Акустическое загрязнение – не последний из вредных нежелательных эффектов все усложняющегося мира. Сосед, играющий на кларнете и трубе, уже никому не покажется великолепным. Если даже каждый знает, что он хороший человек, игрой зарабатывает себе на жизнь и средств на аренду зала для репетиций не имеет. Вся объединение обстоятельств нашей жизни усугубляет негативное воздействие зашумленности на человека, благодаря этому шумоизоляция дома сегодня считается жизненно нужной. В данной статье рассматривается, как приемлемо заглушить один из наиболее «упрямых» источников шума в квартире – пол.
Они или мы?
Пол – не главный, но и не последний путь проникновения шума в жилую площадь. Сражаться с шумящим полом сложнее и дороже, чем со стенками, потолком и даже проемами – окнами, дверями. В первую очередь нужна шумоизоляция пола от нижних соседей, т.к. звук менее всего тухнет, расширяясь снизу вверх. Если соседи несговорчивы и постоянно шумят, надеяться можно лишь на себя и тратиться на изоляцию необходимо попытаться поменьше; предлагаемые варианты рассмотрим дальше по ходу изложения.
Однако глушить необходимо и шумы, распространяющиеся сквозь пол в обратном направлении. Самое первое, соседи внизу, пускай и скандальные, люди с теми же правами. Второе, удачное шумоподавление в жилом доме может быть только комплексным: превращение одной взятой отдельно квартиры в сурдокамеру технически возможно не больше, чем построение коммунизма в одном отдельно взятом городе.
Что глушить?
Звуко- и шумоподавление нередко считают синонимами, но это не очень правильно. Касательно к нашей теме различия такие:
Шумоизоляция пола – при подавлении спектр ненужных звуков (шумов) меняется настолько, что они теряют внятность, т.е. различимые на слух осмысленные элементы. Неясный чужой звук при такой же интенсивности (см. дальше), что и смысловой, существенно не так раздражает, а при постоянном и/или долгосрочном влиянии меньше приносит ущерба здоровью телесному и душевному. Шумоизоляция, в основном, мероприятие технически трудное, дорогостоящее и изготавливается в процессе постройки строения или приурочивается к его капитальному ремонту.
Звукоизоляция пола значит, что сторонние звуки подавляются без изменения спектра. Фоновый шумовой фон остается как есть, но приглушается до порога психофизиологического понимания (также см. дальше), т.е. устройствами крепится, однако в сознании не откладывается и жить не мешает. Внезапные резкие звуки глушатся до порога комфортности – слышно, однако не раздражает. Кроме большей простоты и дешевизны, звукоизоляция так же и естественнее – жить в полной тишине все равно что, будучи зрячим, ходить с завязанными глазами, простукивая дорогу палочкой.
Слух и звук
Сделать шумоизоляцию или подобрать подходящего подрядчика для нее невозможно, не владея некоторыми особыми знаниями. Материалов, схем и способов для подавления шумов в помещениях на рынке – разбегаются глаза и уши вянут. Фактически одно и тоже можно отыскать под совсем разными наименованиями и запутанными описаниями, а благодаря своему принципу разные продукты могут после «обработки» маркетологами смотреться схожими. Нам потребуется лучше всего раздел акустики – строительная акустика – и тесно связанная со всей наукой о звуке дисциплина психофизиология слуха, или ПФС.
Слух
Человеческое ухо различает звуки в большом диапазоне частот, от 20 до 20 000 Гц, и уровней интенсивности в 140 дБ (децибел). дБ – 1/10 единицы измерения отношения величин, названной в честь изобретателя телефона Александра Белла. Отношение уровней силы звука в дБ есть
L(дБ) = 20lg(L1/L2),
т.е., дабы получить отношение в разах, необходимо L(дБ) разделить на 20 и построить 10 в степень, равную полученному числу. 140 дБ, подобным образом, соответствуют разнице в 10 000 000 раз. В работе нередко нужно диапазон звука высказать в дБ относительно некоторой условной нулевой величины, называемой уровнем слышимости. Такой безоговорочный уровень силы звука отмечается L(дБА). Также выражается в дБ поток мощности звука, а вот говоря по существу его мощность пропорциональна квадрату интенсивности, благодаря этому в дБ она выражается так:
P(дБм) = 10lg(P1/P2).
Чувствительность уха и по частоте, и по уровню логарифмическая, т.е. ухо как бы непроизвольно вслушивается, пытаясь разпознать слабый сигнал на фоне крепкого «забивающего». Наши пращурам это помогло выжить и достигнуть успеха, но шумоизоляцию осложняет: чем крепче глушим, тем лучше ухо различает останки. Также чувствительность уха очень неравномерна по частоте, что показано слева на рис., где нарисовано семейство кривых равной громкости; слышимая громкость звука меряется в фонах. Те самые 140 дБА – это т. наз. болевой порог: ухо перестает распознавать звуки по смыслу и воспринимает звук просто как малоприятный раздражитель. Как p с тильдой обозначено безусловное мгновенное максимальное давление звуковой волны.
Кривые равной громкости и шкала психофизиологического понимания шума
Примечание: на зацвеченные области и разноцветные линии на кривых равной громкости пока не стоит обращать собственное внимание, они нам потребуются позже.
Психофизиологическое действие шума, т.е. его действие на настроение, самочувствие и самочувствие людей, определяется несколько по-иному, см. с правой стороны на рис. Там же даны максимально возможные уровни невнятной зашумленности для помещений разного назначения. Нестерпимый шумовой фон значит – способный без средств личной защиты немедленно повредить органы человека и/или вызвать контузию. У самолета он меряется на концах крыла; еще источниками невыносимого шума могут быть взрывные устройства, ужасающее падение высотных построек и натуральные бедствия.
В определенных государствах принята т. наз. расширенная шкала психофизиологического действия шума, где самая большая зашумленность поставлена:
Детские, комнаты для сна – 20-26 дБА.
Тихие рабочие помещения – 34-36 дБА.
Общие комнаты для проживания – 40-44 дБА.
Общественные помещения – 60 дБА.
Офисы и открытые общественные места – 70 дБА.
Помещения для производственных нужд – 90 дБА.
Т.е., на работе и на людях там в общем может быть шумнее, а вот дома должно быть «скромно». Однако что интересно: в подобных государствах массовые беспорядки и самые разнообразные брожения-завихрения массового сознания появляются приблизительно в три раза чаще при прочих равных условиях и длятся в 7-10 раз длительнее. Это, несомненно, не определяющий фактор «зомбирования» и «раскачки», но – курочка по зернышку клюет…
Звук
«Характеры» звуков
Действие звука на человека также во многом зависит от его спектра. Менее всего ощущаются и вредны шумы структурного спектра (поз. 1 на рис.): сплошного, плавного, невнятного. Оборудование для промышленности, напр. венткамера или насос подкачки в многоэтажке, даёт структурный спектр «розовый», с преимуществом низкочастотных (НЧ) составляющих, а электрифицированный инструмент – «голубой», более сочный высокочастотными (ВЧ) элементами. Глушение структурного шума требуется менее глубокое, чем внятного такой же интенсивности, приблизительно на 12 дБ, т.е. 4 раза.
Спектры шумов
Внятный спектр схож на структурный, но имеет смысловые части. При изменении громкости внятного шума огибающая его слышимого спектра также меняется (поз. 2), т.к. ухо вслушивается в что-то, как бы значащее. Степень глушения внятного шума считается эталонной и приводится в спецификациях на шумопоглощающие материалы, проектах шумоизоляции и т.п.
Самый вредный шумовой фон – спектрально-ударный (СУШ), поз. 3. Он действует не только собственным наличием, но и отсутствием: ждать следующего «буха» или серии иной раз тягостнее, чем слышать их. Острова ударного спектра размещаются на шкале частот с промежутками, кратными ключевой частоте первичного (вызвавшего шумовой фон) влияния. Они могут сливаться (нечто серенькое за заднем проекте поз. 3), и вот тогда ударный спектр схож на непрерывный, однако с существенной разницей: достаточно заглушить шумовой фон от первичного влияния (а на поз. 3), уймутся и другие. Все таки, глушение СУШ в конструкциях в строительстве – задача сложная: первичный остров, в основном, высокой интенсивности и низкочастотный, а НЧ в плотных тяжёлых материалах глушатся намного сложнее ВЧ. В среднем, для глушения СУШ требуется звукоизоляция на 20-26 дБ (в 10-20 раз) эффектнее, чем для внятного шума.
Насколько глушить?
Сейчас вернемся к цветным деталям на кривых равной громкости. Тут же видно, что для глушения «визжащих» ВЧ шумов, менее слышимых НЧ и внятных в диапазоне самой лучшей слышимости 200-5000 Гц до отметки на грани комфортности в 85 дБА требуется приблизительно одна и та же изоляция, это уже прекрасно. Учтем еще следующее:
Сила звука зависит от амплитуды колебаний излучателя (см. дальше) по квадрату частоты, т.е. НЧ излучаются в воздух плохо.
Плохое влияние ВЧ звуков более краткосрочно, а НЧ вреднее при долгосрочном влиянии.
Уровни безмерно громких, но переносимых звуков лежат в диапазоне 100-126 дБА; это соотв. пневмоперфоратор в близи или заходящий на посадку над домом реактивный лайнер (100 дБА), от рок-группы в первых рядах партера (110 дб) и петарда в 1 м от уха (126 дБА).
Заглушить шумовой фон от болевого порога до шелеста листьев в жилом доме просто нереально. Петарды в жилище взрывать запрещено, усилитель для сцены дома проводка не потянет. Благодаря этому пойдём от 100 дБА инструмента для строительных работ. Чтобы заглушить их до вполне удобных 45 дБА, потребуется изоляция на 55 дБ, что в доме достижимо без глобального ремонта, см. дальше. Тогда при шуме в 140 дБА в помещении будет 85 дБА, что краткосрочно переносимо. Закладываться на непереносимые шумы смысла нет, т.к. их появление в обжитых местах предсказать невозможно. Говоря по существу, мы «на пальцах» пришли к нормативному индексу подавления шума –Iв по СНиП II-12-77 в 60дБ.
Где глушить?
Шум распространяемый по воздуху от пола (1) на рис., попадает сквозь щели и дыры, пардон, щели и проемы в перекрытии. Появляется он нечасто: соседям снизу навряд ли необходим щелястый дырявый потолок. Однако шум распространяемый по воздуху громок, а на полу сражаться с ним тяжело: необходимо снимать настил, сбивать стяжку до плиты и заделывать шумопоглощающей мастикой и/или вспененными изоляторами (см. дальше) все его лазейки. Сверху мазать-конопатить толку нет: воздушные толчки раскачают стяжку, обрешетку, настил, и общий, как говорят, интегральный, шумовой фон, может лишь усилиться. Поднесите к выхлопной струя пылесоса бумажный лист – будет понятно, почему.
Способы проникновения шума сквозь пол
Виброшумы (2) попадают сквозь пол косвенно: первичный источник делает в стенах волны механических стрессов со структурным спектром (С). Дойдя в стене до венца (корня) заложения в нее плиты, С-волны бросаются в нее просто с остервенением, а далее вверх их уходит немного. Физика данного явления довольно трудна, но факт налицо: нижних соседей через этаж не слышно и в блочных квартирах хрущевского типа, хоть бы они там на поверхности стен танцевали. Дальше вибрации плиты преобразовуются в поверхностные волны на ней, которые и «озвучивают» помещение. Виброшумы могут быть очень громкими, но глушатся очень легко и разгрома в квартире, т.к. лежат в области СЧ-ВЧ.
Намного серьезнее ударные шумы (3) и (4), не путать со спектрально-ударными звуками. Самое первое, они возбуждаются колебаниями плиты как целого под воздействием волн звука от первичного источника, подавить которые куда сложнее, чем поверхностную вибрацию. Второе, лежат в области НЧ, особо вредных при долгосрочном влиянии и тяжеловато гасимых. Благодаря этому к очагам ударных шумов на полу следует приглядеться пристальнее.
Поршень и мембранной ткани
Прекрасная звукоизоляция «противоударного» типа – перевод пола в режим поршневого излучателя: достаточно тяжёлой и жёсткой пластины на упругих подвесах, поз. 1 на рис. Достигнуть этим методом подавления шумов на 60 дБ – не предел. Как пол делают поршнем технически, посмотрим дальше, а пока отметим его ценнейшее для строительной акустики свойство: очень невысокую результативность излучения. Электродинамические головки громкоговорителей (динамики), которые и есть максимально улучшенные излучатели-поршни, имеют звуковой КПД на НЧ в доли процента, а на ВЧ в единицы процентов. Т.е., из десятков-сотен электрических ватт УНЧ в воздух звуком уходят доли ватта. Пол-поршень отдаст получившийся звук в комнату еще хуже. Правда, в электроакустике более ценится другое качество поршневых излучателей: высокая преданность воспроизведения первичного сигнала. Для стройакустики это тоже значительно: небольшой уровень призвуков делает легче борьбу с вибрациями и ВЧ шумами.
Поршневой и мембранный излучатели звука
Однако пол-поршень технологически очень сложен, трудоемок и затратен. Только полным перенастилом дело не обойдется, понадобится менять и облицовку. Более того, поршневая звукоизоляция отнимет от высоты помещения не меньше 100-150 мм, что удобству совсем не содействует. Благодаря этому в порядке текущей эксплуатации полы нередко шумоизолируют, оставляя их в режиме мембранной ткани – упругой пластины, жестко закрепленной по краешкам.
Мембранная ткань, в отличии от поршня, имеет механическую добротность Q>1 (см. дальше) и благодаря этому может прекрасно источать некоторые частоты. Сколько и каких – определяется т. наз. модой излучения мембранной ткани. На 1-й моде (поз. 2) есть одна излучающая область, не обязательно точечная/миниатюрная; излучается 1 частота. На 2-й моде могут излучаться 1 и 2 частоты, на 3-й – 1, 2 или 3 и т.д. Моды излучения мембранной ткани могут быть продольными ml и поперечными mw. Общая мода m определяется как их творение. Напр., при ml = 4 и mw = 3 m = 4х3 = 12 и может излучаться до 12-ти частот, а совокупный спектр излучения будет ударным. Что, разумеется, плохо, однако, если требуется пресечение до 26-30 дБ, то звукоизоляцию можно изготовить собственноручно, обойдясь переборкой пола.
Q
Понятие механической добротности нам еще потребуется. Это, говоря просто, способность механической системы отзываться колебаниями на стороннее действие, ее «звонкость». Уразуметь ее смысл яснее можно, проведя следующий опыт: делаем маятник длиной ок. 1 м из бечевки с гайкой. На бумажном листе из 1-го центра чертим 2 окружности диаметром 10 см и 27 см, т.е. в 2,7 раза больше. Точнее – в e = 2,718281828… раз.
Дальше вешаем маятник невысоко над столом/полом и подкладываем под него бумажку таким образом, чтобы центр окружностей пришелся точно под груз. Отводим грузик на 13,5 см, до границы большей окружности, отпускаем и считаем полные размахи, туда-обратно; время засекать не надо. Как только амплитуда колебаний станет меньше до 10 см, засекаем сколько раз маятник уже качнулся, это и есть его механическая добротность. Если, скажем, было отмечено 15 полных качаний, то Q = 15.
Для древесных конструкций строительства отличительно Q = (3-5) в большом диапазоне частот; для кирпичных приблизительно также. А вот бетон «звенит» на некоторых частотах, но достаточно хорошо; Q сооружений выполенных из бетона может превысить 100.
Значимая характеристика материалов для звукоизоляции – их своя, т.е. не в составе конструкции, механическая добротность Qс. Определяется она уже в условиях лаборатории, а каково ее практичное значение, будет видно ниже.
Стоячие волны
Скорость звука в воздухе ок. v = 340 м/с. Самая высокая из слышимых частот f = 20 000 Гц. Тогда соотв. ей длина звуковой волны ? = v/f = 340/20 000 = 0,017 м или 1,7 см. Если на пути распространения звука встретится воздушная полость или сильно «воздушный», со сквозными каналами диаметром от прим. 0,2 мм, материал толщиной, кратной половине длины волны данного звука, то могут появиться стоячие волны, как в ящике-резонаторе камертона, и степень шумоподавления резко упадет.
Примечание: если полость/каналы уже, то отобразится своя вязкость воздуха и резонансных явлений не появится.
Во избежание резонанса, подручные «воздушные» материалы нельзя ложить слоем более 8,5 мм; тогда на любой частоте кратность полуволне исключается. В плотных материалах скорость звука больше. Брендовые звукоизоляторы выпускаются толщиной не больше полуволны в 20 кГц в них, с учетом затухания звука в материале. Накладывать их слоями, чтобы намного больше шумовой фон приглушить, нельзя, эффект может выходить обратным. Необходимо делать прослойки из иного материала. Если производитель честный, испытанный, нужно следовать рекомендованным им для этого материала схемам.
Чем глушить?
Инновационные материалы для шумоизоляции дают большую степень подавления шумов; напр. отечественный Шуманет штапельного переплетения толщиной 40 мм подавляет шумовой фон на 40 дБ. 2-слойный Тексаунд (вибропоглотитель + виброгаситель) обеспечивает глушение на 30 дБ. Однако брендовые наименования исчисляются десятками и не дают всеобъемлющего представления о характеристиках материала. Так что не станем их перечислять, разбавляя выдержками из маркетинговых проспектов, а попытаемся разобраться по существу.
В первую очередь, звукоизоляторы для пола бывают поглощающими звук и гасящими его. В чем разница? У первых Qс<1, однако не на порядок. Скажем, 0,7 или 0,4. Такие шумоизоляторы легко «раскачать»: звук в них попадает и, блуждая в материале, тухнет. Годятся материалы с Qс<1 для гашения вибрации, благодаря этому именуются виброгасящими.
Под материалами с Qс<<1 вибрация может «проскользнуть» в толще плиты. Но раскачать их тяжело, необходимо много энергии звука, благодаря этому они прекрасно гасят колебания плиты как целого. В исключительном случае – делают меньше их амплитуду и подавляют призвуки, переводя излучение в НЧ. Как сказано выше, излучаемая звуковая мощность зависит от частоты по квадрату, благодаря этому параметр шума падает усиленно. Подобные материалы именуются вибро- (что не очень верно) или шумоизолирующими. Применяются в паре с виброгасителями. Пример применения Тексаунда для шумоизоляции под стяжку см. видео ниже.
Видео: шумоизоляция пола под стяжку
Примечание: вспененный полимер и пена для монтажных работ, наперекор популярному убежденности, не шумоизоляторы, их Qc>1. Не очень много, но но все таки они «звенят», пускай и глухо. А замечательный в большинстве остальных отношениях пенополистирол экструдированный ЭППС и звенит действительно.
По структуре материалы-звукоизоляторы разделяют на волокнистые, слоистые, вспененные, сыпучие, гранулированные и сотовые. Пример первых – увесистые (плотные) минеральные ваты ISOVER и ROCKWOOL. Они гасят и вибрации, и ударные звуки, но, к сожалению – только достаточно толстым слоем, от 15-20 см. Более того, под статической нагрузкой в течении определенного времени проседают и начинают пропускать шумовой фон, а пол деформируется. К волокнистым также относятся базальтовый картон и целлюлозный теплоизолятор целлюлозная вата. Базальтовый картон прекрасно держит весовую нагрузку и благодаря этому подходящ как шумоизоляция под плитку. Целлюлозная вата легко задувается в замкнутые пустоты через отверстия, прекрасная тепловая изоляция. Показатель поглощения звука у того и прочего также неплох, ок. 12 дБ/см.
Материалы для звукоизоляции
Однако в панельном доме 12 дБ/см очень мало: на 60 дБ необходимо 5 см изолятора. С учетом подложки, стяжки, чистового настила пол встанет где нибудь на 15 см. От типовой потолочные высоты в 2,7 м остается 2,55, а это уже несоответствие сегодняшним нормам санитарии. Глушить же шумы требуется лучше всего как раз в домах из панелей. Тут нужны изоляторы со степенью поглощения от приблизительно 1,7 дБ/мм.
Такую, и лучшую, степень ослабления шума дают слоистые шумоподавляющие покрытия из нескольких материалов с самыми разными качествами, т.наз. непростые поглощающие структуры. Пример – тот же Шуманет (поз. 1 на рис.) и его «близкие люди». При укладывании трудных поглощающих структур следует точно исполнять рекомендованную технологию. Напр., Шуманет ложится с нахлестом матов, склейкой стыков скотчем и вентилируемым контуром по контуру, а плиты Вибростека укладываются вплотную. Недостаток трудных поглощающих структур – очень большая цена, а еще недостаточные, не очень много большие, чем у тяжёлых минеральных ват, долгосрочная несущая способность и водостойкость.
Примечание: для ненагруженных мест, напр. краевых амортизаторов (см. дальше), прекрасно подойдут микропористые и пузыристые материалы, напр. полиэтилен вспененный, поз. 2 на рис. Долгосрочных нагрузок механики он совсем не держит, но дешев, а ослабление звука до 12 дБ/мм (!). Микропористая резина ему ни в чем не уступает, но много дороже.
Полностью влагостойкие настоящие сыпучие материалы – песок, керамзитовый песок (поз. 3). Шумовой фон они ослабляют всего на 6 дБ/см (прим.), зато любой, за счёт трения между гранулами, благодаря этому больше всего пригодны для подавления шума от цокольных перекрытий: из подвального помещения его идет немного, зато практически бесплатно и надежно. Правда, трудоемко. У песка еще плохо, что много весит и, где песок, там и песчинки, а об их действии на пол, облицовку, мебель, обувь напоминать нет необходимости.
Достижения современного мира коснулись и сыпучих материалов: возникли т. наз. шумопласты, поз. 4. Исходная масса сформировывается прямо по перекрытию или подложке с отбортовкой – кромочным амортизатором, полимеризуется за 48 час, и разрешается заливать стяжку. Несущая способность – как у ЭППС или песчаной подсыпки, т.е. вполне достаточная. Недостаток – большая цена.
Также дорог, но очень продуктивен гранулированный комбинированный (влага, тепло, звук) изолятор – рулонная резинопробка. Если требуется избавиться и от шума, то резинопробковую подложку делают 2-слойной: нижний, вибропоглощающий слой из яркой, с меньшим содержанием связующего (поз. 5), а верхний, звукогасящий и несущий вес – из темной, с достаточным количеством резины, поз. 6. Два данных слоя по 4 мм каждый позволят уложиться в СНиП по шумам. Резинопробка – идеальная изоляция под ламинат без обрешетки, уложенный по наливному выравнивателю пола. В данном случае расходы на изоляцию в смете на ремонт не будут особо выпирать.
Сотовые изолирующие панели есть в продаже лучше всего канальными PhoneStar и ячеистыми SonoPlat, поз. 7 и 8. Звук они подавляют достаточно хорошо, но первые стеновые, не годятся под долгосрочную нагрузку. Вторые вроде как половые, но формирующая структура также картонная и по прошествии времени сплющится, кто бы что бы ни утверждал. Цена – не станем о невеселом, а поглощающий наполнитель – кварц. Со всем вытекающим, точнее – высыпающимся. Если подсыпку под стяжкой еще можно удержать, то в панели на поверхности стены или под чистовым полом – увидишь на клетке слона надпись «Буйвол», не верь глазам собственным (Козьма Прутьев). В общем, PhoneStar и SonoPlat большой популярностью не пользуются вполне по праву.
Примечание: порой рекомендуют глушить шумовой фон пола шумопоглощающими панелями ЗИПС. Было бы не лишним авторам подобных рекомендаций знать, что «С» в аббревиатуре значит не «структурная» или «слоистая», а «стеновая». ЗИПС на пол не укладывают, т.к. они совсем немогут нести весовую нагрузку.
Как глушить?
Схема устройства стяжки плавающей
Выше сказано, что очень сложный и дорогой, но самый эффективный способ подавления шума от пола – перевод его в режим поршневого излучения звука. Если вы затеваете капитальный ремонт или надумали строиться, такой вариант необходимо рассмотреть обязательно. Технически он реализовывается способом стяжки плавающей; схему см. на рис. с правой стороны. Частота своего резонанса большой и тяжёлой свободно лежащей плиты стяжки порядка 1 Гц, а амортизаторы уменьшают добротность системы до Q<1, благодаря этому слышимые и физиологически активные частоты излучаются очень и очень мало. «Прошибить» плавающую стяжку можно разве что взрывом в прямом смысле. Постепенно общий порядок работ по ее устройству «мокрым» способом следующий:
Прежний пол снимается до перекрытия, которое зачищается и ровняется;
Накладуется пароизоляция с заворотом на стенки больше уровня чистового настила пола;
Ложится нижний амортизатор (тяжёлая минеральная вата, насыпной или слоистый);
Ставится кромочный амортизатор (вспененный, микропористый, гранулированный или волокнистый);
Заливается армированная стяжка из песка из цемента;
По наборе ею прочности устанавливается чистовой пол.
Трудность тут в том, что плавающая плита стяжки сама может дрожать и гнуться, как мембранная ткань. Благодаря этому для определенного помещения и материалов точные планы производства работ по устройству стяжки плавающей разрабатываются особо. Некоторые стандартные варианты показаны на рис. ниже.
Схемы звукоизоляции пола под стяжку и ламинат
Слева – при хорошей высоте помещения дает возможность обойтись без генерального разгрома или спрятать в пол коммуникации. Что, тем не менее, с точки зрения антиаварийности скорее мода, чем рациональная мера. Комбинирование материалов – Шуманет с Вибростеком или набор Тексаунда. Под Шуманет необходима защита от негативного воздействия влаги, т.к. он гигроскопичен.
В самом центре – сухая стяжка по насыпному изолятору для цокольных перекрытий. Поршень в этом случае – крепкая «слойка» из ЭППС и ГКЛ с Q немножко побольше 1. Для глушения подвальных шумов этого будет достаточно. С правой стороны – дешевый «пирог» под ламинат или пол из доски в зданиях с большими потолками. Очень прекрасно подходит для домов старой постройки с перекрытиями из дерева, т.к. вся сборка весит немножко. Минеральная вата может быть обыкновенной рыхлой; подложка под нее – Шуманет-100С (Супер) или Акуфлекс.
Простая звукоизоляция пола под ламинат
На рис. с правой стороны – еще 1 вариант дешевый и несложной шумоизоляции под ламинат в домах с потолками обыкновенной высоты. Ее индекс снижения шума ок. 20 дБ; в спальном районе при нормальных соседях с домашним кинотеатром этого вполне достаточно. Либо наоборот: без кинотеатра, но горластых и скандальных. Более чем на 80 дБА с самого начала не навизжит и базарная баба, и одновременно с КПД передачи влияния в конструкцию плюс затухание звука в ней желаемые 60 дБ ослабления получаются. Подложка под Ориентированно-стружечные плиты – Шумостоп или Вибростек.
Варианты для подобных условий под иные настилы пола даны на отпечаток. рис. Слева – дешевый с высокой долгосрочной несущей способностью под упругий чистовой пол. В самом центре и с правой стороны – под хрупкие увесистые полы из плитки, напр. керамогранитные.
Варианты звукоизоляции пола под стяжку для обыкновенного и настила из плитки
О плинтусах
По плинтусу могут передаваться вибрации стен, сводящие глушение пола на нет. Благодаря этому в большинстве случаев плинтус пробкового пола с стенам не закрепляют, только к чистовому настилу. Но тогда в зазоре между ним и стеной будет накапливаться грязь. Чтобы этого избежать, плинтус можно закрепить к стене, а между ним и настилом провести добавочный амортизатор из полиэтилена вспененного типа.
О маяках
При заливке стяжки плавающей любителями находится, что традиционные линейные маяки на слое изоляции не держатся. Для данных случаев разработаны т. наз. реперы или маяки-пауки, см. рис. ниже. Заливание стяжки по паукам выполняется поэтапно:
ножки маяков немножко вдавливают в подложку;
головки реперов выставляют в горизонт;
заливают слой находящийся снизу стяжки до отметки гаек маяков;
когда черновая стяжка схватится, но еще не отвердеет, накладуют сетку армирующую и выверяют нивелитровку головок;
немедленно, без техперерыва, доливают раствор до отметки головок маяков.
Использование маяков-паучков
На деревянном перекрытии
Хотя строения из дерева не такие шумные, как каменные, но звукоизоляция пола в домах с перекрытиями из дерева свойственна тем, что обойтись без воздушных щелей, которые могут стать звуковыми резонаторами, нельзя. Они дают вентиляцию пола, без чего дерево в скором времени задохнется и загниет. Сделать резонатор нерезонирующим можно, уменьшив его добротность при помощи вибропоглощающих материалов или «размывания» общего пика резонанса путем выполнения стенок пустоты резонирующими на более чем 2-х частотах. Тот и другой варианты показаны на рис. справа и слева соотв. Индекс ослабления шума там и там удовлетворяет СНиП.
Схемы звукоизоляции пола в домах из дерева
Напоследок
Уточним сказанное вначале: изоляция помещения обязана быть комплексной как по факторам (влага, тепло, шумовой фон), так и по площадям – пол, стенки с проемами, потолок. Что толку мучиться с полом, если из форточки вовсю прут уличные 80 дБА мегаполиса? Но начинать освобождение от ненужных воздействий извне необходимо собственно с пола. Как и все ключевые строительные работы.