Пасхальные поделки виды, яйца к пасхе, символика, композиции, техника

Мастерить поделки к Пасхе собственными руками – традиция давнишняя. Это не просто рукоделие, в самодельных пасхальных подарках выражается жизнеутверждающая сущность Праздника. Собственно поэтому пасхальные поделки дарят, и нельзя отказываться, если аналогичным отдариваются. Если имеется возможность, преподносить хоть что-нибудь, подходящее пасхальной символике, необходимо просто встречным на улице: данный праздник старинное любой из признающих его религий и значит то, что у всех благих верований общее. Что конкретно? Не нужно спешить, всему собственное время, обговорим, не обойдем.

База праздника

Как делать пасхальные поделки собственными руками, никаких правил не установлено, ни светских, ни церковных, была бы вещь забавной, доброй и жизнерадостной. Однако по самой сути Пасхи ее основной компонент всегда яйцо, к которому, возможно, добавляется также означающий круг. Прекрасное сочетание частей пасхальной композиции согласно общей идее передаст праздничный дух и сделает благорасположенное настроение.

Самодельные пасхальные яйца

Пасхальные яйца не обязательно должны быть натуральными; пасхальные яйца – шедевры прикладного искусства мирового значения – известны всем. Но и природная база – вареное яйцо или скорлупа – обязательно украшается. На фото показаны лишь определенные образцы непрофессионального декора пасхальных яиц: роспись, аппликация, инкрустация, декупаж, облицовка бисером, обвязка, обтяжка лентами и др. Любители умудряются скрашивать пасхальные яйца, и хорошо, даже макаронами. Сейчас повсеместно применяются и такие как бы абсолютно не пасхальные техники, как квиллинг и канзаши, но духу праздника они по всей видимости не противоречат: их истоки там же, где и у нашей Пасхи, исключительно на основе условий местности. Возможно комбинирование в одной поделке нескольких техник.

Примечание: декор канзаши не имеет никакого отношения к штату Арканзас, его столице Канзас-Сити или населявшим эту окрестность до прихода жителей стран Европы индейцам. Канзаши – японская техника.

База декора пасхального яйца – цвет и узор; возможно, растительный. Изображения людей и животных – позднейшее напластование. Пасха объемлет много большее, чем индивидуальное существо или личность, или все, какие есть, личности и создания. Благодаря этому расписывать пасхальные яйца собственными руками принято уже с соблюдением некоторых конкретных правил, см. рис.

Крашеные и расписные пасхальные яйца

Полностью правомерно будет просто покрыть краской реальные яйца, поз. 1; может быть, с примитивным нерегулярным узором по духу праздника. Это доступно всем, даже не обладающим художественным вкусом и мастерством, см. дальше. Умеющим рисовать можно предложить изображать обычные (народные) весенние узоры, поз. 2 и 3; золотистый фон, символизирующий жизненный источник – Солнце – более чем уместен. Разбирающиеся в мелочах эзотерики, ведовства и т.п. могут выводить сакральные узоры геометрической формы, также обычные или общего значения, поз. 4 и 5. Но – только добрые! Желать зла на Пасху, хотя и тайно – обернется против себя же. Напоследок, те и прочие смысловые слои могут свободно комбинироваться, поз. 6, только бы все разом к добру было.

История праздника

Так что же это за праздник такой – Пасха? Наше Воскресение Христово и иудейский день спасения от египетского ига – песах – не на пустом месте появились. Пасху праздновали задолго до Христа, и он сам с учениками тоже; на Пасху Иегова перебил первенцев Египта, дав знать фараону: не держи иудеев, пускай уходят.

Праздник Пасхи первоначально был сельскохозяйственным первой важности праздником весеннего сева и отмечался в ровеснике Стародавнего Египта – Шумере. К концу каменного VEKA земледелие уже было развито в предгорных оазисах, которые скоро оказались перенаселены. Часть населения была вытеснена на плодородные, но засушливые равнины; выжили и дали начало цивилизации те, кто имел возможность обеспечить система капельного полива посевных площадей, однако это было во всех отношениях сложнее, чем прокопать арык от горного ручья на поле. Именно надобность согласовывать для выживания общие усилия породила государственные механизмы.

В Египте урожаи гарантировали разливы Нила, истоки которого в экваториальном поясе со стабильным климатом. Истоки Тигра и Евфрата, орошающих родину шумерской культуры Двуречье (или Междуречье, Месопотамию) – вблизи северной границы субтропиков, и угадать время сева тут было намного сложнее. Шумерам понадобилось напрячь всю собственную наблюдательность, смекалка и заложить фундамент астрономии, чтобы вывести в конце концов метод вычисления даты начала сева: первое воскресенье сразу же после первого весеннего полнолуния, т.е. первого полнолуния после весеннего равноденствия. Поставлена ими была эта закономерность не позднее 3500 г. д. н. э; некоторые ученые мужи уверены в том, что шумеры дату праздника весеннего сева уже знали, а их предшественники научились ее определять прим. за 6000 лет д. н. э.

В последующем формирование агротехники, систем ирригации, изменения климата и астрономические факторы (напр., прецессия земной оси) переместили сроки сельхозработ, дали возможность увеличить территорию земледелия и уменьшить зависимость урожайности от условий климата. Все таки, у семитских народов день начала сева остался основным праздником в году. О его первоначальном значении забыли, но Пасха сберегла значение праздника возрождения и празднования жизни. Исторический счёт тогда шел не по годам, а по событиям, и даже не удивляет, что очень важные из них, при отсутствии общей даты начала летоисчисления и писаной организованной историографии, оказались привязанными к Пасхе.

Иудеи позаимствовали из тайного египетского культа, доступного только жрецам высшего посвящения, монотеизм, и выполнили его всеобщим наследием. Новое видение единства всего сущего давало много вариантов для формирования личности и общества, чем прежние пантеоны божеств с их обоюдными дрязгами и амурными похождениями. Выросшее из монотеизма христианство переняло Пасху; точнее, не смогло изжить праздник возрождения жизни, однако ее дату стали вычислять в согласии с тем же астрономическим принципом, однако по измененным правилам: Христос-то, по Евангелиям, на иудейскую пасху (песах) был распят, а воскрес три дня через. Языческие по рождению символы и аксессуары Пасхи церковники вообще трогать не стали, и даже постарались подвести под них основы собственного учения: раз в этот же день преподносить необходимо, то куда же в первую очередь, как не на храм?

Примечание: популяризации и жизнестойкости Пасхи помогало и то, что любой мало-мальски рассудительный атеист признает роль религии в формировании человеческого общества скорее хорошей, и тем более не станет возражать против общего для абсолютно всех праздника жизни.

О дате Пасхи

В общеизвестных источниках (напр. Википедии) принцип вычисления даты Пасхи формулируется так: первое воскресенье после весеннего новолуния. Тут погрешность, позволившая христианам «отвязаться» от песаха и каждой из христианских церквей составлять собственную Пасхалию. Если, допустим, весеннее новолуние было в среду, то что, в ближайшее воскресенье уже Пасха? Нет, необходимо обождать, когда новолуние после 21 марта придется на ночь с субботы на воскресенье, которое тогда и будет пасхальным. Дата Пасхи при этом будет смещаться от года к году в границах 23 марта – 2 мая. Ближе всего к шумерскому празднику сева пасха православная. Англиканская церковь пыталась в 1948 г. сделать Пасху праздником не переходящим, установив ее на втором воскресенье апреля. Эта дата принята некоторыми протестантскими и евангелическими сектами.

Символы Пасхи

Ну что, за дело, пасхальные подарки мастерить? Еще немножко, необходимо уразуметь их символичное значение, чтобы композиция вышла приятной на глаз и гармоничной по духу. Суеверия суевериями, но нужно сложить все таким образом, чтобы просто радостно было смотреть.

Пасхальные композиции, как сказано выше, возникают вокруг яйца. Верования народов, создавших первые очаги цивилизации, включали в себя крупное яйцо, как символ возрождения жизни. И живший уже в довольно развитое время Аристотель вот например диалектики приводил: вот, мол, из мертвого яйца рождается живая птица. Про то, что аналогичное на камень яйцо – тоже живой объект, люди начали догадываться много позже.

Примечание: Аристотель – единственный из «языческих» мыслителей, учение которого было признано вполне верным христианской церковью.

Следующие по значению пасхальные символы – курица, несущая яйца и тем обеспечивающая продолжение жизни, и цыпленок, вылупляющийся из яйца и ее продолжающий. За ними следует древо жизни в виде пасхального дерева, увешанного яйцами или увенчанного яичком (см. дальше), что означает будущие плоды. Пасхальное дерево не вытекает из рождественского, наоборот, новогоднее с украшениями происходит от пасхального в климате умеренных широт: снег на полях – урожай в закромах. Заканчивают семейство символов Пасхи круглая пасхальная корзинка, символизирующая Солнце, дающее жизнь и тоже круглая подставка под яйцо, означающая полную Луну, комбинирование которой с Солнцем даёт толчок к ее возрождению. Пасхальные свечки – символ тоже желанный, а в определенных церквах и обязательный; здесь символика совсем прозрачная: свет, свет жизни.

Пасхальные венки

У англосаксонских и романских народов, многое унаследовавших от кельтов с их друидическим культом, среди пасхальных символов внезапно оказался… заяц. Это уж питьевой воды архаизм язычества. Друиды по собственным причинам независимо научились вычислять дату пасхального воскресенья, а обычные кельты свято верили, что в ночь перед ним дикие зайцы (именно зайцы, а не крольчихи)… несут яйца. Найти кроличье яйцо считали величайшей удачей.

Друидизм был религией какой угодно, но совсем не доброй, однако у нас этот предрассудок не стал распространен более по курьезной причине: в английских rabbit’s eggs и rabbit’s balls сразу ясно, что идет речь о абсолютно разных вещах, но то и другое по-русски – «кроличьи яйца» – спасти от двусмысленности невозможно. Все таки, привлекательный и ну совсем не злобный пасхальный зайчишка (диких кроликов в бореальной зоне нет) пасхальный круг не повредит, а детям будет понятнее трудной символики яйца.

Напоследок, пасхальный венок. Он уже отпрыск рождественского, который тоже друидического происхождения, но церковью не запрещен. Навесить его на стенку к Пасхе для верующего не означает анафему и даже епитимью, только венок к Пасхе не должен содержать хвои, омелы, остролиста, падуба и т.п. компонентов не пасхального значения. Пасхальный венок обязан быть круглым, желательно из веток вербы, с цветами, зеленью; очень неплохо бы – с яйцами (лучше – в гнезде-корзинке) и цыпленком, подчеркивающими его безгрешность, см. рис. немного выше.

Начнем рукодельничать

Вот сейчас можно начинать работать. Пойдёт по элементам сообразно их значению. Попытаемся намного больше смотреть на поделки из материалов которые всегда под рукой не ради экономии, а чтобы выявить жизненную силу в эффективности и плодотворности труда. Шумеры верили, что мир появился из яйца, с него и начинаем.

Пасхальные яйца

Прекрасная база для пасхальной поделки, которую не кушают – скорлупа птичьего яйца. В продаже появились, помимо куриных и перепелиных, утиные и гусиные яйца, что даёт довольно большой диапазон размеров заготовки. Великолепно прочные яйца цесарок: они не всегда разбиваются, будучи уроненными со стола на пол. У заготовок для пасхальных подарков из цельной яичной скорлупы есть высокое свойство: они без проблем принимают разный способ покраски (см. дальше), т.к. скорлупа впитует краситель.

Получить пустую, на вид целую, скорлупу очень просто. Поэтапно это выполняется так:

  • Свежее сырое яйцо необходимо натереть между ладошками вазелином, а когда он впитается – натереть также еще раз, это прибавит скорлупе надёжность;
  • Концом острого ножа, тонким гвоздем или ручным буравчиком на полюсах яйца высверлить отверстия диаметром 2-3 мм;
  • Сунуть в любую из дырочек тонкую острую лучинку (напр. зубочистку), проколоть желток и немножко поболтать яйцо;
  • Подставить стакан и выдуть в него содержание, которое пойдёт в тесто, на омлет или яичницу-свояченицу;
  • В скорлупу из медицинского шприца напустить горячей воды, поболтать скорлупу, выдуть содержание, сделать то же еще 2-3 раза.

Примечание: яйца курицы лучше всего взять от домашней птицы. На птицефабриках курам для увеличения яйценоскости кальция дают минимум, благодаря этому заводские яйца не высокопрочны.

Украшения к Пасхе из пустой яичной скорлупы

Покрывать краской пустую яичную скорлупу без росписи можно будет только холодным способом (см. дальше), однако из крашеных в один тон скорлупок получаются мини-хоругви, см. рис. с правой стороны. Скорлупку на палочке фиксируют каплями клея. Прежде чем одевать заготовку на держатель, можно в скорлупки вложить скрученные трубочками бумажки с добрыми желаниями.

Как покрывать краской яйца?

Самодельные яйца к Пасхе (см. ниже) покрывают краской любыми пригодными для этого материала красками. Универсальны краски акриловые: они укладываются практически на абсолютно любую поверхность, ярки, прочные, стойки, дают возможность применять технику миниатюры. Специфики имеет только покраска пенополистирола, он может раскрошиться или осесть от любой жидкости, которая не вода. Благодаря этому пенопластовую заготовку сувенира-яйца необходимо нанизать на палочку (отверстие для нее в заготовках поплавков есть уже), окунуть в ПВА, дать окончательно высохнуть и сделать эту же процедуру еще 1-2 раза. Кроме лучшей адгезии к краске, пленка ПВА увеличит надёжность заготовки.

Способы покрытия краской к Пасхе вареных яиц

Покрыть краской яйца на пасху настоящие, или их скорлупки-заготовки, можно по-холодному уже вареные или в сыром виде с провариванием. По правилам яйца, крашеные по-холодному с узорами, называют писанками, а крашеные с провариванием – крашенками. Если прокрашивается съедобное яйцо, красители необходимо применять настоящие не вредных. Можно приобрести и пищевые, и особые для пасхальных яиц, но может быть обойтись и природными пищевыми продуктами.

Способы покрытия краской пасхальных яиц с провариванием

Как нанести на пасхальное яйцо узор или картинку

Как покрывать краской яйца к Пасхе по-холодному, показано на рис. выше. «По-холодному» тут относительно, т.к. яйца можно купать в растворе горячего красителя, от этого может зависеть глубина тона. Но для получения четкого узора раствор не обязан быть безмерно горячим. С провариванием (см. отпечаток. рис.) яйца красятся быстрее, но узоров при покраске точно не выйдет, их надо будет выводить после. Во всяком случае полноценно просохшие после покрытия краской яйца натирают между ладошками растит. маслом.