Декоративная штукатурка вместе с акриловым камнем прочно держит пальму первенства среди материалов для отделки. При эксплуатации настоящих материалов и классических технологий штукатурка для декоративных работ собственными руками экономит до 80% затрат на облицовку или позволяет начать высокорентабельный небольшой бизнес: элементы дешевы, а работа трудна и дорога.
Образцы штукатурки для декоративных работ
Другое положительное качество – большое богатство красок, фактур и рельефов, приблизительно эквивалентных по трудоемкости и себестоимости. На рисунке – лишь небольшая часть из доступных текстур, любая из которых имеет так же и разновидности, и может изменяться в зависимости от методы нанесения. В интерьере декоративная штукатурка даёт свободу дизайна: необходимо лишь сказать, какая поверхность необходима, а мастера сделают, только бы заказчик не требовал другой вид облицовки.
Люди с эстетическими способностями только штукатуркой могут создавать реальные произведения художественного искусства, см. отпечаток рис. Умелый профессионал может достигнуть эффекта полного присутствия реального в выдуманном, как на рис. слева. Однако, разумеется, перед тем как приниматься за подобные работы, необходимо полноценно постичь всю технологию и до тончайших невидимых моментов ощутить материал.
Живописные работы штукатуркой с декоративным эффектом
Напоследок, в продаже есть много готовых смесей на основе из полимеров, прочных, стойких и которые предназначены для разных режимов температуры и влаге. Хотя они не дешевы, но методика нанесения штукатурки для декоративных работ массового производства не трудна, щепетильного трудоемкого выравнивания подстилающей поверхности не потребуется, так что в общем облицовка штукатуркой с декоративным эффектом может быть доступнее обыкновенной штукатурки с дальнейшей поклейкой обоев и покраской.
Так из чего его делают, этот великолепный материал? Можно ли его создать своими руками? Как с ним работать?
Сделать штукатурку с декоративным эффектом самому из натуральных элемент очень просто, необходима только аккуратность и обычный инструмент. Смеси которые уже готовы к применению на основе из полимеров просят промышленной технологии изготовления, но обрабатывать ими стены легче, чем оштукатуривать под обои или покраску. Работа со штукатуркой для декоративных работ технически не трудна, но наиболее точный робот с ней не управится: необходима определенная доля хорошего вкуса.
А самое основное – речь идет не об одном материале, а о многих видах и разновидностях. Ключевые будут описаны в реальной публикации, но в первую очередь – о составе и его компонентах. Потом – работы по подготовке, и уж после – за дело.
Состав и элементы
Декоративная штукатурка для работ внутри помещения состоит из наполнителя, дающего общий тон, надёжность и устойчивость, пигмента (колера), структурных (моделирующих) компонентов, поверхностных или объемных, и связующего, скрепляющего все это в монолит. Покрытие которое уже готово для увеличения верхней стойкости лессируют – вводят в тонкий верхний слой упрочняющий состав.
Наполнители
Достаточно популярным наполнением был и остается чистый небольшой белый песок речной или тонко молотый кварц. Для реальной штукатурки венецианской (см. дальше) его полностью или частично подменяют мраморной мукой. Все широкое распространение получают искусственные самоформирующиеся наполнители (высыхая, штукатурка сама сморщивается в необыкновенный рельеф), но смеси с ними производятся только промышленным способом и реализовываются готовыми.
Пигменты
Смеси придают окраску (колеруют) пигментами, минеральными и органическими искусственными. Настоящие органические пигменты (кошениль, индиго) в штукатурке быстро выгорают. Пигмент бывает в качестве порошка, тогда его вводят в наполнитель до замешивания; пастообразные и жидкие пигменты вводят в готовую к нанесению смесь.
Для создания разных цветов вполне достаточно красного, зеленого и синего – главных базовых цветов, но штукатурка сама по себе не светится, ее цвет создается за счёт вычитания добавочных цветов из отраженного белого. В колориметрии этот метод расцвечивания зовется субстрактивным.
Благодаря этому, дабы получить чистые и/или глубокие тона, необходимы добавочные цвета: жёлтый, голубой (бирюзовый), пурпурный (лиловый, фиолетовый), и основной цвет (key color); при белой подложке ключом будет черный. Искусственных пигментов разных цветов в продаже вполне достаточно, а из минеральных для настоящей штукатурки можно советовать такие:
- Красный – красная охра, прокаленный гематит, красный кадмий. Киноварь – ни за что, это соединение ртути! Кадмий тоже токсичный, однако не летуч, химически стоек и из слоя штукатурки не мигрирует.
- Жёлтый – жёлтые охры, аурипигмент, жёлтый сурик.
- Зеленый – малахит (молотый), псевдомалахит, керченит, зеленый хром, бриллиантовый зеленый в порошке.
- Голубой – синий (отпечаток. пункт) в смеси с цинковыми или титановыми белилами; азурит и диоптаз дороги.
- Синий – лазурит (ляпис-лазурь), синий кобальт, вивианит (минеральный индиго).
- Фиолетовый – прокаленный лазурит, окислы марганца. Аптечная марганцовка не годится, и абсолютно не из-за регламентированного оборота: химически агрессивна (крепкий окислитель), активно мигрирует.
- Коричневый – темные охры, металлический сурик.
- Черный – копоть газовая, кокс.
Примечания:
- Фиолетовый, лиловый и пурпурный; голубой с бирюзовым – визуально разнообразные цвета. Но относятся они к одной зоне спектра – смешивая их с жёлтым, можно получить один и тот же красный или зеленый, только соотношение элемент будет другим.
- Газовую сажу не выскребают из дымоотвода. Ее продают именно как пигмент в строительных и эстетических магазинах.
В общем, для штукатурки для декоративных работ стен пойдут любые минеральные пигменты для станковой живописи, дело исключительно в цене. Есть же разница – написать икону, которую после купят за пару тысяч американских долларов, или отделать 20 квадратов, уложившись в бюджет семьи. Для блеска в качестве пигмента применяют железные порошки.
Органические пигменты доступнее многих минеральных, могут быть иридирующими (жемчужными, металлик) и флуоресцентными (самосветящимися после облучения Солнцем). Но имейте в виду – органики, которая не выгорала бы десятилетия, уже не говоря о столетиях, нет и как правило не может быть. Самая высокая достигнутая на данный период времени ее устойчивость к ультрафиолетовому излучению – 80 лет, при цене покрытия $4 за квадратный дюйм.
Моделирующие детали
Для создания текстурной поверхности в смесь вводят, или напыляют на покрытие которое уже готово, различного рода хлопья, волокна, гранулы, аж до золотых шариков. Подробно об этом будет сказано в описании видов штукатурок, но необходимо знать: минеральные смеси для штукатурки структурируются очень плохо. Необходимо или точно исполнять выверенные рецепты, или иметь широкий опыт работы, чтобы проводить эксперименты самому.
Связующее
Для штукатурки применяют минеральные и органические полимерные связующие. Первые не очень липки, но проверены столетиями и дешевы; вторые – накрепко липнут к чему угодно, помимо чистого стекла, полированного металла, полимерного этилена и фторопласта, прекрасно тянутся при высыхании, но дороги и в работе менее 100 лет.
Минеральное
Цемент и обычный гипс для штукатурки для декоративных работ не применяются: первый даёт через чур грубую поверхность и грязноватый тон покраски, а второй непрочен. В продаже есть смеси на основе модифицированного полимерными присадками гипса, однако их надежность столетиями еще не проверена.
Настоящую штукатурку с декоративным эффектом очень часто делают на известковом тесте. Она дешева, прочна, долговечная, дает возможность применять очень разнообразные декоративные техники, но ее адгезионная способность невелика, благодаря этому требуется хорошая, и очень кропотливая, подготовка поверхности. Рельеф можно получить только лепкой по мокрому или по трафарету – не пластична, не тянется.
Порой, для не очень ответственных по дизайну, но требующих очень высокой стойкости покрытий (к примеру, в прихожей), берут штукатурку на связующем из стекла жидкого – силикатную. Она прочна, прекрасно липнет, но грубовата, и вводить в нее можно далеко не всякий пигмент.
Для очень ответственных случаев связующее берут магнезиальное: каустический магнезит (окись магния) MgO, затворенный раствором воды хлорида магния MgCl2. Элементы едкие, в отдельности опасные, смесь необходимо готовить конкретно перед использованием, строго выполняя правила химической технологии, но штукатурка выходит исключительно прочной и водостойкой.
Органическое
Ключевые органические связующие – акриловая смола и силикон, который уже кремнийорганика. И то, и другое прекрасно липнет и тянется. Акрил намного дешевле; цена покрытия которое готово сравнима с такой на «минералке»; толщина слоя – до 12 мм. Силикон достаточно дорог, но дает возможность делать рельефные барельефы, горельефы и даже круглую скульптуру.
Смеси
Типовый состав смесей для штукатурки для отделки внутри такой:
- наполнитель – 3 весовых части;
- связующее – 1 весовая часть;
- пигмент – 2-12% от веса смеси по результатам выкраса, см. ниже;
- моделирующие добавки – по тайной брендовой технологии или результатам своего уникального опыта.
Примечание: в штукатурку на акриловом связующем можно вводить до 80-90% наполнителя с пигментом все вместе, как для жидкого камня. Стенку для такой штукатурки необходимо приготовить, как под венецианскую на акриловой подложке, см. дальше, и все же обойтись 4 частями наполнителя с пигментом на 1 часть связующего – штукатурка не столешница, она не лежит, а висит на поверхности стены.
Выкрас
Стеновая отделка штукатуркой с декоративным эффектом невозможна без пробных выкрасов. Они необходимы не только для выбора тона и проверки текстуры, но и для пробы на надёжность примыкания: после полного схватывания пробы выкрас переворачивают вверх дном или устанавливают на попа и постукивают по его обратной стороне обухом рукояки валика или шпателя. Если не отваливается – будет и на поверхности стены держаться.
Выкрас делают на фанерном щите 0,5х0,5 м толщиной 8-20 мм. Фанера необходима без пропитки, наиболее простая, на казеиновом клее, из пород хвои или березовая. Менять фанеру гипсом или прочими плитными материалами нельзя: именно примитивная фанера на казеине держит штукатурку также, как подготовленная стенка.
Примечание: фанера для выкраса необходима не расслоившаяся и новая, не пыльная и не захватанная. Пыль и жиропот заметно уменьшают адгезионную чувствительность подложки.
Лессирование
Лессирование – заключительная операция штукатурки для декоративных работ. Ее назначение – дать рельефу и/или росписи поверхностную устойчивость. Классический метод лессирования устаревших минеральных штукатурок – пчелиным воском: куском воска расчерчивают поверхность накрест, потом растирают роговой губкой, тонким войлоком или лощилом из сыромятной кожи.
Восковое лессирование – сложная и ответственная операция. Воск наносят и растирают неоднократно, и одновременно необходимо не стереть рельеф и не вытереть рисунок. Достаточно заявить, что качество лессирования в старину проверяли, прикладуя ладонь к находящейся напротив стороне стены: она обязана была протеплеть насквозь от нагревания трением.
На сегодняшний день лессируют либо светопропускающим лаком на акриловой основе – он легко попадает в верхний слой любой штукатурки – либо особыми лессирующими составами однократного использования; их просто наносят валиком или кистью. Однако есть невидимый момент: если применяется готовая смесь, то лессировать необходимо составом того же изготовителя, и приготовленным конкретно для данной смеси. Проверить на совместимость всю, какая имеется на рынке, штукатурную продукцию, физически невозможно.
Нужно заявить, что большинство производителей бессовестно применяют данное обстоятельство в корыстных целях: смесь как бы дешевая, а лессировка для нее… нет слов, один исконный российский ненорматив. Благодаря этому, подбирая смесь которая уже готова к использованию, в первую очередь прочтите в брендовой инструкции, чем ее рекомендуется лессировать, и проявите интерес, какая цена. На всякий случай – лак на основе акрила пока еще не испортил никакую штукатурку.
Видео: пример лессировки в ролике изготовителя лаков
Инструмент
Для работы по штукатурке с эффектом декора кроме обыкновенного штукатурного инструмента потребуется и специализированный: валики для создания фактуры, штампы, губка для растирки, см. рис. Не будет мешать также и комплект зубчатых шпателей, тем более если планируется дизайн модернового клона.
Инструменты для штукатурки для декоративных работ
Валики и штампы должны, самое первое, быть мягко-упругими, иначе выйдет не необыкновенный рельеф, а прокатка валком. Второе, они не должны облипать смесью. Для непрерывного применения лучше обзавестись валиками с тефлоновым или полиэстерным покрытием – они долговечные. Для разовой самодеятельной работы лучше купить недорогие полиэтиленовые.
О губках для растирки необходимо сказать особо. Дорогая облицовка даже в наше время растирается натуральными роговыми морскими губками; в продажу они идут как «коралловые», хотя губка – абсолютно не коралл, и дорого стоят. Добывается несколько видов роговых губок: туалетная и конская. Первая нежнее, идет на чистовую затирку, а вторая, погрубее – на черновую.
Однако практика демонстрирует, что роговые губки успешно заменяет простая двухслойная губка для кухонных работ для посуды. Ее жёсткой волокнистой стороной ведут черновую растирку, а мягкой поролоновой – чистовую. Губка для кухонных работ на штукатурке очень изнашивается очень быстро, но и стоит бесценок.
Подготовка стен
Подготовка стен под штукатурку с декоративным эффектом производится в такой последовательности:
- Заделывают трещины.
- Подвергают шпаклеванию прочной шпаклевкой на основе цемента.
- Оштукатуривают соколом на весу БЕЗ МАЯКОВ, даже наводных; образцовой ровности, как для покраски или обои, достигать не надо – декор скроет мелкие недостатки.
- Тщательно обеспыливают сухой макловицей, потом просасывают пылесосом с пылесборником.
- Под все штукатурки, помимо венецианской – загрунтовуют грунтовочной смесью хорошего проникновения по камню или штукатурке.
- Под штукатурку венецианскую – делают подложку с песком, см. ниже.
Маяки в базисной штукатурке применять нельзя по следующей причине: базисный слой может быть не идеально ровным, но обязан быть идеально гомогенным. Заделанные канавки от удалённых маяков, высохшие наведенные маяки эту однородность нарушают, что спустя несколько лет приводит к отслоению декора.
Базисную штукатурку лучше всего взять тёплую на вспученном вермикулите. Пенопластовая и т.п. не прочна, а в фактурной штукатурке, как нигде еще, необходимо исполнять непреложный облицовочный принцип: крепкое и увесистое не должно укладываться на нетяжелое и слабое.
Для чего необходима именно тёплая штукатурка? Декор по своей сути неоднороден, благодаря чему чувствительный к температурному градиенту (температурному перепаду) по толщине слоя. Стены несущего типа в настоящий момент возводят более из кирпича силикатного и бетона, обладающих довольно большой проводимостью тепла, благодаря чему при резких переменах погоды градиент может выходить за пределы возможного. Если же коробка из поризованного керамического камня, то топят в настоящий момент не печами, а радиаторами, и стены метровой толщины не делают, что может дать тот же результат.
Подкладка под венецианку
Нанесение настоящей штукатурки венецианской требует существенных усилий в физическом плане, а замена песка мраморной пылью понижает склеивание смеси. Более того, чтобы венецианка показала себя во всей красе, подложка под нее должна отражать свет с блеском.
Древний метод грунтовки под венецианку – покраска свинцовыми или цинковыми белилами (туцией) на льняном масле с примесью мелкого кварца и молотого состарившегося и потерявшего ценность жемчуга. В настоящий момент чистовую поверхность под венецианку покрывают краской жемчужной водоэмульсионной краской на основе полиакрилата, тоже с добавлением песка, для улучшения схватывания вследствие шероховатости.
Сколько необходимо песка? Приблизительно 5-15% по весу. Точно определяют пробой на ногтевую пластину по высохшему выкрасу: ноготь должен идти легко и плавно, и на нем должно остаться равномерно-шероховатое белое пятнышко. Если заметны некоторые царапинки – песка мало или он через чур большой. Если тормозит, как по шлифовальной шкурке – песка много.
Можно ли загрунтовывать по-старинке? Не рекомендуется. Самое первое, менять жемчуг более недорогим, но все таки дорогим жемчужным патом нет смысла: пат выполняют из чешуи очень маленьких сельдевых рыб – кильки, тюльки, салаки, кибинаго – и по собственным физико-химическим особенностям он абсолютно не жемчуг. Второе, квартира в городе – не семейное гнездо. Когда-то снова будет ремонт, и впитавшееся в стенку масло проявит себя пятнами на объемных обоях или краске, а освободится от них довольно не просто.
Рабочие приемы
Варианты нанесения штукатурки для декоративных работ немного отличаются от них же для обыкновенной, и включают добавочные операции: подкрашивание, лепку, растирку, лессирование. О лессировании уже сказано; как делать венецианку, будет сказано особо дальше. Тут речь пойдёт об общих приемах ручной работы. Механизированные способы: набрызг для получения сосулек на поверхности потолка и т.п. – предмет отдельной беседы.
Есть еще одно значительное отличие: декоративку можно, и необходимо, делать многослойной, для художественного эффекта. Она ничего более на себе держать не должна, а лессирование ее укрепит. Слоев может быть до 15 и более, сколько позволяет материал: толщина покрытия которое готово по впадинам ландшафта не должна быть больше 6 мм. Слои могут быть как сплошными, так и кусочными, но в первую очередь – мокрым по мокрому. Пускай предыдущий уже начал схватываться, но он обязан быть влажным на вид и на ощупь.
Нанесение
Готовую «декоративку» необходимо наносить, конечно, не соколом и правилом по маякам, а широким шпателем на весу. Смеси довольно вязкие, шпатель удобнее тащить обоими руками, а небольшие неровности не имеют значения, т.к. последующей облицовки не планируется.
Шпатель, ровный или зубчатый, тянут снизу вверх вертикальными или наклонными полосками. В отличии от обыкновенной, декоративку допускается, ради пущего эстетического эффекта, наносить лучами вразбежку или со отрезком трубы до центра. Шпатель тянут с маленькими волночками, покачивая поперек; так смесь лучше прилипнет к поверхности стены.
Подкрашивание
Слой который уже нанесен можно подкрасить (заколеровать) сверху, нанёсши на него мохнатым валиком или флейцевой кистью тоненький слой такой же смеси, однако с добавочным колером и разжиженной добавлением воды. Колеровать можно как мокрым по мокрому, под лепку, так и уже схватившийся, но еще сырой слой – под растирку.
Лепка
Лепка (которую разрешено делать валиками, штампами или же просто пальцем в латекстной перчатке) не только выполняет рельеф. Лепка мокрого подкрашенного слоя разгоняет пигмент к вершинам ландшафта, что уже даёт некоторый переход цветов.
Растирка
Растирку слоя делают для следующего:
- Губкой черновую – под дальнейший слой.
- Ею же черновую и чистовую – чтобы разтушевать нанесённый пятнами цвет.
- Соколом или шпателем по еле схватившемуся рельефу – чтобы сгладить его вершины в одном уровне и выделить его цветом; так растирают штукатурки типа короед.
Штукатурка по трафарету
Смысловые изображения штукатуркой разрешено делать по трафарету толщиной 1,5-4 мм. Трафаретный слой бывает как окончательным, так и промежуточным. Если предыдущий слой ровный, трафарет легче сделать из картона; если рельефный – из пеноплена или мягкой резины. Смесь втирают в трафарет узеньким шпателем или забивают торцевой кистью. Чтобы выделить по оттенку, немножко высохший рисунок затирают, либо наоборот, втирают в него губкой цвет.
Видео: нанесение штукатурки для декоративных работ по трафарету
О сушке
Штукатурку с декоративным эффектом сушат в проветриваемом помещении только настоящим способом. Действие прямых лучей солнца непозволительно: помимо завешивания открытых окон марлей или тюлем, необходимо над оконным проемом сделать кратковременный отлив или в середине – оттеняющие экраны. Ускорять сушку разным способом непозволительно, помимо некоторых участков под кракелюр, см. дальше.
Открыть собственное творение для обозрения можно спустя сутки в ясную погоду или двое в пасмурную, а пользоваться комнатой – после семи дней. Для высыхания следующего слоя требуется от 2 до 12 часов все зависит от вида штукатурки и температуры. Через 15 часов после нанесения слой считается неподходящим для работы мокрым по мокрому. Это уже или финиш, или вся работа испорчена.
Виды штукатурок
Виды штукатурки для декоративных работ при всем их многообразии очень просто обозначать, если исходить из финишного результата:
- Венецианская – можно считать, прародительница всех прочих.
- Лепная (рассмотрена раньше).
- Восковые штукатурки.
- Штукатурки отточенто (волокнистые).
- Фактурная.
- Структурная.
- Флок-штукатурка.
- Моделирующие штукатурки.
Венецианка
Венецианская штукатурка изобретена была еще в римской Империи. Во времена античности массовым материалом для строительства был мрамор, от обработки которого оставалось много отходов. <функциональные римлянке мололи его в пыль и заменяли ею песок белого цвета, которого в природе не очень то и много. Потом увидели, что тоненький слой просвечивает, и стали наносить послойно, тщательно растирая любой слой (невольнический труд стоил практически бесплатно), что дало возможность получать покрытия, просвечивающие практически как реальный мрамор, но подходящие для слабых и изогнутых стен. Нанося кусочные слои с наполнением из цветного молотого камня, имитировали травертин и др. материалы для отделки.
Штукатурка венецианская в самых разных интерьерах
Довел до идеала технологию венецианки в XVI в. один из титанов Возрождения, величайший архитектор Запада Андреа Палладио. Он же первый стал создавать техникой венецианки художественные изображения. В настоящий момент венецианка возрождается, чему много помогают недорогие расценки на мраморную муку (горнодобывающие компании рекомендуют вперебой) и возникновение дешевых и малотрудоемких красок на основе акрила и лаков для подложки и лессирования. Венецианка неоднократно и со знанием дела описана, благодаря этому раскроем лишь некоторые хитрости.
Кракелюр
Венецианку нередко искусственно состаривают, делая трещиноватость – кракелюр. Методика проста: слой накрывают специализированным кракелюрным лаком (дорогим). Застывая, он усыхается и тянет за собой штукатурку.
Есть метод удешевить кракелюр и выполнить его более настоящим на вид, не уменьшая прочности покрытия. Но заранее необходимо потренироваться на выкрасах:
- Кракелируемый участок подсушивают, регулярно визуально контролируя, инфракрасным излучателем с рефлектором; прекрасно подойдёт старинный электрокамин-чаша.
- Чуть наметились трещины или раньше, смотря по собственному опыту, разогрев прекращают, трещины сами расползутся.
- В трещины зубоврачебным шпателем втирают штукатурный состав, заколерованный до черного или темно-серого газовой сажей; добавить можно темный сурик.
- Останки наполнителя стирают губкой.
- Наносят тонкий полупрозрачный непрерывный слой без колера.
Видео: метод нанесения штукатурки венецианской кракелюр
Каррара
Не увлекайтесь цветными пятнами. Если не ленитесь нанести 10-12 слоев, и навык кое-какой есть уже, наполнением возьмёте чисто белую мраморную муку на известке, и отлессируете воском, даже тонкий ценитель сразу не отличит такую венецианку от изысканнейшего каррарскоко мрамора, месторождения которого сейчас практически исчерпаны.
Прожилины
Темноватые прожилины на природном мраморе – включения битуминозного мрамора. Их имитацию запросто получить искусственно: следущую порцию смеси колеруют газовой сажей на 5-15%, делают мазки изогнутым медицинским шпателем и растирают губкой. Обязателен следующий непрерывный слой без колера.
Видео: урок по мюнхенской штукатурке
Восковые
У венецианки есть большой недостаток и одновременно положительное качество: она дышит, т.е. гигроскопична. Но ведь и в ванной хочется порой сделать штукатурку с декоративным эффектом под какой-либо камень природный. Здесь изобретателями оказались жители Франции: кто-то придумал вводить в наполнитель 1/4-1/5 целлюлозных (растительных) волокон, мелко намолотых и проваренных в воске. Так возникла штукатурка «марсельский воск», на рис. слева, совсем водоустойчивая.
Заменив целлюлозу лигнином из деревянных отходов, получили потом андалузский воск (в самом центре), более грубый на вид, но и не дорогой. В настоящий момент все «восковые» штукатурки для помещений с высокой влагой делают готовыми к потреблению на акриле; их собирательное наименование – штукатурки типа мизури, с правой стороны на рис.
Видео: пример римской штукатурки под камень
Волокнистые
Второй шаг в повышении прочности и художественных плюсов штукатурных покрытий выполнили снова итальянцы. Они взамен волокон растительности применили животные в виде шелковых нитей, получив бархатистую штукатурку отточенто, слева на рис. В современности традиционную дорогостоящую отточенто снова же заменили синтетикой на акриле, никак ей не уступающей.
Торговые марки заменителей отточенто – вельветон (в самом центре) и вельветекс (с правой стороны). В чем между ними разница, толком не могут объяснить и сами производственники. В расхожем суждении считается, что в вельветоне волокнистая добавка собрана в более менее отчетливые конгломераты, а в вельветексе более менее одинаково распределена. И то, и другое реализуется готовым к потреблению.
Фактурная
Рельефная штукатурка – открытие эры новых технологий. По сути, это уже не штукатурка, а целлюлозные обои: фактурные детали вводятся в смесь которая уже готова к использованию во время изготовления. Наноситься фактурная штукатурка без свойств; готовая поверхность – ровная. Очень часто не потребуется и растирка. Есть декоративные штукатурки, копирующие венецианку, однако они не дышат.
Фактура бывает как хаотичной (см. рис. слева), так и постоянной, и даже с претензией на выразительность: листики, цветочки, бабочки и др. Декоративные штукатурки находятся в состоянии бурной эволюции по направлению – плеснул на стенку из ведра, высохло, вышла Джоконда или Венера Боттичелли.
Декоративные штукатурки используются, в основном, в кухонной комнате и в иных небольших помещениях с непростым температурно-влажностным режимом, но где требуется пестрый веселенький дизайн: они очень дороги для отделочных работ площадей большого размера, но полностью гигиеничны и гигроскопичны. Для спальной комнаты и детской не годятся – бликуют и не дышат.
Структурные
Со декоративными штукатурками имеет место некоторая путаница в определениях: одни относят к ним любые фактурные штукатурки, в т.ч. лепные и трафаретные (см. рис. в параграфе и в начале текста); иные структурными считают только готовые к потреблению самоформирующиеся, т.е. такие, которые приобретают случайный необыкновенный рельеф при высыхании. Мы придерживаемся второй точки зрения, т.к. методика нанесения тех и прочих сильно отличаются: одни необходимо доводить руками если есть наличие довольно развитого хорошего вкуса, а иные просто намазывают шпателем, и финишный результат совсем не зависит от воли и желания мастера.
Самоформирующиеся готовые штукатурки изготавливают в условиях в промышленности, но подбор крайне богат, и выбор все время становится шире. Выполняются они на акриле с синтетикой, годятся для отделки внутри помещений различного типа.
Ходовые текстуры – короед (вторая и третья слева), террако, с правой стороны крайняя – доступнее благодаря минеральному наполнителю; получаются прокаткой валиком и затиркой по верху шпателем. Декоративные штукатурки легко восполняются трафаретными, т.к. рельеф невысокий.
Видео: структурное нанесение штукатурки
Флок
Флок по-немецки снежинка. Флоки (не ледяные, разумеется) напыляют специализированным распылителем на покрытую клеем оштукатуреную поверхность, см. слева на рис. По высыхании клея плохо прилипшие флоки смахивают кистью или щеточкой и, также из пульверизатора, наносят лак на основе акрила. Флоки, клей и подстилающая смесь для штукатурки реализовываются готовыми к потреблению в наборах или в отдельности. В данном случае, на упаковке флоков указывается, с какой подстилающей штукатуркой и на каком клее они совместимы.
Флоковая и моделирующие штукатурки
Некоторые умельцы делают флоки сами, накидывают пригоршнями и обдувают, еле начнет схватываться клей, крепкой не широкой струёй воздуха из пылесоса, чтобы бережно придавить. Рукодельная флок-штукатурка прекрасно выходит исключительно по акриловой ключевой; к силиконовой или минеральной флоки приклеиваются слабо.
Моделирующие
Моделирующие штукатурки, в сущности, разновидность флоковых: чуждые гранулы вводятся в готовую к потреблению смесь при ее изготовлении. Изменяя состав смеси, размеры, материал и форму гранул, получают покрытия «барашек», под шубу, «апельсиновая корка», «дождик» и др., см. пред. рис. Техника нанесения – простая или напылением.
Видео: разные варианты нанесения одной и такой же штукатурки для декоративных работ
А далее?
Штукатурная методика переживает время расцвета; можно даже говорить – собственный золотой век. Выбор и красота конечной продукции постоянно расширяются, а техника нанесения становится проще. Общая направленность: пошёл-купил-плеснул-подождал-3D готово.
Королева текстурных штукатурок – венецианская штукатурка – переживает новое рождение. Освоив ее технику, можно сэкономить большую долю затрат на элитную облицовку или начать свое доходное дело.
подготовка, прием, работа, штукатурка