Декоративная штукатурка приготовление, подготовка, приемы работы, разновидности

Декоративная штукатурка вместе с акриловым камнем прочно держит пальму первенства среди материалов для отделки. При эксплуатации настоящих материалов и классических технологий штукатурка для декоративных работ собственными руками экономит до 80% затрат на облицовку или позволяет начать высокорентабельный небольшой бизнес: элементы дешевы, а работа трудна и дорога.

Образцы штукатурки для декоративных работ

Другое положительное качество – большое богатство красок, фактур и рельефов, приблизительно эквивалентных по трудоемкости и себестоимости. На рисунке – лишь небольшая часть из доступных текстур, любая из которых имеет так же и разновидности, и может изменяться в зависимости от методы нанесения. В интерьере декоративная штукатурка даёт свободу дизайна: необходимо лишь сказать, какая поверхность необходима, а мастера сделают, только бы заказчик не требовал другой вид облицовки.

Люди с эстетическими способностями только штукатуркой могут создавать реальные произведения художественного искусства, см. отпечаток рис. Умелый профессионал может достигнуть эффекта полного присутствия реального в выдуманном, как на рис. слева. Однако, разумеется, перед тем как приниматься за подобные работы, необходимо полноценно постичь всю технологию и до тончайших невидимых моментов ощутить материал.

Живописные работы штукатуркой с декоративным эффектом

Напоследок, в продаже есть много готовых смесей на основе из полимеров, прочных, стойких и которые предназначены для разных режимов температуры и влаге. Хотя они не дешевы, но методика нанесения штукатурки для декоративных работ массового производства не трудна, щепетильного трудоемкого выравнивания подстилающей поверхности не потребуется, так что в общем облицовка штукатуркой с декоративным эффектом может быть доступнее обыкновенной штукатурки с дальнейшей поклейкой обоев и покраской.

Так из чего его делают, этот великолепный материал? Можно ли его создать своими руками? Как с ним работать?

Сделать штукатурку с декоративным эффектом самому из натуральных элемент очень просто, необходима только аккуратность и обычный инструмент. Смеси которые уже готовы к применению на основе из полимеров просят промышленной технологии изготовления, но обрабатывать ими стены легче, чем оштукатуривать под обои или покраску. Работа со штукатуркой для декоративных работ технически не трудна, но наиболее точный робот с ней не управится: необходима определенная доля хорошего вкуса.

А самое основное – речь идет не об одном материале, а о многих видах и разновидностях. Ключевые будут описаны в реальной публикации, но в первую очередь – о составе и его компонентах. Потом – работы по подготовке, и уж после – за дело.

Состав и элементы

Декоративная штукатурка для работ внутри помещения состоит из наполнителя, дающего общий тон, надёжность и устойчивость, пигмента (колера), структурных (моделирующих) компонентов, поверхностных или объемных, и связующего, скрепляющего все это в монолит. Покрытие которое уже готово для увеличения верхней стойкости лессируют – вводят в тонкий верхний слой упрочняющий состав.

Наполнители

Достаточно популярным наполнением был и остается чистый небольшой белый песок речной или тонко молотый кварц. Для реальной штукатурки венецианской (см. дальше) его полностью или частично подменяют мраморной мукой. Все широкое распространение получают искусственные самоформирующиеся наполнители (высыхая, штукатурка сама сморщивается в необыкновенный рельеф), но смеси с ними производятся только промышленным способом и реализовываются готовыми.

Пигменты

Смеси придают окраску (колеруют) пигментами, минеральными и органическими искусственными. Настоящие органические пигменты (кошениль, индиго) в штукатурке быстро выгорают. Пигмент бывает в качестве порошка, тогда его вводят в наполнитель до замешивания; пастообразные и жидкие пигменты вводят в готовую к нанесению смесь.

Для создания разных цветов вполне достаточно красного, зеленого и синего – главных базовых цветов, но штукатурка сама по себе не светится, ее цвет создается за счёт вычитания добавочных цветов из отраженного белого. В колориметрии этот метод расцвечивания зовется субстрактивным.

Благодаря этому, дабы получить чистые и/или глубокие тона, необходимы добавочные цвета: жёлтый, голубой (бирюзовый), пурпурный (лиловый, фиолетовый), и основной цвет (key color); при белой подложке ключом будет черный. Искусственных пигментов разных цветов в продаже вполне достаточно, а из минеральных для настоящей штукатурки можно советовать такие:

  • Красный – красная охра, прокаленный гематит, красный кадмий. Киноварь – ни за что, это соединение ртути! Кадмий тоже токсичный, однако не летуч, химически стоек и из слоя штукатурки не мигрирует.
  • Жёлтый – жёлтые охры, аурипигмент, жёлтый сурик.
  • Зеленый – малахит (молотый), псевдомалахит, керченит, зеленый хром, бриллиантовый зеленый в порошке.
  • Голубой – синий (отпечаток. пункт) в смеси с цинковыми или титановыми белилами; азурит и диоптаз дороги.
  • Синий – лазурит (ляпис-лазурь), синий кобальт, вивианит (минеральный индиго).
  • Фиолетовый – прокаленный лазурит, окислы марганца. Аптечная марганцовка не годится, и абсолютно не из-за регламентированного оборота: химически агрессивна (крепкий окислитель), активно мигрирует.
  • Коричневый – темные охры, металлический сурик.
  • Черный – копоть газовая, кокс.

Примечания:

  1. Фиолетовый, лиловый и пурпурный; голубой с бирюзовым – визуально разнообразные цвета. Но относятся они к одной зоне спектра – смешивая их с жёлтым, можно получить один и тот же красный или зеленый, только соотношение элемент будет другим.
  2. Газовую сажу не выскребают из дымоотвода. Ее продают именно как пигмент в строительных и эстетических магазинах.

В общем, для штукатурки для декоративных работ стен пойдут любые минеральные пигменты для станковой живописи, дело исключительно в цене. Есть же разница – написать икону, которую после купят за пару тысяч американских долларов, или отделать 20 квадратов, уложившись в бюджет семьи. Для блеска в качестве пигмента применяют железные порошки.

Органические пигменты доступнее многих минеральных, могут быть иридирующими (жемчужными, металлик) и флуоресцентными (самосветящимися после облучения Солнцем). Но имейте в виду – органики, которая не выгорала бы десятилетия, уже не говоря о столетиях, нет и как правило не может быть. Самая высокая достигнутая на данный период времени ее устойчивость к ультрафиолетовому излучению – 80 лет, при цене покрытия $4 за квадратный дюйм.

Моделирующие детали

Для создания текстурной поверхности в смесь вводят, или напыляют на покрытие которое уже готово, различного рода хлопья, волокна, гранулы, аж до золотых шариков. Подробно об этом будет сказано в описании видов штукатурок, но необходимо знать: минеральные смеси для штукатурки структурируются очень плохо. Необходимо или точно исполнять выверенные рецепты, или иметь широкий опыт работы, чтобы проводить эксперименты самому.

Связующее

Для штукатурки применяют минеральные и органические полимерные связующие. Первые не очень липки, но проверены столетиями и дешевы; вторые – накрепко липнут к чему угодно, помимо чистого стекла, полированного металла, полимерного этилена и фторопласта, прекрасно тянутся при высыхании, но дороги и в работе менее 100 лет.

Минеральное

Цемент и обычный гипс для штукатурки для декоративных работ не применяются: первый даёт через чур грубую поверхность и грязноватый тон покраски, а второй непрочен. В продаже есть смеси на основе модифицированного полимерными присадками гипса, однако их надежность столетиями еще не проверена.

Настоящую штукатурку с декоративным эффектом очень часто делают на известковом тесте. Она дешева, прочна, долговечная, дает возможность применять очень разнообразные декоративные техники, но ее адгезионная способность невелика, благодаря этому требуется хорошая, и очень кропотливая, подготовка поверхности. Рельеф можно получить только лепкой по мокрому или по трафарету – не пластична, не тянется.

Порой, для не очень ответственных по дизайну, но требующих очень высокой стойкости покрытий (к примеру, в прихожей), берут штукатурку на связующем из стекла жидкого – силикатную. Она прочна, прекрасно липнет, но грубовата, и вводить в нее можно далеко не всякий пигмент.

Для очень ответственных случаев связующее берут магнезиальное: каустический магнезит (окись магния) MgO, затворенный раствором воды хлорида магния MgCl2. Элементы едкие, в отдельности опасные, смесь необходимо готовить конкретно перед использованием, строго выполняя правила химической технологии, но штукатурка выходит исключительно прочной и водостойкой.

Органическое

Ключевые органические связующие – акриловая смола и силикон, который уже кремнийорганика. И то, и другое прекрасно липнет и тянется. Акрил намного дешевле; цена покрытия которое готово сравнима с такой на «минералке»; толщина слоя – до 12 мм. Силикон достаточно дорог, но дает возможность делать рельефные барельефы, горельефы и даже круглую скульптуру.

Смеси

Типовый состав смесей для штукатурки для отделки внутри такой:

  1. наполнитель – 3 весовых части;
  2. связующее – 1 весовая часть;
  3. пигмент – 2-12% от веса смеси по результатам выкраса, см. ниже;
  4. моделирующие добавки – по тайной брендовой технологии или результатам своего уникального опыта.

Примечание: в штукатурку на акриловом связующем можно вводить до 80-90% наполнителя с пигментом все вместе, как для жидкого камня. Стенку для такой штукатурки необходимо приготовить, как под венецианскую на акриловой подложке, см. дальше, и все же обойтись 4 частями наполнителя с пигментом на 1 часть связующего – штукатурка не столешница, она не лежит, а висит на поверхности стены.

Выкрас

Стеновая отделка штукатуркой с декоративным эффектом невозможна без пробных выкрасов. Они необходимы не только для выбора тона и проверки текстуры, но и для пробы на надёжность примыкания: после полного схватывания пробы выкрас переворачивают вверх дном или устанавливают на попа и постукивают по его обратной стороне обухом рукояки валика или шпателя. Если не отваливается – будет и на поверхности стены держаться.

Выкрас делают на фанерном щите 0,5х0,5 м толщиной 8-20 мм. Фанера необходима без пропитки, наиболее простая, на казеиновом клее, из пород хвои или березовая. Менять фанеру гипсом или прочими плитными материалами нельзя: именно примитивная фанера на казеине держит штукатурку также, как подготовленная стенка.

Примечание: фанера для выкраса необходима не расслоившаяся и новая, не пыльная и не захватанная. Пыль и жиропот заметно уменьшают адгезионную чувствительность подложки.

Лессирование

Лессирование – заключительная операция штукатурки для декоративных работ. Ее назначение – дать рельефу и/или росписи поверхностную устойчивость. Классический метод лессирования устаревших минеральных штукатурок – пчелиным воском: куском воска расчерчивают поверхность накрест, потом растирают роговой губкой, тонким войлоком или лощилом из сыромятной кожи.

воск для лессирования

Восковое лессирование – сложная и ответственная операция. Воск наносят и растирают неоднократно, и одновременно необходимо не стереть рельеф и не вытереть рисунок. Достаточно заявить, что качество лессирования в старину проверяли, прикладуя ладонь к находящейся напротив стороне стены: она обязана была протеплеть насквозь от нагревания трением.

На сегодняшний день лессируют либо светопропускающим лаком на акриловой основе – он легко попадает в верхний слой любой штукатурки – либо особыми лессирующими составами однократного использования; их просто наносят валиком или кистью. Однако есть невидимый момент: если применяется готовая смесь, то лессировать необходимо составом того же изготовителя, и приготовленным конкретно для данной смеси. Проверить на совместимость всю, какая имеется на рынке, штукатурную продукцию, физически невозможно.

Нужно заявить, что большинство производителей бессовестно применяют данное обстоятельство в корыстных целях: смесь как бы дешевая, а лессировка для нее… нет слов, один исконный российский ненорматив. Благодаря этому, подбирая смесь которая уже готова к использованию, в первую очередь прочтите в брендовой инструкции, чем ее рекомендуется лессировать, и проявите интерес, какая цена. На всякий случай – лак на основе акрила пока еще не испортил никакую штукатурку.

Видео: пример лессировки в ролике изготовителя лаков

Инструмент

Для работы по штукатурке с эффектом декора кроме обыкновенного штукатурного инструмента потребуется и специализированный: валики для создания фактуры, штампы, губка для растирки, см. рис. Не будет мешать также и комплект зубчатых шпателей, тем более если планируется дизайн модернового клона.

Инструменты для штукатурки для декоративных работ

Валики и штампы должны, самое первое, быть мягко-упругими, иначе выйдет не необыкновенный рельеф, а прокатка валком. Второе, они не должны облипать смесью. Для непрерывного применения лучше обзавестись валиками с тефлоновым или полиэстерным покрытием – они долговечные. Для разовой самодеятельной работы лучше купить недорогие полиэтиленовые.

О губках для растирки необходимо сказать особо. Дорогая облицовка даже в наше время растирается натуральными роговыми морскими губками; в продажу они идут как «коралловые», хотя губка – абсолютно не коралл, и дорого стоят. Добывается несколько видов роговых губок: туалетная и конская. Первая нежнее, идет на чистовую затирку, а вторая, погрубее – на черновую.

Однако практика демонстрирует, что роговые губки успешно заменяет простая двухслойная губка для кухонных работ для посуды. Ее жёсткой волокнистой стороной ведут черновую растирку, а мягкой поролоновой – чистовую. Губка для кухонных работ на штукатурке очень изнашивается очень быстро, но и стоит бесценок.

Подготовка стен

Подготовка стен под штукатурку с декоративным эффектом производится в такой последовательности:

  • Заделывают трещины.
  • Подвергают шпаклеванию прочной шпаклевкой на основе цемента.
  • Оштукатуривают соколом на весу БЕЗ МАЯКОВ, даже наводных; образцовой ровности, как для покраски или обои, достигать не надо – декор скроет мелкие недостатки.
  • Тщательно обеспыливают сухой макловицей, потом просасывают пылесосом с пылесборником.
  • Под все штукатурки, помимо венецианской – загрунтовуют грунтовочной смесью хорошего проникновения по камню или штукатурке.
  • Под штукатурку венецианскую – делают подложку с песком, см. ниже.

Маяки в базисной штукатурке применять нельзя по следующей причине: базисный слой может быть не идеально ровным, но обязан быть идеально гомогенным. Заделанные канавки от удалённых маяков, высохшие наведенные маяки эту однородность нарушают, что спустя несколько лет приводит к отслоению декора.

Базисную штукатурку лучше всего взять тёплую на вспученном вермикулите. Пенопластовая и т.п. не прочна, а в фактурной штукатурке, как нигде еще, необходимо исполнять непреложный облицовочный принцип: крепкое и увесистое не должно укладываться на нетяжелое и слабое.