Светодизайн жилых помещений нормы, концепции, реализация, примеры

Освещение дома – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн квартирного освещения первая из первооснов ее проекта. Правильный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, поправить ошибки будет не так просто, а то и совсем невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие трудное и многогранное. Свет обязан быть здоровым и удобным, проявлять вид помещения и выражать оригинальность его хозяина. Исходя из этого дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Единый дизайн освещения, или же просто освещение либо светодизайн. Он выполняет физиологически обоснованный фон, на котором размещается все другое. По аналогичности со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором успешно выступают и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура выделяет концептуальную тенденция помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внутренняя и внешняя, интерьерная. Некоторые интерьерные стили, к примеру модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, напоследок, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает оригинальность хозяина. В отличии от 2-ух первых, светодизайн интерьера пластичный, точно также, как мебель, фигурки и картины разрешается менять и переместить.

Подобное разграничение абсолютно не надуманно, оно появляется самым по настоящему. Посмотрите на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в самом центре – световая архитектура, а с правой стороны – светодизайн интерьера.

Настоящий дизайн-проект освещения в себя включает все три компонента, но описать их в одной публикации невозможно, благодаря этому в реальной речь пойдёт о изначальном и самом главном: одном дизайне квартирного освещения. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто если потребуется, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все 3 вида светодизайна работают с освещением настоящим, общим (фоновым), здешним, рабочим и декоративным. Природное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим единые правила такие:

  1. Фон обязан быть если есть возможность бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что делает психологический дискомфорт. В работе ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Локальное освещение должно выделять детали интерьера и декор, благодаря этому основное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о характеристиках света.
  3. Освещение для работы также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: необходимы идеальная яркость и спектр в физиологических пределах понимания.
  4. К акцентному освещению (к примеру, потолочной подсветке) условие одно: оно не должно вредно оказывать влияние на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдёт, а условие к ней – непрозрачность при взгляде с наружной стороны.

Правила и нормы

Освещение должно благотворно оказывать влияние на зрение, психику и состояние организма, благодаря этому начинаем с санитарно-гигиенических требований. Правила квартирного освещения регламентируются по физическим показателям ГОСТ Р 54943—2012 4 и СНиП 23-05-95 «Природное и электрическое освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для зданий старой постройки, однако для проектирования новых недействительны. Красота нигде и совсем не предписывается. Главные требования такие:

  • освещенность общих жилых помещений, кухни и зала для занятий спортом – 150 лк; детской – 200 лк; кабинета для работы – 300 лк; прихожей, санузла, сантехнического узла совмещенного типа – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • показатель естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых помещений, кухни, бассейна и зала для занятий спортом – 0,5; детской – 0,7; кабинета для работы – 1,0; прихожей, санузла, сантехнического узла совмещенного типа, ванной, сауны – не регламентировано;
  • для бассейна с залом для занятий спортом обобщенный показатель психологического неудобства UGR допустим 60 при пульсациях электрического освещения до 20% Для ванной и санузла он не регламентировано; для других помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально возможные. Пасмурным осенним днем под чистым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не опасаются – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего природного освещения не рассматривается; меряется боковой КЕО в горизонтальной поверхности пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начав с КЕО, он легче. Чтобы взяться за UGR, придется немножко разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, говоря просто – доля дневного света, поступающего в помещение. Если, например, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в самом центре соседней с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма сохранена.

Как определить КЕО?

Дома КЕО очень легко определяется фотокамерой, если она не очень уж мыльница:

  • Берем белый бумажный лист (не пластика или пленки) форматом намного больше, в ясный полдень ложим на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и отмеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступеньки) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Показатель неудобства UGR вычисляется по формуле из западного стандарта EN 12464-1. В его основе – говоря иначе жесткость света, которую в нормативах из-за чего то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть обычное и ясное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Достаточно яркий свет может быть мягким и приятным для зрения, а тусклый жёсткий – нервировать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами потока света: степенями поляризации, когерентности и спектром. Световой поток состоит из большого количества простых частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся вместе с тем и квантами электромагнитного излучения с некоторой частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Меняется UGR в границах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации демонстрирует, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп общего назначения общая поляризация около нуля, у ясного неба и ламп люминесцентных – единицы процентов, до 20 %; блики от поверхностей с зеркалами и свет от квантовых источников – лазеров, светоизлучающих диодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света делают больше его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость ощутимо не меняется, свет считается удобным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности демонстрирует, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка потока света, в котором степень когерентности превосходит 50%. Именно из-за очень большой когерентности света Фотоснимки со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности дома невозможно, однако при простом освещении отсутствие заметной поляризации говорит и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может дойти до 100% на расстоянии в пару метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффектной температуре цветов освещения: если в ясный день она у света солнца равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до приблизительно 2000 К. Но спектр Солнечного света – тепловой, гладкий (на рис. слева), благодаря этому для зрения самым лучшим образом подойдут тепловые источники освещения: лампы с нитью накала традиционные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К несчастью, они неэкономичны, благодаря этому современное освещение жилья очень часто выстраивается на применении ламп дневного света.

Виды спектров белого света

Люминесцентный спектр (посередине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, визуально при искусственном освещении представляются темнее, что делает дисгармонию. Более того, получение псевдобелого света требует некоторого повышения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения довольно плохо.

Все таки, ученые мужи с инженерами бесперерывно работают над совершенствованием ламп люминесцентных, и современные их модели с трехслойным светонакопительным пигментом светящимся в темноте дают свет, почти не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как выверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от фотоэлектрической панели: калькулятор, приемник. Процедура такая:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к лампе дневного света: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не больше чем в 2,5 раза, свет удобный. Мощность проверяемой лампочки может быть в границах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы с нитью накала и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдёт разве что для локального освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 позволяют использование LED светильников при условиях выполнения норм санитарии, однако для единого освещения комнат они совсем не подойдут не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он искусственный, островной (на рис. с правой стороны). Дело здесь не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – большая концентрация энергии в пиках огибающей, которая нужна для создания необходимой общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогичности: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Благодаря этому ключевые сферы использования светоизлучающих диодов в освещении жилья – дизайн потолочного освещения и подсветка/засветка, причем очень желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О верхней яркости

По нормам санитарии находящаяся на поверхности яркость осветительных источников не должна быть больше 200 кд/кв.м. Галогенные лампочки, дающие очень удачный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, собой представляет точечные источники освещения. Благодаря этому их при освещении зоны для работы нужно скрывать за отлив или утапливать в мебель, а для единого освещения применять осветительные приборы с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на потолок белого цвета или на стенки.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошёл светодизайн

Проектирование комнатного освещения начинается со светорежиссуры природного освещения. Потом к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения очень светлого света также вреден. Привязка выполняется для определения требуемой мощности осветительных источников.

Потом по оригинал-макету интерьерного дизайна подбирают типы и номенклатуру приборов освещения, их технические характеристки. При этом часто приходится дорабатывать макет.

Другой этап – расположение осветительных приборов, а по его результату разрабатывается электросхема квартирного освещения. И лишь потом свет «вклеивается» в проект в строительстве, что снова может «настойчиво попросить» различного рода доработок.

О концепциях света

Существует два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. База европейского – люстра как соединяющий людей компонент, то самое уютное ярко освещенное место, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская идея – экономно-индивидуальная, в ее основании бра. К черту разные там сборища, забьюсь в собственный угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход дают возможность получить фоновое практически бестеневое освещение, а плафон или раскиданные по потолку галогенные лампочки взамен люстры дают возможность применить подход искусственный: свет от потолка посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема большинства проводов при этом решается обшивкой потолка и стен, под ней скрываются электрические шнуры.

Самостоятельное верное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.