жёстким скреплением рельсов со станиной. Как правило – опорные ботинки каретки это пары обыкновенных подшипников качения, а плавность и точность ее хода высоки; дрожь каретки – главная причина брака распиловки. Еще последствие – механизм подачи каретки без передачи (цепной, винтовой или др.), что тоже повышает плавность ее хода. Напоследок, в каретке этой конструкции возможно установить привод с абсолютно любой пилой из вышеуказанных под горизонтальный запил; дисковый, с шиной постоянного действия и бензиновой пилой также и под вертикальный.
Недостаток этого станка – гребенчатые кронштейны бревна. Делать их из швеллера менее 60 мм нельзя, не удержат лесину. Т.е., последний ненужный в дело горбыль выйдет не тоньше 60 мм. Дополнительно отход материала возрастет оттого, что разравнивание бревна в вертикальном положении в этом станке невозможно. Однако освободится от таких недостатков очень просто, применив отдельный лафет для бревна обычной конструкции, см. дальше.
Некоторых пояснений требует работа узла установки толщины отпила (на врезке), который в этом станке весьма прост, точен и удобный в работе. Гайки 5 на врезке привариваются к опорной пластине 4 и контрятся. После первого отпила регулировочные винты (поз. 1 на врезке и 11 с правой стороны) вращаются синхронно, т.к. они связаны цепной передачей (поз. 20 с правой стороны). Добавочной гайки (поз. 2 на врезке) отпускать не нужно: сами ослабнут. По установке пилы в новое положение ниже прежнего добавочной гайки затягивают ручным способом.
Пила как пила – продольная
Чертеж, профиль зубьев и схема разводки продольной пилы по дереву
Пильная шина возвратно-поступательного действия это не что иное, как полотнище плотницкой продольной пилы. Его чертеж, профилировка зубьев и схема разводки даны на рис. с правой стороны. Привод в пилораме – от маховика в кривошипно-шатунным механизмом через ползун – гладкий стальной стержень, скользящий в обойме с бронзовыми или баббитовыми вкладышами (конкретно этот показан на рис. выше с компоновочной схемой пилорамы). Раньше умельцы взамен пильной шины ставили полотна столярных лучковых пил; они и вдоль пилят, а приобрести их можно было практически в любом инструментальном магазине. Натяжение полотна на обратном ходу в данном случае обеспечивает достаточно крепкая возвратная пружина.
Положительное качество возвратно-поступательной пильной шины – гладкий чистый рез шириной не больше 3 мм, т.е. небольшой отход материала. Ресурс очень солидный, не менее, чем у пильного диска, см. дальше. Но и минусов много:
Невысокая продуктивность: если подача каретки на обратном ходу пилы превысит 1/3 высоты зуба, т.е. 4 мм, пила застревает.
Разрезать бревно диаметром больше 300-320 мм невозможно – полотнище сразу вязнет и сминается.
Сырое невыдержанное дерево не берет, тоже сразу вязнет и ломается.
Наиболее часто застревает на сучках и свилях.
При недостаточном натяжении на обратном ходу рез резко ухудшается – становится широким и рваным.
То же – при избыточно крепкой возвратной пружине.
В профессиональной лесопереработке возвратно-поступательные пильные шины вышли из употребления к концу XIX в., а у поклонников – с возникновением в бытовых условиях бензиновых пил.
Дисковая
Диск пилы от циркулярке в пилораму не подойдёт: он сделан из стали худшего качества, чем требуется в этом случае. На распиловке сырых бревен материал диска от циркулярные пилы в скором времени самоотпустится вследствие нагрева, диск выйдет из строя быстро или его совсем разнесет. Благодаря этому диск пилы для пилорамы удовольствие дорогое. В некоторых источниках можно повстречать советы: мол, вырежьте из оцинкованные стали (!) или дюраля (!!!) кругляш, зафиксируйте на нем 2-4 зуба, и пилите. Если судить по тому, что авторы статей подобного рода, наверное, живы и не изувечены, сами они так не делали и понятия не имеют, что из данного может выходить.
Дисковая распиловка древесины очень популярна в профессиональной обработке дерева, т.к. позволяет в один проход вырезать из лесины одновременно несколько штук мерного пиломатериала; чтобы это сделать применяются угловые и многодисковые пильные каретки (врезка вверху слева на рис.). Однако промышленная дисковая пилорама – трудное сооружение, см. рис., по теме «собственными руками» совсем не проходящее.
Приспособление промышленной дисковой пилорамы
Любителю, если он разживется диском для пилорамы (диаметр от 600 мм, профиль зубьев такой же, как у продольной пилы, см. выше) нужно в виду иметь такие его плюсы и минусы:
Большой ресурс – до 5000 час и более полный; до 1500-2000 час между переточками зубьев.
Для заточки в первую очередь необходим заточной станок, ручным способом не выйдет.
Рез – не идеально ровный шириной 3-5 мм, т.е. отход материала до 10-12% по объему. Диск «чистый рез», дающий отход 2-5%, стоит в 3-10 раз дороже обычного.
Пилить можно без техперерывов всю 6 час. смену; продуктивность самая большая в этом классе устройств.
Высокое потребление энергии, т.к. диск трется о дерево и в вертикальном, и в горизонтальном в запиле поверхностью сбоку площади больших размеров. Дабы получить необходимую мощность привода в кВт, диаметр бревна в дм умножаем на 1,7.
Качество и состояние отделываемой на продуктивность пилорамы практически не оказывают влияние.
Диском диаметром 800 мм можно разрезать бревно диаметром до 350 мм.
Диски большего размера в непрофессиональных конструкциях очень опасны, т.к. просят чтобы не было биений точного привода.
Привод – только электрический, т.к. диск на холостом ходу должен вертеться полностью плавно. В дереве ему и так дерготни хоть отбавляй.
В общем дисковая пилорама собственными руками точно не вариант. Рассмотрим чертежи на рис. ниже. Первое, что кидается в глаза слева – каретка на катках в рельсах из швеллера. Это не рельсовый путь из фрезерованных профилей: перекос катков на 1-2 мм при перемещении каретки неизбежен. Последствие – перекос диска на 6 мм и более. Здесь же – его застревание в дереве. Учтя массу диска, скорость его вращения и момент инерции, появление аварийной и чрезвычайно травмоопасной ситуации непременно.
Чертежи самодельных дисковых пилорам
Дальше, край в низу диска должен входить в паз лафета бревна, иначе он не допилит его до конца. И вот, отпилили мы первую горбушку. Что дальше? Как правило, пазов в лафете необходимо несколько согласно толщины приобретаемых досок. После любого запила либо каретка приподымается, подается вперед и вновь опускается в рабочее положение, либо лафет с бревном необходимо двигать под нее точно также. Вы видите себе подобную конструкцию, выполненную дома? Не нужно, голова сильно заболит.
А если просто? Просто передвинуть бревно на лафете? Нет, не просто. Его необходимо опять положить таким образом, чтобы следующий запил прошёл точно параллельно предыдущему. А на лафете не палочка, там громадный тяжеленный чурбак.
Ну, допустим семья/штат сотрудников у нас богатырские, бревна вертеть нам нипочем, а потери продуктивности благодаря этому подходят. Тогда смотрим, что там отмечено красным на чертеже с правой стороны на рис. Да, это держатель бревна. Без него оно или скатится с лафета, или опрокинется, когда отпилены 2-3 плахи (строительные доски во всю лесину под роспуск на мерные доски). Держатель приходится на самую середину бревна. Пилить по нему нельзя. В итоге, наиболее ценная, широкая, крепкая и равномерно всего усыхающая сердцевинная плаха быстрее всего пойдёт в отход, т.к. вследствие перекладываний бревна выйдет непозволительно сходящейся на клин по толщине.
Примечание: непрофессиональная однодисковая пилорама на горизонтальный запил никак не удобнее и не производительнее вертикальной, но конструктивно много труднее и опаснее.
Итак, дисковая пилорама для производства собственными руками вариант в одном-единственном случае: если вы выдумали ее усовершенствование в ранге коммерчески перспективного изобретения и вам необходимо проверить идею в железе, чтобы подать заявление на патент. Во всех прочих – не нужно.
Пила-лента
Ленточная пилорама относится к числу изобретений, дающих значимый результат тривиальными техническими решениями. Возратно-поступательная продольная пила владеет множеством положительных характеристик, а ее недостатки обусловливаются лучше всего наличием обратного хода. Значит, необходимо от него избавиться, чтобы вышло пильное полотнище постоянного действия. В результате свойства эксплуатации ленточной пилорамы значительно выделяются от таких прототипа и станков подобного назначения:
Продуктивность – до средней, 2-3 куб. м древесины в смену.
Пилит как выдержанный, так и сырой свежерубленый кругляк.
Чистота реза аналогичная высокая, как у продольного пильного полотна, а отход материала такой же невысокий.
Точность реза аналогичная высокая, как у дисковой пилорамы, при условиях одинакового благоприятного натяжения пильной ленты.
Распиловка бревна сразу на штуки мерных материалов не представляется возможной.
Потребление энергии на 1 куб. м дерева в 1,2-1,5 раза меньше, чем у дисковой пилорамы.
Чтобы не было самоотпуска материала ленты нужны техперерывы в работе: после любого запила на 5-10 мин; после распиловки 0,5 куб. м (2 бревна диаметром 0,3 м и 6 м длиной) – 10-15 мин; через 2 часа работы – полчаса-час; от 6-часовой смены до отпечаток. такой же – не меньше 2 час.
Полный ресурс рабочего органа (ленты) – 100-500 час; перезаточка не представляется возможной.
Стоимость ленты в пересчете на час работы много меньше, чем обычного пильного диска.
Стоимость всего станка меньше во много раз, чем дискового с угловой кареткой на один отпил.
Привод – электрический, т.к. плавность хода в холостую ленты необходима аналогичная высокая, как для диска.
Вследствие таких свойств ленточная пилорама находит наиболее широкое использование в малых лесопилках. По большинству объявлений: «Принимаем кргуляк/бревно в распиловку» работают именно ленточные пилорамы. В РФ ленточные пилорамы выпускаются в очень большом ассортименте («Тайга» и др.).
Самый простой метод сделать продольную пилу – свернуть ее полотнище в кольцо и посадить его на шкивы, поз. 1 на отпечаток. рис.. Чтобы исключить травматизма нерабочей ветвью полотна на рабочий орган одевается кожух для защиты. Делать пилораму с лентой без него (поз. 2) очень страшно!
Заводская и самодельные ленточные пилорамы
Второй камень преткновения для самодельщиков тут – шкивы ленты. У брендовых профиль поверхности сбоку (рабочей) специализированный чуть выпуклый. С цилиндрического шкива лента сползает; реборды (закраины) не помогают. Некоторые умельцы от этого наклоняют весь пилящий узел вверх на 1-3 градуса. Однако, чуть натяжение ленты ослабнет (что может быть в течение одного реза), лента слетит сверху; без кожуха с защитной функцией это еще более страшно, чем сползание внизу.
Умельцы посообразительнее нашли выход: ленту одевают на колеса от машин и байков с шинами, поз. 3 на рис. и рис. в начале. Их профиль практически точно отвечает нужному, а упругость туго надутых камер обеспечивает идеальное натяжение ленты как минимум на распил целого бревна. Также, если пилятся тонкие очень качественные материалы, то можно обойтись простейшим фрикционным приводом, тоже поз. 3 рис. с правой стороны. Становится проще и изготовление станка, т.к. авто-мото колеса уже довольно уравновешены, см. видео:
Видео: ленточная пилорама собственными руками
Передача на пилу
При распиловке сырых необделанных бревен и суковатой/свилеватой и вязкой мелкослойной древесины яблоком раздора оказывается и передача с привода на ленту (главная). Механическая характеристика ременой через чур мягкая: ремень упруг и может проскальзывать. Зубчатой, наоборот, через чур жёсткая: на миг перед заклиниванием шестерни дают внезапный крепкий рывок. В обоих случаях очень возможно увязание ленты в дереве и ее смятие, что немедленно выполняет аварийную ситуацию.
Самая лучшая главная передача для ленточной пилорамы – цепная. Неженатый ход ленты она обеспечивает практически такой же плавный, как ременная. А при распиловке «плохого» дерева своя инерция цепи дергает ленту мелкими нередкими рывками, и неоднородности древесины удачно преодолеваются. Это же свойство цепной передачи применяется, напр. в винтовых дровоколах.
Цепь взамен ленты
Рабочий орган цепной пилорамы – цепь с пильными зубьями, растянутая на роликах. Ее эксплуатационная надёжность, ресурс и надежность (не предрасположенная к застреванию на дефектах дерева) в два раза больше, чем ленты, а цена в расчете на длину реза до износа ниже. Цепь цепной пилы подлежит перезаточке (необходим заточной станок!) и техперерывов в работе на протяжении смены не просит. Привод возможен энергонезависимый от 1-2 цилиндрового 2-тактного ДВС: цепь цепной пилы сама по себе гасит его вибрации. По безопасности цепная пилорама самая лучшая в этом сегменте оборудования для производства.
Недостатки, самое первое, очень высокое сравнительно с ленточной потребление энергии – кожух цепи трется о дерево, хотя и не очень сильно, как диск. Второе – широкий (4-6 мм и более) достаточно-таки драный рез: лесоматериалы из цепной пилорамы нуждаются в ошкуривании (благодаря этому в не часто встраивают плоскошлифовальный станок – гриндер) или пойдут в продажу вторым сортом. Последствие: очень высокий отход материала, до 15% по объему. 3-ий – на цепь цепной пилы в постоянной работе нужно подавать СОЖ (смазочно-охлаждающую жидкость, эмульсию), см. рис. Четвертый – большой техперерыв между сменами для самовосстановления параметров цепи: не меньше 10 час. И, напоследок, высокая сложность обслуживания: перезаточка и/или замена зубьев цепи нужны каждые 10-50 час работы, а возни с ними – мама, не горюй!
внешний вид и приспособление цепной пилорамы с электрическим приводом
Вследствие перечисленных обстоятельств цепные пилорамы применяются преим. для первой распиловке леса на биржах и в местах заготовки. В последнем варианте важную роль играет энергетическая независимость станка с ДВС: его везут на грузовике или тракторе, распускают лесины на плахи и их увозят. В далеких регионах РФ и Канады потери древесины при этом нередко с избытком возмещаются экономией на перевозках кругляка лесовозами. Но для пользы лесу как живому сообществу подобный подход, разумеется, совсем не идет. И от лишней вырубки, и от засорения опилками.
Шина новая
Пильная шина постоянного действия это консольная пила цепного типа, т.е. не требующая натяжения на дальнем от привода конце; в подаче СОЖ также не нуждается. Узнаете? Это «полотнище» бензиновые пилы. Использование инновационных материалов и постоянное совершенствование конструкции дало возможность создать бензиновые пилы, по всем показателям подходящие для использования в быту. Станковая пилорама из бензиновые пилы дома также делается много легче, чем иная другая; чертежи станины с рельсами и держателем бревна можно взять по ссылке, а каретки под бензопилу бытового класса тут. Ее рабочие качества и специфики (помимо ресурса) будут прим. аналогичными, как у цепной пилорамы. Переналадка с горизонтального не вертикальный рез выполняется просто перестановкой каретки. Но имейте в виду:
Ресурс мотора пилы уменьшится прим. в два раза.
Полный ресурс «полотна» хороших моделей будет составлять не больше 20-30 час, а недорогих – 10-12 час.
Каждые 2-3 часа потребуется перезаточка, а каждые 4-6 час замена зубьев (если она вероятна у данного образца).
Совокупное рабочее время на протяжении дня – 2-3 час.
Техперерыв до отпечаток смены – от 12 час.
Пила обязана быть рассчитана и на поперечный, и на продольный рез.
Последнее обстоятельство, как сказал бы товарищ Сухов, дело тонкое. У моделей известных производителей (Stihl, напр.) оба реза предусматриваются по умолчанию, но ресурс на продольный предоставляется для штатного режима пользования: 15 мин работы, 30 минут отдыха. В пилораме выдерживать его невозможно, т.к. останавливать каретку пока проводится запил нельзя. Ресурс пильной шины при этом уменьшается вдвое-втрое. У «других» изготовителей очень часто наоборот: пила по умолчанию только поперечная. Если же в руководстве потребителя сказано «поперечный и продольный», «также и продольный» и т.п., то ресурс на продольный рез не обсуждается. Помните.
Для пилорам выпускаются особенные пильные шины постоянного действия. За счёт отказа от поперечного реза их вынос (длина) больше, до 1000-1200 мм, рез тоньше (3-4 мм) и чище; практически такой же, как у ленточной пилы. Ресурс и режим применения – как у цепи цепной пилы. Пилорама с шиной может быть обыкновенной конструкции (слева на рис.), однако в разрезе «собственными руками» намного больший интерес представляет шинная пилорама типа Логосоль, центр-справа на рис. Пружинные кантовые опоры удерживают бревно от скатывания. Элеваторы регулируются по отдельности, что дает возможность выпрямлять бревно в горизонтальном положении.
Приспособление шинных пилорам различных типов
История Логосоля интересна и неразделимо связана с нашей. В советском союзе с 30-х экспорт древесины которое необработано строго регламентировался и производился большими партиями по налаженным каналам. После его распада бывшие союзные республики, обладающие лесными запасами, практически завалили Европу недорогим кругляком нормами хоть от бревнышка. В ЕС ключевые свои заготовки леса ведутся в Германии и Швейцарии в Альпах. Умных профессионалов по дереву там и там хватает, и они привычны работать на остром дефиците сырья. При тамошних ценах на строевой лес подсчет дохода от закупки диких лесин и распиловки на доску-брус у себя во дворе давал результаты, от них глаза но лоб лезли. Плюс – от опилок нет головной боли с утилизацией, однако есть важная добавочная выгода от их продажи. Вот тогда-то швейцарец Бенгт-Улоф Бюстрём и придумал пилораму, которую именовал Logosol. Его пикантность – замена технологически трудного рельсового пути гладкой направляющей, по которому каретку передвигают ручным способом с прижимом. Это требует большего труда и некоторого навыка, но конструкция пилорамы много становится проще, а ее цена падает в несколько раз. Любители разработали много модификаций несомненно удачной разработки Бюстрёма. Их чертежи Логосолей и узлов к ним можно открыто взять отсюда: http://www.logosol.su/files.htm. А как выполнить пилораму Логосоль собственными руками см. видео:
Возникновение Логосоля – непосредственная причина разработки и пильных покрышек для пилорам. В продаже есть их модели, сопрягаемые с бензопилами бытового класса: снимаем штатное полотнище, ставим шину. Подобным образом решилось и дело с ценой и трудоемкостью привода: бензиновая пила на хозяйстве и так вещь необходимая.
Мини
Последующее формирование идеи Логосоля – мини пилорама без станины, направляющей и рельсов, см. рис. с правой стороны. Взамен направляющей применяется существующий спил; при аккуратной ручной распиловке ее точность в границах бревна выдерживается. На каретке в данном случае остается помимо шины и привода только опорная площадка и рукояти для удержания и перемещения.
Пионерный запил выполняется по шаблону (ровная доска, вверху с правой стороны на рис.), швеллер, рама из уголка и т.п., длиной больше бревна. Дальнейшие горизонтальные – по предыдущему, в самом центре с правой стороны. Если нужен вертикальный запил, ложат швеллер (внизу с правой стороны), т.к. в этом случае необходима ровная боковая опорная поверхность. Все-таки все это не ликвидирует последних проблем: установки бревна на лафет, его выравнивания и удержания.
Мини-пилорама без станины и порядок пользования ею
Лафет, захваты, зажимы
Осталась эта проблема, как станина с добавочным узлами. Та, что на поз. 1 рис. слева далеко не оптимум. Для единоразовой распиловки на самострой она очень сложная и дорога. Для продолжительного постоянного применения тоже не годится: если даже несущая рама из 200-мм швеллера, на первом-втором десятке бревен на просядет, что означает полную негодность станка. Стационарную пилораму необходимо делать с раздельными бетонированным рельсовым путем и лафетом для бревна (поз. 2; на технике безопасности в этом случае не станем заостряться – Тема данной статьи иная).
Нерациональная и рациональная конструкции станины, лафета и захватов бревна самодельной пилорамы
Такие задачи – разравнивание и удержание бревна. В промышленной обработке дерева чтобы это сделать применяются гидравлические домкраты в крючьями. Бревно вывешивается на тельфере, опускается на лафет без касания, домкраты включаются и прочно хватают его. В автоматических лафетах бревно укладывают на него и гидравлика по сигналам датчиков сразу выравнивает лесину.
В непрофессиональных условиях первое выполнимо малореально; второе совсем не выполнимо. Во многих самодельных пилорамах захваты бревна делают так, как показано на рис. ниже. Бревно вывешивают на автодомкратах (см. дальше), подводят к нему крючья, скользящие по направляющей (труба, толстый прут). Крючья подбивают молотком по принципу «легонько постукивая кувалдой», они заклиниваются на направляющих и держат бревно.
Ненадежный и неуместный метод крепления бревна на лафете пилорамы
Самое первое, это крепление просто страшно: от вибрации при распиловке захваты могут расклиниться, а это авария быстрее всего с тяжёлыми результатами. Второе, ухватить лесину за самое «донышко» этим методом невозможно. Значит, придется, не допилив до половины, бревно переворачивать. В результате качество распиловки и отход материала получаются как на вертикальной однодисковой пилораме, см. выше.
Лафет
Попробуем выработать техтребования к лафету бревна, пригодному в т.ч. для применения с портативной мини-пилорамой во время работы на выезде:
материалы – традиционный металлургический прокат без подготовительной отбраковки на ровность;
для прочности, долговечности и надежности – сварной;
действие качества сварки и коробления металла от нее на качество распиловки – не присутствует;
подготовленная базисная (опорная) поверхность – не потребуется;
массогабариты – подходящ для перевозки в мини-грузовичке, пикапе и на верхнем багажнике легковушки;
самая большая длина отделываемого бревна – 6 м;
самый большой диаметр его же – до 1 м;
разравнивание и вывешивание бревна – любым независимым от лафета способом, см. дальше;
действие ровности лафета по горизонту на качество распиловки – нет;
надежность удержания самой что ни на есть корявой неокоренной лесины – безоговорочная;
возможность роспуска напиленных плах на обрезные мерные доски/брусья без переналадки пилорамы – в первую очередь;
безопасность – достаточная для непроизводственных условий, когда доступ на площадку неподготовленных чужих легко контролируем.
Чертежи лафета бревна для пилорамы, в т.ч. мини, удовлетворяющие указанным условиям, даны на рис. (слева/в самом центре – вид сверху). Материал – швеллер 120х60, пруток 14 и 16 мм.
Точно под отверстиями М14 в верхней полке швеллера в нижней сверлятся отверстия D15 для прохода хвостовиков крючьев-держателей (с правой стороны на рис.). Отверстия М16 в нижней полке (отмечены зеленым) – для резьбовых ножек. Конфигурация в плане и размещение захватов-держателей дают возможность надежно сдерживать как полномерные бревна, так и короткие чураки. Пользуются данным лафетом так:
бревно вывешивают и равняют на паре автодомкратов. Вариант – одним домкратов по очереди: под поднятый конец ложат что-то подобающее, домкрат переставляют и поднимают другой;
лафет подсовывают под середину бревна уширенной частью к комлю и равняют по оси лесины. Если бревно вывешивалось на тельфере, то средняя пара ножек должна прийтись под его центр тяжести;
крючья-держатели выворачивают до касания бревна таким образом, чтобы их острия смотрели в середину точно один на один. Промашка на один оборот (на шаг резьбы М14) на точность распиловки не оказывает влияние;
бревно опускают на крючья. Если лесина вывешивалась на одном домкрате и подпорке, то сначала отпускают домкрат, а потом одним резким ударом выбивают подпорку;
для верности удержания тонкого легкого бревна можно сесть на него и попрыгать;
пилят бревно любой пилорамой горизонтальными резами. Толщина последнего горбыля в подавляющем большинстве не превысит 40 мм.
Струбцины
Полную функциональность данного лафета обеспечивают 2-5 струбцин (практически всегда хватит 3-х) для распиловки плах на мерные лесоматериалы. Конструкция струбцины к лафету бревна ясна из рис. ниже. Фиксируются струбцины в болтами в штатные отверстия лафета М14, благодаря этому их основания и расстояния между осями отверстий для крепежа разнообразные: в отличии от крючьев-держателей струбцины не взаимозаменяемы! Под роспуск на доски/брусья сначала распилюют бревна на плахи. Потом плахи перебирают и собирают в пакеты плах аналогичной друг дружке комбинации. Следующий пакет зажимают струбцинами на лафете и распускают на доски/брусья горизонтальными резами.
Конструкция струбцины для распиловки необрезных плах на доски и брусья горизонтальными резами на пилораме
Итог
Подобьем, как говорят, бабки: какую делать пилораму собственными руками и в каких вариантах есть смысл.
Если вы видите круг клиентуры на распиловку и/или усматриваете постоянный доход от сбыта досок – ленточную на автомотоколесах. Она отслужит как минимум до той поры, пока не наберется наличных средств на приобретение «новой, хорошей» заводской. Тогда можно будет открыть лесопилку по всей форме и спокойно работать легально. Если же распиловка древесины для вас подсобное занятие, лучше себя покажет пилорама Логосоль – она менее производительна, но конструктивно дешевле и проще, а бензиновая пила к ней и так на хозяйстве пригодится.
Второй вариант – разовая распиловка для самостоятельного строительства. Вышеописанный лафет ощутимо не удорожит и не удлинит строительство, а взамен пилорамы можно создать каретку к бензиновой пиле для распиловки бревен, см. ролик:
Видео: каретка для продольного распила бревен
3-ий вариант – вы имеете возможность заниматься распиловкой лесин на выезде. Тогда, помимо возимого лафета с принадлежностями, вам потребуется одна из самых надежных и надежная миниатюрная шинная мини-пилорама из бензиновые пилы, см. видео в заключение:
Видео: миниатюрная пилорама на базе бензиновые пилы