Мозаика изготовление и выкладка самостоятельно, техника, идеи и решения

Мелкая плитка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Первые образцы мозаики известны из Стародавнего Шумера, IV тыс. до н.э., см. рис. ниже. На сегодняшний день также находится множество любителей-мозаистов, собственными руками создающих высокохудожественные композиции, часто из, кажется, самых непригодных материалов.

Шумерская геометрическая мелкая плитка

Следует сразу же заметить, что самостоятельное изготовление мозаики и мозаичная укладка собственными руками – вещи, в общем то разнообразные. Изготовление мозаики предполагает производство всех ее элемент – основы, грунта, связующего, компонентов набора, плюс разработка рисунка-шаблона. Под укладкой имеется в виду создание композиции из набора фабричного изготовления, в который входит все что необходимо.

Кладка более востребована среди поклонников, не одаренных эстетическими способностями. Мелкая плитка – очень трудный вид искусства, благодаря этому картины из мозаики на готовые сюжеты из набора обходятся в десятки и сотни раз доступнее, чем аналогичные панно, сделанные под заказ мастером. Готовых наборов в продаже есть очень большое разнообразие. Некоторые мелкие фирмы, пользуясь компьютерными технологиями, укомплектовывают наборы под заказ по рисунку, представленному клиентом. Обходится это немногим дороже, чем комплект массового производства, но уникальность обеспечена.

Есть и необходимое количество жаждущих сделать мозаику полноценно собственными руками. И не только ради увеличения личного реноме. Освоение техник мозаики (а их много) может положить начало своему благополучию. Один из близких людей автора, трудившийся в магазине за 22 000 руб., освоив 3 или 4 техники, быстро для проформы прошёл какой-то мастер-класс, получил оттуда «корочку» (точнее, карточку) и сейчас месяц с чистым доходом в 200 000 считает не очень удачливым. Это хотя и в миллионном городе, но все таки в периферии. Плюс – ни начальства, ни графика смен и рабочего режима, а рабочая нагрузка в три раза меньше.

Что есть мелкая плитка?

Мелкая плитка – наборной рисунок из очень маленьких твёрдых компонентов, закрепленных связующим, на твёрдой же основе. Благодаря этому композиции из лоскутков ткани (пэчворк), соломки, карандашей, пленки-самоклейки, ниток и т.п мозаикой считаться не могут, это аппликации. Точно также рисунки из бисера на ткани и коже – не мелкая плитка, а вышивка. Хотя и мелкая плитка из бисера тоже есть, и мы о ней побеседуем.

Примечание: искусствоведами молча имеется в виду, что мелкая плитка очень долговечная. Картина маслом без реконструкции живёт 200-400 лет, а шумерские мозаики дошли до нас в начальном виде. Отсюда негласное требование – материалы для мозаики должны быть прочными и долговечными.

В отличии от интарсии, инкрустирования, витража, любой компронент мозаики индивидуальной смысловой нагрузки на себе не несет; говоря по существу, мелкая плитка – это пиксельная графика. Ее фрагмент – просто кусочек чего-то конкретной цвета и формы, и по нему отдельно взятому совсем нельзя определить, часть это крыла бабочки, листа дерева или кусочек шницеля. И, напоследок, мелкая плитка выполняется из неметаллических материалов. Железные технологии – зернь, скань, филигрань – в корне выделяются от мозаичных и просят отдельной беседы.

Из истории мозаики

Шумеры набирали собственные мозаичные узоры из высоких нешироких четырехгранных пирамидок из обожженной глины, своего рода глиняных игл. Их вдавливали в основу из еще не застывшей глины необожженной, а торцы красили охрой, природным битумом и др.

Второй шаг выполнили греки. Они изобрели смальту – довольно плотное и вязкое стекло. Благодаря большой вязкости смальту можно было по особенной технологии (см. дальше) обкалывать без трещины. В зависимости от способа выплавки, смальта выходит таких видов:

  1. Светопропускающая – окрашенное в массе окислами железа, хрома, кобальта, кадмия стекло.
  2. Опаловая (глухая) – то же, однако с добавками двуокиси олова или моноокиси сурьмы; стекло выходит молочным, опалесцирующим.
  3. Пятнистая и жилистая – из стекла нескольких цветов путем спекания частей; очень часто боя и крошки.
  4. Золотистая и серебристая – спеченные в «пирог» 2 слоя стекла с железной фольгой между ними.

Мелкая плитка из Пеллы

Самой ценной считается смальта кустарной выплавки. Как раз нестабильность технологии даёт ей внутренние переливы цвета, а всей картине – мерцающий блеск. Гамма цветов смальты неограничена, а долговечность – тысячелетия. Например, мозаики из дворца в Москве Македонии Пелле (см. рис.) дожили до современности без каких-то признаков обветшания.

Жители Рима, переняв мозаику у завоеванных эллинов, настолько высоко ее оценили, что назвали opus musivum, т.е. творение, посвященное сразу всем музам. Отсюда и современное наименование. Латиняне также начали набирать мозаики не только из смальты, однако из квадратных кусочков натурального камня. Это дало возможность делать мозаичные полы. Дело тут не только в том, что смальта царапается песком, но также и в том, что она более скользкая. Нужно согласится, в римских банях или пиршественной зале-триклинии это уж совсем ни к чему.

К несчастью, художественный уровень множества римских мозаик не идет ни в какое сопоставление с греческими, см. рис. ниже. Причина – крайняя сложность, благодаря чему мозаистами (мозаичист – невежественно-дилетантское обозначение) в Риме были по большей части художники рабского состояния. Им, разумеется ясно, было не до подобных шедевров, как фаюмский портрет или помпейская «Поэтесса».

Римские мозаики

Византийская мелкая плитка «Мальчик и осел»

Второй шаг в формировании мозаичного искусства сделала преемница Рима Византия. До начала наступления ислама золотом там только что улицы не мостили, и художники – свободные люди могли рассчитывать на хорошую оплату собственного труда, что породило исключительно выразительные композиции, вошедшие в мировую сокровищницу искусства, см. рис.

Византийцы же и внесли важное усовершенствование в технику выкладки: они стали набирать фон и обширные детали изображения из пересекающихся дуг, см. рис. слева. При рассматривании с определенного расстояния рисунок терял «пиксельный» характер и смотрелся совсем живым.

Фрагмент византийской мозаики

Византийская мелкая плитка нераздельно связана с древнерусской. Хотя смальта была слишком дорога (Византия строжайше держала госмонополию на ее вывоз), известны древнерусские мозаики мирового значения. Но монголы полноценно ее погубили, и мозаикой в Киевской Руси возрождающейся до М. В. Ломоносова иногда занимались исключительно иноземные мастера.

В эпоху ренесанса мелкая плитка вернулась в Италию. Очень высокого уровня мастерства она достигла во Флоренции (см. рис. ниже; правый фрагмент – современное панно по флорентийской технике). Итальянцы ввели в мозаику перспективу, которой в древнем мире не знали. Плюс к этому, они разработали состав связующего (см. дальше), державшего комплект на камне намного крепче, чем раньше.

Флорентийские мозаики

Мелкая плитка из бисера

Во время рококо мелкая плитка обрела импульс формирования из Франции. Там начали широко применять для набора морские ракушки, а с 1837 г. разноцветные фарфоровые и фаянсовые бусины, это т. наз. мелкая плитка Эмо де Бриар (Emaux de Briare), см. рис., по наименованию фарфорового завода, существующего и до этого времени. «Пикселы» единообразной формы и мельчайшего размера позволяли выложить очень точный рисунок с мягкими переливами полутонов. И, что еще важнее – по французской технике мозаикой возможно стало оформить мелкие поверхности с кривыми углами.

Мелкая плитка Эмо де Бриар

Однако еще внутри XVIII в., в 1750-70 гг., мануфактура Ван Зелова производила панно из мозаики из бисера способом обратной укладки (см. дальше) на вощеную бумагу с дальнейшим переносом на основу. Секрет такой технологии после смерти основателя был утерян (непонятно, как они фиксировали бисер воском без потери его адгезии к связующему), однако в наши дни возродился на основе скотча и силикона, см. рис. с правой стороны.

Мусульманская мелкая плитка

Ислам

Мусульманским художникам под страхом посажения на кол запрещалось изображать что-нибудь живое. Взамен этого они довели до восхитительной изощренности узор. В мозаику же мусульмане ввели современные материалы. Самое первое, изразцы, которые мы называем кафелем. Керамическая мелкая плитка сегодня – самая популярная и популярная. Второе… яичную скорлупу. Техника мозаики из скорлупы несложна, мы о ней расскажем, а мозаики из окрашенной скорлупы держатся века, см. рис.

Примечание: снимок на рис. выше выполнен во время 1905-1915 гг. М. С. Прокудиным-Горским, учеником Д. И. Менделеева и одним из пионеров цветной фоторафии. Его жизнь и деятельность – другая тема, но Интересно, что в процессе создания многокрасочного рисунка применялась микроскопическая мелкая плитка из зерен крахмала (кристаллический крахмал прозрачен), окрашенных в базовые цвета – красный, синий, зеленый. На рис. слева – фотопортрет Л. Н. Толстого работы Прокудина-Горского.

Российская мелкая плитка

До Екатерины II мозаики в Киевской Руси делались очень нечасто благодаря дороговизне материала и работы. М. В. Ломоносов, не только феноменальный ученый, а так же и выдающийся дизайнер и поэт, разработал необычные технологии выплавки смальты и основал мозаичную мануфактуру. Сбереглось много его работ; в мировой фонд пришла «Полтавская баталия», см. рис. К несчастью, после смерти Ломоносова мозаичное дело заглохло до середины XIX в., когда Николай I повелел перевести в мозаику иконы Исаакия.

Мелкая плитка М. В. Ломоносова «Полтавская баталия»

Понадобилось привлечь жителей Италии из студии Ватикана, и туда же послали на обучение собственных. В 1851 г. была открыта Мозаичная мастерская Академии художеств, существующая и до этого времени. Из нее вышло много панно великих плюсов, но работы по Исаакию затянулись до революции, а после революции – до сегодняшних дней.

Актуальность

Новая мелкая плитка в художественном отношении повсеместно применяет находки пуантилизма, импрессионизма и различного рода абстрактно-модерновых течений в искусстве. Кубизм будто бы специально сделан под мозаику. Бывают даже термин – мелкая плитка ар нуво (art nouveau, новое искусство).

Что же касается техники, то в обиход мозаистов сразу смело вошел керамический гранит. Работают с ним та же, как со смальтой и кафелем. Обычные минеральные связующие на яйце все более вытесняются ПВА и силиконовым клеем. Тысячелетия они навряд ли продержатся, но и дома в настоящий момент возводят не на VEKA.

У клееных мозаик есть основное преимущество – возможность ремонта, аж до абсолютной разборки и сборки на новом месте. Если китайцы доведут до серийного выпуска собственный громадный 3D принтер, то в строительстве случится революция неслыханных объемов. И клееные мозаики в нее идеально впишутся как красивый метод декора, придающий жилью уникальность.

Кладка

Мозаичная укладка нужна как для брендовой готовой, так же и для самодельной. Благодаря этому с нее и начинаем инновационные темы, потому, что данный процесс прост. В сущности, мозаику прямым способом выкладывают также, как и плитку.

Прямая

По прямому способу части изображения выкладывают лицевой стороной вверх/наружу. Мелкая плитка на полу ложиться, в основном, по месту. Панно на поверхности стен в настоящий момент нередко выкладывают на сетку из стеклоткани, а потом переносят на место; изображение удобнее набирать горизонтально. Мелкая плитка по сетке собирается исключительно на клее. Затирку швов делают после наклеивания всего панно на основу.

Примечание: укладывание на сетку для переноса на поверхности с кривыми углами негодна – при изгибании комплект растрескивается. Изогнутую мозаику выкладывают исключительно по месту.

Материалы для прямой мозаики из стекла и керамики – традиционные плиточные: раствор или клей, затирка. Для клееной мозаики в ванной клей необходимо брать силиконовый. Он, самое первое, не только водостоек, но и воду не пропускает; второе, имеет в застывшем виде консистенцию плотной резины. То и другое главное для набора из очень маленьких частей очень часто сложной формы. При укладывании обыкновенного кафеля постоянной формы покрытие держат и швы, а в мозаике – нет.

Из-за этой причины поверхность основы обязана быть совсем ровной и несколько шероховатой, самое первое. Заглаживания угловой шлифмашиной с чашеобразным кругом недостаточно, необходима так же и обработка струей песка. Второе, база обязана быть идеально обезжирена; если там проступают пятна жира от старой краски на масляной основе, лучше подобрать другой облицовочный способ. И, напоследок, на основе не должно быть следов ржавчины, резины, цементного молока и т.п. На последок подготовки основу обрабатывают грунтовочной смесью хорошего проникновения по бетону или камню.

Склейка шаблона для мозаики

Затирка, тем более если комплект из стекла и кусочков зеркала, необходима без песка, иначе он поцарапает части. После высыхания затирки ее следы с лица убирают мягкой (фланель, бязь, х/б, фетр) ветошью смочененой водой без нажима; такой же, но совсем новой и чистой, полируют после абсолютного застывания связующего и затирки.

Обратная

Художественная мелкая плитка на криволинейных поверхностях маленьких размеров ложиться очень часто обратным способом. Для него нужен в первую очередь рисунок-шаблон в зеркальном отражении; при укладывании прямым способом можно при определенном опыте работать и на глаз.

Оригинал рисунка сканируют или фотографируют, в фотошопе выводят в необходимый размер, разбивают на куски А4 и распечатывают в цвете, это намного упростит выкладку. Поля частей отрезают с обеих сторон, образующих правый верхний угол, а к левому нижнему подклеивают следующие листы, см. рис. При печати на самом обыкновенном домашнем принтере разного типа контуры по краешкам листов не сойдутся на 1-2 мм, так что необходимо смотреть, чтобы расхождение не превысило половины размера элемента набора.

Примечание: лучше листы сначала разложить на сухую, свести контуры, и, не разбирая по листам, склеить канцелярским клеем-мазилкой.

Дальше рисунок накрывают светопрозрачной пленкой-самоклейкой листами встык, клеевой стороной вверх. Пленку для защиты снимают поэтапно (слой клея на воздухе через 3-10 мин теряет липкость) и выкладывают на нее детали набора лицом вниз согласно рисунку; здесь же прижимают. Любой компронент необходимо ложить сразу точно на место, это требует верной руки.

Примечание: устаревший метод обратного набора – рисунок накрывают обыкновенным мучным клейстером; сквозь его тоненький слой рисунок просвечивает. Но на клейстере материалы держатся не имеет значение, а многие и совсем им не клеются. В большинстве источников предлагают воспользоваться некими клеями на основе латекса, но определенных марок таких доискаться не получается.

Второй метод, не очень дорогой – рисунок выстилается на пластиковой пленке (чтобы не промочило пол или стол) и покрывается по частям яичным белком. По выкладке обратный комплект на белке сушат сутки-двое. Стекло и керамика на белке держатся слабовато, благодаря этому перенос набора на основу необходимо делать осторожно, и панно необходимо разбить на части размером с книгу, что не всегда можно.

Потом готовят основу, накрывают ее связующим и переносят на нее комплект; то и другое – по частям. При наборе на самоклеящуюся плёнку одна его часть может быть размером до А3. Для переноса комплект разрезают монтажным ножиком на части допустимой величины по промежуткам между фрагментами. Каждую часть бережно, но плотно прижимают к основе, чтобы детали набора вдавились в связующее.

Примечание: валиком или разным способом прижима, создающим боковое усилие, пользоваться нельзя. Необходимо давить ладонью через прокладку из микропористой резины толщиной от 12 мм, или ровной дощечкой, обтянутой войлоком.

По полном застывании связующего (не меньше 3 суток для силикона и не меньше 20 суток для старинного раствора, см. дальше) самоклеящуюся плёнку снимают, а останки скотча убирают ваткой, намоченной этиловым спиртом или растворителем для нитролака (646, 647). Если комплект был на клейстер или белок, бумагу размачивают губкой, хорошо пропитанной водой, а останки клея смывают губкой средне мокрой. Затирку швов и полировку делают, как при прямом наборе.

Примечание: перед нанесением связующего каменную или основу из бетона смачивают макловицей (широкой мягкой флейцевой кистью), а при прямом наборе по месту любой его компонент перед укладыванием окунают в воду. Каждый фрагмент обратного набора на самоклеящуюся плёнку конкретно перед постановкой на основу можно побрызгать водой из пульверизатора для комнатного садоводства, он даёт не видимые брызги, а туман.

Видео: выкладка мозаики

О столешницах

Столешницы из мозаики в настоящий момент вновь в моде. Мозаичная мебель была чрезвычайно востребована в странах Европы в конце XVII – начале XIX вв. Но в музеях сбереглись лишь единичные ее экземпляры, а большое количество не пережило собственных хозяев. Причина очень простая – минеральные мозаики и органическая база совсем не согласованы между собой по температурному коэффициенту увеличения, поглощению влаги и прочности.

Для столешниц и мозаики на мебели вообще можно посоветовать лишь три способа. Первый – пластик на жидких гвоздях или монтажном клее. Методика элементарна, покрывать краской белый ПВХ можно красками для граффити из баллончика. Но пластики держат вид не больше 5-7 лет, а после начинают трескаться и выгорать.

Второй – мелкая плитка из яичной скорлупы в технике кракле. В старину ее не применяли, не было довольно стойкого клея. Сейчас можно считать вполне апробированным на долговечность ПВА; букинисты его уже без опасения используют для реконструкции книг взамен костного или рыбьего. О мозаике из скорлупы мы дальше побеседуем подробно.

3-ий – из алебастрово-клеевой смеси. Хватит такой мозаики прекрасно, если лет на 10 при акуратном использовании, но ее довольно легко сделать и сменить. Состав:

  • Искусственный столярный клей в порошке (который растворяется в холодной воде) – 1 вес. ч.
  • Питьевая вода домашней температуры – 4 части.
  • Строительный алюбастр – 6 частей.
  • Пигмент; неплохо бы акриловый – до необходимого тона.

Отливка компонентов мозаики

Клей разводят в воде, потом дозами при перемешивании добавляют алюбастр до консистенции жидкой сметанки; после чего – пигмент. В растворе клея алюбастр схватуется не очень быстро, как в обыкновенной воде, но замес необходимо успеть затворить не больше чем за 5 мин и готовить дозами по 200-300 мл.

Дальше берем резиновый коврик от грязи с ячейками квадратной формы и выливаем в него смесь, см. рис. Выравниваем шпателем из резины. Сушка длится не меньше 36 час. По застывании смеси ковер немножко изгибаем, и «фишки» сами вылезут из гнезд, как кубики льда из формочки.

Клеются такие «пикселы» на идеальную зашкуренную поверхность из дерева ПВА для стекла и камня (не канцелярским) или жидкими гвоздями. Алебастрово-клеевой компаунд не боятся грязи, благодаря этому добавочной лакировки не потребуется, хотя пропитка водно-полимерной эмульсией не будет мешать.

Видео: облицовка столика мозаикой

Изготовление

Изготовление мозаики собственными руками начинается с заготовки компонентов набора. Практически всегда это квадратики от 1х1 см до 5х5 см. Их можно и необходимо заготовить впрок, чтобы после не отвлекаться от работы творческой.

Здесь становится задача: как нарезать кусочков одного и того же размера? Советы воспользоваться клещами, кусачками, стеклорезом исходят, возможно, от людей, которые сами не пробовали – а что же так выйдет?

«Пикселы» мозаики необходимо колоть, как смальту. Для этого можно использовать специализированное устройство – закольник, см. рис. К слову, там видно, что это абсолютно не инструмент для ручной работы закольник, которым пользуются скульпторы. Дорогостоящую смальту приобретать не надо: кафель тоже очень вязок и раскалывается также. Бой кафеля в компании занимающейся строительством или магазине продадут за копейки или совсем даром отдадут, а на закольнике можно наколоть кусочков на мозаику из кафеля, не уступающую византийским, был бы вкус.

Наколка плитки и смальты для мозаики

Примечание: точнее и легче всего раскалывается керамический гранит. Учтя его большую устойчивость и долговечность, начинать изучать «реальную» мозаику лучше с керамического гранита, а рисунок подбирать по гамме цветов материала.

Работают с закольником так:

  1. От неправильного кусочка откалывают частичку, чтобы вышел прямой край.
  2. Мобильный упор выставляют на необходимый размер.
  3. Накалывают полосок одинаковой ширины.
  4. Из полосок накалывают кусочки.

С первого взгляда просто, однако есть тонкости. Самое первое, бить необходимо не точно против острия клина, а со сдвигом к упору приблизительно на половину толщины материала, который должен работать при ударе не на сжатие, а на сдвиг, собственно тогда излом выйдет гладким и ровным. Второе, если делается стеклянная мелкая плитка (на закольнике можно колоть зеркальное стекло), необходимо принимать во внимание лучепреломление в нем, как показано на врезке с правой стороны вверху, иначе стекло будет трескаться и разламываться, а не ломаться.

Третье, клин. Его острие должно быть острым; если оно промнется (стекло и керамика тверже металла), снова пойдут трещины и крошка. В старину клин закольника делали из сильно науглероженной инструментальной стали (можно создать из напильника), он очень скоро выкрашивался, и его доводилось менять. Теперь на клин прекрасно пойдёт обломок лезвия гильотинных ножниц с победитовой или остальной твердосплавной напайкой, такой клин фактически вечен.

О мозаике: заводской и самодельной

В продаже существует особенная плитка мозаика. Это тот же кафель, только мелкого размера, от 1 до пяти сантиметров. Стоит он за квадрат очень дорого обыкновенного. Если наличных средств не жалко, можно приобрести и не производить способности колотья самому. Однако детали набора, сделанные на закольнике, совсем не уступают заводской плитке для мозаики. В размер выходит даже точнее, т.к. обжига в форме нет и плиточки не ведет от нагревания. А углы выходят слишком острыми, что дает возможность набрать бесшовный рисунок. Наклоняя же упор, можно получать кусочки косые, подходящие для набора кривых линий.

Примечание: бесшовный комплект выходит очень крепким исключительно на силиконе. При укладывании на минеральное связующее или остальной клей для плитки необходимо давать швы хотя бы в 1 мм. Готовых крестиков для уголков подобного типоразмера в продаже практически не бывает, так что придется вылаживать рядами, пользуясь самодельной линейкой из крышки ПВХ короба и вкладышами из нее же. Но о византийской технике тогда необходимо позабыть.

Связующее

Старые панно из мозаики выкладывались на известково-глиняном растворе с модификатором:

  • Известковое тесто – 1 часть.
  • Жирная глина – 0,3 части.
  • Карьерный или горный чистый песок белого цвета, промытый и прокаленный – 3 части.
  • Битые яйца со скорлупой – 3-6 шт. на ведро раствора.

Песок просеивался сквозь сито с ячеей 1/100 дюйма, прибл. 0,25 мм. После добавки яиц раствор перемешивался до полной однородности, частиц скорлупы не должно было быть видно; скорлупа служила своего рода индикатором гомогенности. Яйца в смеси абсолютно не гнили, как думают невежды. Органика взаимодействовала с силикатами глины, организуя очень прочную и водоустойчивую пропитку всего конгломерата. Гнилостным, и любым остальным, бактериям не позволяла развиваться известь.

Известково-глиняный раствор на яйце набирал полную надёжность через много лет. Сегодня отпадает необходимость расходовать ценный пищевой продукт и долго защищать плод тяжких трудов от случайных влияний. Клей для плитки на основе цемента столетиями еще не проверен, но выложеная на нем мелкая плитка из плитки удерживается на чистом воздухе как минимум пару десятилетий.

Мелкая плитка племени уичоли

Что касается мозаики из стекла, то ее необходимо вылаживать на клее без цемента. Доступнее всего – ПВА для стекла и камня. На нем можно собирать мозаику в помещениях для жилья. Для наружки более подходит этиленвинилацетатный клей (ЭВА) в виде расплава сополимеров, он вдвое-втрое дороже. И, напоследок, для кухонь, ванных и иных помещений, где, кроме стойкости к резким температурным изменениям и влаги, требуется полная влагонепроницаемость – силиконовый клей строительный. Аквариумный только лучше, однако его тюбик на 10 мл стоит около 20 руб.

Мозаику из бисера или пластика можно покласть на тот же ПВА, но лучше применять нитроклеи: монтажный, «Момент», 88-й. К слову, прославленные мастера современнейшей мозаики из бисера – индейцы племени уичоли, одно из их изделий см. на рис. – давно уже отказались от поклейки деревянной камедью и вовсю пользуются силиконом и нитроклеями.

Видео: изготовление и выкладка мозаики

Особенные ситуации

Ракушки

Наборная мелкая плитка из ракушек

Мелкая плитка из ракушек сейчас переживает новое рождение в силу того, что мозаисты перешли от выкладки узоров из раковин к созданию выразительных образов, см. рис. Декор мозаикой из ракушек придаёт тонкий изыск каждому интерьеру. Набирается рисунок на любую основу на ПВА или силиконе.

Как материал применяются раковины очень маленьких морских двупольных моллюсков – шаровки, горошинки, очень маленьких гребешков, венусов, венеруписов; из пресноводных – дрейссены. В дело идут и раковины некоторых брюхоногих, по большей части улитки-верши (насса, Nassa sp.)

Намного более известны наборная и насыпная техники, о которых ниже. В обоих случаях возможно включение в рисунок контуров из морского песка, большую половину которого составляет мелкобитая ракушка. Для светлого белого фона или, допустим, Солнечного света при контражурном освещении (см. рис. ниже) применяют коралловый песок, который практически тот же известняк в вариации арагонита, что и в раковинах тепловодных моллюсков.