Самодельная лодка стоит ли браться и за какую, из чего, варианты изготовления, схемы, теория

Лодка на хозяйстве может быть необходима не только для рыбной ловли, охоты или отдыха на воде. В малонаселенных регионах с развитой сетью водных путей лодка – предмет острой необходимости, а в обжитых местах производство и сдача в аренду плавсредств доходный бизнес. Как зарабатывают деньги лодочники на курортах, это уж каждый знает. Но в торговых классификаторах маломерные суда не относятся к товарам, образование цены на которые подлежит регулированию. Благодаря этому запрос: реально ли это вообще, и как выполняется лодка собственными руками довольно популярным. Ответ на первый вопрос очевиден: да, и намного легче, чем в большинстве случаев считают. Хорошую, вместительную, хорошую и мореходную лодку можно создать вдалеке от воды без эллинга и стапеля, в любом подходящем по размеру помещении. А как – об этом есть эта статья.

В подготовке материалов для реальной статье большую помощь оказали книги «300 советов по катерам, лодкам и моторам» Составитель и научный редактор Г. М. Новак Л. Кораблестроение 1974, «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах» Справочник под ред. Г. М. Новака. Л. Кораблестроение 1977 и «Курбатов Д. А. 15 проектов судов для непрофессиональной постройки» Л. Кораблестроение 1986. Автор выражает глубокую благодарность авторам таких содержательных руководств. Дальше в хинтах к иллюстрациям они обозначены исходя из этого «Н74», «Н77» и «К.». Что до годов издания, то неужели воды и ветра с той поры поменялись? Теперешние суда строятся и плавают по тому же закону, только инновационные материалы и компьютерная техника дает возможность применять их полнее.

Оргвопросы

У читателя точно уже назрели вопросы: что, на самом деле все так просто? Выстроил – и плавай? Со второй половинкой, детками, пассажирами, в море в шторм? В зависимости от обстоятельств вам на лодку с жёстким корпусом могут потребоваться отпечаток. документы и предметы обеспечения:

  • Лодка исключительно для себя, небольшой несудоходный пруд – товарные чеки на использованные материалы на случай, если потребуется довести, что они не ворованные. Малым считается пруд, в котором убирание от берега возможно не больше чем на 500 м, а лодкой исключительно для себя одноместная;
  • Лодка для себя, пруд судоходный разного размера – дополнительно свидетельство на право управления маломерным судном (аналог прав на автомобильный транспорт) и свидетельство о его регистрации. То и другое предоставляется местными органами транспортной (водной) инспекции. На борту лодки обязан быть отмечен ее регистрационный номер по установленной форме;
  • То, же, что и по пп. 1 и 2, в лодке могут быть бесплатные пассажиры – помимо документов по пп. 1 и 2 так же и спасательный жилет для всех людей на борту и обязательный очень маленький набор предметов обеспечения, см. дальше;
  • Все то же, но пассажиры или груз платные – дополнительно разрешение на право пассажирских или грузовых перевозок по воде;
  • Все по пп. 1-4, лодка парусная или парусно-моторная, в т.ч. с комплектным аварийным парусом – плюс ко всему удостоверение яхтенного рулевого или др. свидетельство на право управления парусным судном;
  • Лодка создана на продажу, не серийная – разрешение на право производства малых плавсредств.

Нужно заявить, что на несудоходных водоемах нарушение по пп. 1-3 являются массовыми, а в мало обжитых местах – повальными. У водной инспекции нет ни юридических, ни организационно-технических возможностей туда добраться. Благодаря этому претензии к хозяину судна появляются или его уголовное преследование начинается исключительно по факту последствий аварии.

Что да и что нет?

Конструкций маломерных судов не перечесть, однако любителю-новичку при подборе прототипа необходимо руководствоваться отпечаток. соображениями, которым должна удовлетворять рукодельная лодка:

  1. Лодка должна строиться по проверенному проекту и/или с полным учетом крайне важных положений теории корабля, правил кораблестроения и судовождения, см. дальше;
  2. Лодка обязана быть хорошей, т.е. прочной, долговечной, остойчивой, вместительной по весу и объему, достаточно мореходной для заданных условий плавания и одновременно управляемой на беспокойстве, течении в реке и в мелком заросшем водоеме;
  3. Лодка должна быть довольно легкой для того, чтобы хозяин мог в одиночку вынуть ее на берег или спустить на воду, а с взрослым физически средне развитым помощником – загрузить для транспортировки;
  4. Методика постройки лодки не должна включать операций, требующих специализированной профессиональности или оборудования для производства, но должна прощать ошибки новичка и замену штатных материалов и вариантов изготовления доступными в данных обстоятельствах;
  5. Неплохо бы, чтобы лодка могла прекрасно ходить и держаться на волне на веслах, под мотором и парусом – для топливной экономии и настоящего благотворного отдыха;
  6. Затраты на постройку лодки должны быть минимальны;
  7. Если лодка хранится вдалеке от пруда, очень неплохо бы, чтобы она удовлетворяла требованиям к судам картоп, т.е. допускала перевозку на верхнем багажнике легкового автомобиля.

По всей совокупности качеств, помимо стоимости материалов, прекрасным выбором для собственного первого судна будет лодка из фанеры. Дощатая обойдется прим. в два раза доступнее, но окажется во такое же количество раз тяжелее и будет служить много меньше, помимо варианта со стальным тонкостенным днищем, см. дальше. Самодельные стеклопластиковые лодки дороги и сложны в постройке, хотя долговечны и надежны. С учетом всех данных условий дальше не рассматриваются:

  • Цельнометаллические сварные и клепаные лодки.
  • Глиссирующие суда.
  • Малые прогулочные катамараны.
  • Лодки из пенополистирола, бутылок из платика, лодки-понтоны и дощаники квадратной в плане формы и т.п. экзотика.
  • Надувные лодки.

Основания для подобного «усекновения» следующие. Цельнометаллические самодельные суда органами транспортной инспекции не освидетельствуются и не проходят регистрацию благодаря тому, что обеспечить в домашних условиях их должную надежность технически невозможно.

Постройка глиссера – не дело для начинающего. Штатные динамические нагрузки на глиссирующий корпус высоки, и приниматься за него можно, Удостоверившись, что ваша первая лодка все же прекрасно плавает. Хотя, нужно сказать, имея некоторый опыт, дома вполне реально соорудить лодку-картоп, выходящую на глиссирование на маленький волне под мотором всего в 3,5-6 л.с., см. напр. отпечаток. видео.

Видео: пример самодельной лодки-глиссера и её проверки

Не очень большой катамаран, да будет известно читателю, соорудить легче, чем лодку равной вместимости, и ограничения по подбору материалов для него мягче; напр., можно повсеместно применять вспененный полимер. На мостике катамарана (помосте, соединяющем корпуса-поплавки) можно, стоять, ходить, кувыркаться как хотите, там можно поставить палатку и даже подготовить шашлык. Однако катамаран не лодка и вопрос о самодельных катамаранах требует отдельного рассматривания.

Лодочная экзотика из материалов которые всегда под рукой просто-напросто опасна. Напр., монокорпусная лодка из пенополистирола окажется или чем-то чрезвычайно хрупким, подходящим для плавания разве что в загородке-«лягушатнике», или практически неуправляемым плотом, сильно склонным сносу течением или ветром.

Что же касается надувных лодок, то порыв по их поводу поясняется, кроме возможности переноски на себе, тем, что для оформления покупной лодки-«резинки» на судоходном водоеме нужно только предоставить документ производителя, да и то водная инспекция смотрит на него сквозь пальцы в сторону. Однако самодельных надувных лодок это ни в которой мере не касается.

Вместе с тем нужно только посмотреть на выкройки самой простой надувной лодки (см. рис.), чтобы удостовериться: проклеить как следует ее швы в домашних условиях много труднее, чем соорудить более вместительную и хорошую лодку с жёстким корпусом, а высококачественные материалы для мягкой пластиковой лодки обходятся много дороже, чем прекрасная фанера и клей на эпоксидной основе.

Чертеж и выкройки надувной лодки

Но самое основное: без особенного оборудования надежно (без возможности осмотра) вклеить в баллон переборки безопасности вообще невозможно. Рукодельная «резинка» будет однобаллонной: ни с того ни с сего пробоина, а вы не в спасжилете, до берега далеко, или пруд сильно зарос – вам остается только мысленно подвести итог собственной жизни. Потому что конец ее близок.

Примечание: если вам всегда хочется собственную лодку не возводить, а наклеивать, то прекрасный вариант уж выполнить ее из… обрезков труб водопровода. Такую лодку не сдуешь и не спрячешь в рюкзак, зато она будет непотопляемой. Как выполняется лодка из пластиковых труб, см. видео ниже.

Видео: пример самодельной лодки из ПВХ-труб

Какую делать?

Конструкций фанерных и дощатых лодок, они не требуют для постройки условий производства, тоже большое количество; плавают-то люди испокон веку. Попробуем определиться, как начинающему судостроителю-судоводителю определиться в данном разнообразии. Напр., лодки типа каноэ (поз. 1 на рис.), каяка, байдары или отечественной оморочки очень ходки, очень мореходны и одновременно не боятся обросших мелководий. Но для управления ими необходим не то что опыт – большущее искусство. По количеству утопленников среди новичков лодки типа каноэ прочно держатся в топе рейтинга среди маломерных судов. Также, подобные лодки с жёсткой обшивкой технологически сложны, т.к. их обводы двойной кривизны.

Виды лодок для самых разнообразных условий плавания

Российская лодка-фофан (поз. 2) по собственной надежности не меньше легендарна, чем американская дори (см. ниже), но очень остойчива, вместительная, а управлять ею может зеленый салага. Закрученные обводы в носу делают фофан прекрасно всхожим на волну в полном грузу, а вместе с «пузатым» корпусом, пологими обводами в корме и заглубленным транцем способным очень быстро, до двадцати километров/ч и более, идти под достаточно мощным мотором в переходном (полуглиссирующем) режиме. Однако, как видим, обводы фофана тоже двояко изогнутые, и он тяжёл: чтобы вертеть фофан, необходимо не меньше 2-3 крепких мужиков.

Прогулочно-рыбацкая лодка российский тузик (поз. 3; российский вследствие того что есть еще американская лодка-тузик динги, см. ниже) легка, но снова-таки с обводами двойной кривизны. То же касается морской парусной шлюпки, поз. 5, хотя она под парусом устойчиво удерживается на курсе на 4-балльной волне, а вынуть ее на берег возможно в одиночку.

Выгибать как то!

Итак, мы сформировались еще с одним требованием в самодельной лодке из фанеры: ее обводы должны быть одинарной кривизны, т.е. образующие корпус поверхности должны собой представлять изогнутые плоскости. Для малых спокойных внутренних вод прекрасным выбором будет лодка-плоскодонка типа скиф, поз. 5. Скифы в подобных условиях себя зарекомендовали надежнейшими судами. Более того, лодки-скифы дешевы, просты в постройке, легки: 4-х метровый скиф с днищем из оцинкованные стали может поднять и загрузить один человек. Добавочное положительное качество для этих условий плавания – скифы прекрасно управляются на течении и в обросших водоемах. Воде или водорослям просто не за что их ухватить.

Примечание: наперекор популярному убежденности, лодка-скиф может прекрасно ходить под парусом, см. дальше. Но – исключительно по спокойной воде! На беспокойстве скиф, как и любая мелкосидящая плоскодонка, становится опасным – волна бьет в дно, сбивая судно с курса и стремясь перевернуть.

В пару очень сложных условиях плавания, на беспокойстве до 2-3 баллов, хорошей будет лодка динги. На вид динги легко узнать по носовому транцу-форшпигелю и килеватому (как говорят, имеющему поперечное V) днищу, поз. 6. Последнее позволяет динги легче всходить на волну, а форшпилель выполняет отношение вместимости к габаритным габаритам и своему весу динги практически рекордным. Из-за этого динги наиболее известная лодка выходного дня у жителей удалённых от воды мест: 2-3 здешняя динги на верхнем багажнике входит в размеры легкового автомобиля, а весить может менее 50 кг. Технологически динги еще легче скифа – ее можно собрать способом шитья фанеры (см. дальше) просто на полу в квартире.

Динги под парусом (поз. 7) вполне безвредна, но очень вертка, и благодаря этому считается прекрасным судном для первоначального обучения плаванию под парусами. Выучился управлять такой – можно смело переходить к румпелю/штурвалу и шкотам большой яхты. В советском союзе для обучения кадетов-подростков в яхтклубах широко употреблялся швертбот-динги «Золотая рыбка».

Примечание: в приморских районах часто можно повстречать мореходные остроносые динги. Снаружи они сходны на сдавленный вдоль фофан (поз. 8), но практически гидродинамика и механика их корпуса практически аналогичные, как у динги с форшпигелем.

Напоследок, если Вы проживаете возле моря или большого внутреннего озера, знаете большую воду и возжелали в конце концов соорудить лодку для нее собственными руками, то подбор следует остановить на дори. Лодки дори – истинно океанские. Любители рыбной ловли Ньюфаундленда ловили и ловят на них рыбу в 280 и даже в 400 км от берега. Мореходность и надежность дори замечательны: известно много случаев, когда в ожесточённый шторм терпели крушение большие хорошие суда, а дори тогда же в тех же водах успешно возвращались домой.

Лодки дори известны в 2-х типах: чисто гребной банковой и парусной (поз. 9). Чтобы управлять банковой дори, необходимо быть с детских времен просоленным насквозь моряком, т.к. их статическая остойчивость не большая. Парусная дори не так требовательны, выучиться управлять ею способен новичок, знающий основы движения судна под парусами. Также, на парусную дори возможно установить мотор в колодце. Обустроить лодку моторным колодцем, разумеется, труднее, чем увеличить под мотор транец (см. дальше), зато мотор и винт будут лучше защищены от повреждений, а ремонтировать мотор на воде можно будет без опаски утопить деталь или инструмент.

Азбучные истины

Чтобы выполнить лодку правильно, необходимо подобрать технически правильный, пригодный для этих условий плавания и наличных ресурсов ее проект. Чтобы подобрать проект, необходимо знать хотя бы самые основы теории корабля, малого кораблестроения, судовождения и морской практики на малых судах. Благодаря этому начинаем с теории.

Ходкость

Ходкость водоизмещающего судна определяется числом Фруда Fr. Физически оно значит, что с повышением Fr длина носовой волны судна быстро растет, см. рис.:

Зависимость волнообразования судном от числа Фруда. Н77, с.7,8

При этом основная часть мощности мотора или тяги парусов тратится на ее поддержание. Мотор переходит в режим «жора топлива», вместе с этим быстро сжигая собственный ресурс, а парус, в основном, не способен вынуть судно на Fr>0,3. Отсюда существенный вывод: не стоит пытаться расширить скорость лодки, ставя на нее через чур мощный мотор. Только сделаете плавание опаснее и деньги за горючее напрасно сожжете. Если в проекте лодки не указана рекомендованная мощность мотора, ее можно определить по табл. на отпечаток. рис.

Таблица допустимой мощности мотора водоизмещающей лодки. К. с. 87

Движение на через чур большом для этого корпуса значении Fr так же и страшно: лодка может быть как бы повисшей на гребнях смежных волн либо же будет стремиться съехать назад с носовой волны и зарыться кормой в воду. Если же, испугавшись вставшей перед носом волны, резко скинуть газ, лодка будет залита с кормы набежавшей следующей волной: образовавшись, волны двигаются уже по собственным законам.

Расход движущей судно энергии на волнообразование будет зависеть не только от длины, но и от высоты образуемых волн. Сделать меньше ее можно, самое первое, повышением отношения длины судна к его ширине (правило «длина бежит»), однако при этом становятся меньше его поперечная остойчивость и управляемость. Второе, здравым построением обводов корпуса: его строевая по шпангоутам (см. дальше) обязана быть как можно более пологой. Третье, обшивкой внакрой (см. поз. 2 и 4 на рис. с типами лодок). Ребра поясьев обшивки турбулизируют пограничный слой воды, не давая носовой волне очень уж вспухнуть. В этом, к слову, один из секретов хорошей ходкости боевых ладей викингов драккаров и шнеккаров. К несчастью, обшивка внакрой технологически трудна, предрасположена водотечности и потому требует постоянного осмотра и ухода.

Остойчивость

Остойчивость судна отличают статическую (на стоянке) и динамическую на ходу. Определяется остойчивость судна взаимным действием опрокидывающего момента, сила которого приложена до центра тяжести, и восстанавливающего, сила которого приложена до центра плавучести C – геометрическому центру погруженной части судна.

Обозначение остойчивости судна. К. с.23-26

Величина остойчивости определяется возвышением метацентра M над центром тяжести G (см. рис.). Судно с большим превышением M над G будет очень остойчивым, но и очень валким, с резкой бортовой качкой, т.е. безмерно остойчивым. При непрерывном повышении угла крена ? метацентр сначала «убегает» вверх от центра тяжести, а потом двигается обратно. Когда M будет ниже G, опрокидывающий момент превысит восстанавливающий и судно опрокинется. Соотв. угол ? для палубных судов зовется углом заката. Критическим креном для беспалубных судов будет такой, при котором судно черпает бортом. Тогда ? зовется углом заливания.

Правила остойчивости предрасположены действию закона квадрата-куба. Для малых судов это, с одной стороны, плохо, т.к. небольшое судно оказывается менее остойчиво, чем большущее тех же пропорций. Если 5-метровая лодка идет с критическим креном, то крен 20-метровой шхуны в такой же ветер будет не опасный, а 70-метрового барка практически невиден. Когда в старину капитаны парусников, стремясь улизнуть от шторма, приказывали «поставить парусов, сколько способны выдержать мачты», они знали, что делали. Но, с другой стороны, по такой же причине динамическая остойчивость более менее правильного малого водоизмещающего судна будет побольше статической. Чтобы лодка, остойчивая на стоянке, опрокинулась на ходу, ее конструктору придется сильно попытаться в обратном смысле.

Управляемость

Как поворачивает судно. К. с.53

Думать, что судно поворачивает от перекладки руля, ошибочно. Судно поворачивает косо набегающий на его нос встречный водный поток, а руль только помогает ему под него подставиться, см. рис. с правой стороны. Туда, правда, при всем уважении к автору источника, вкралась погрешность: то, что обозначено как центр тяжести ЦТ, в действительности проекция центра вращения судна ЦВ на ключевую поверхность (см. дальше). Отсюда тоже существенный вывод: если лодка плохо управляется, не грешите на через чур небольшое перо руля. Его идеальная площадь – прим. 3% от площади сечения корпуса в миделе, т.е. поперек по очень широкой части. Необходимо проверить и, если отвечает, то или вы что-то не так выполнили, или проект подобрали маловажный.

Положение ЦВ определяется взаимным действием факторов сил, приложенных к ЦТ и C уже в горизонтальном положении. У идеально управляемого судна без крена ЦТ размещается точно над C, к чему и стремятся проектировщики. Отсюда еще 1 существенный вывод: не увлекайтесь ходом с креном. Романтически, но и страшно, т.к. управляемость судна падает, что усугубляет опасность опрокидывания.

Ход под парусом

Яхтсмены говорят иногда: парусная яхта это самолет, одно крыло которого в воздухе, а другое в воде. В общем это правильно. Схемы, поясняющие принципы движения судна под косым парусом, см. на рис. Оттуда же ясно, почему под парусом можно идти против ветра. Первое, что здесь главное – ЦП и ЦБС сильно разнесены в вертикальном положении, что делает существенный кренящий момент. Поэтому делаем вывод: если проектом лодки парусного вооружения не рассчитано, не нужно ставить «самопал». В исключительном случае и при совсем благоприятных обстоятельствах можно построить аварийный шпринтовый парус из пары весел и чехла или одежды. Напр., мотор сдох, до берега далеко, грести из сил выбился, но ветер слабый попутный и беспокойство небольшое.

Как судно идет под парусом. Н77, с.226, 245

Взаимное действие сил тяги паруса и бокового сопротивления правильно спроектированного судна выполняет также момент, стремящийся его привести к ветру, т.е. повернуть носом точно против ветра. Это с одной стороны прекрасно, т.к., если судно окажется неуправляемым, оно будет принимать волну на нос, что наименее страшно. Но со второй, если ЦП очень сильно уйдет вперед от ЦБС, судно станет трудноуправляемым или вообще неуправляемым: станет приводиться к ветру, как ни ворочай румпель; отсюда и до беды недалеко.

Конструкции швертовых устройств. Н77, с.228

Дело осложнена тем, что при курсовых колебаниях относительно ветра и ЦП и ЦБС смещаются. Если ЦП окажется позади ЦБС, судно начнет уваливаться под ветер («захочет» стать к нему кормой), что грозит катастрофой. Отсюда очень важный вывод: без должного знания морского дела не стоит экспериментировать с парусами! Рискуете сделать «поворот оверкиль» в слабый ветер на тихой воде!

Чтобы судно без большой килеватости днища и специально разработанных под паруса обводов могло нести парусное вооружение, используют подъемные кили – шверты – размещаемые в швертовых колодцах, см. рис. с правой стороны. Если в проекте есть парус, но нет чертежей шверта – бракуем, неграмотный. Потом, некоторые любители пытаются приспособить плоскодонную лодку под парус, набивая из досок на дне фальшкиль и продолговатые реданы, неверно при этом называемые днищевыми стрингерами (которые в действительности есть детали набора корпуса). Технически это то же самое, что срезать крылья у самолета либо пытаться их приспособить, хвост и реактивный движок к автобусу.

Обводы и чертежи

Основные размерения и характеристики судна даны на поз. 1 рис., а на поз. 2 – ключевые плоскости его теоретического чертежа. Поверхность миделя отмечается специализированным значком-закорючкой. Поз. 3 демонстрирует, как выстраивается теоретический чертеж. Сечение диагоналями и построение рыбин применяются в чертежах очень больших судов, осуществляемых в мелком масштабе, для сверки совпадения линий. На теоретических чертежах маленьких судов взамен рыбин часто дают строевую по шпангоутам, см. ниже.