Рисунок на поверхности стены собственными руками сделает красивее жилище и прибавит ему оригинальность. Чтобы не утратить самого себя в мире, населенном 7,5 млрд. человек, это просто нужно. В подобном разрезе о материальной стороне можно бы и не упоминать, да нужно: 100 000 руб. за более менее приличную настенную роспись под заказ – это еще практически бесплатно.
Вполне выразительные рисунки на поверхности стены в квартире могут быть сделаны в различной манере и техникой разной сложности, см. рис. Данная статья в конечном счете исходит из старого смешного рассказа: «Вы сможете играть на скрипке? – Не знаю, никогда не пробовал…». Что ж, попробуем разрисовать стенку без опыта в живописи.
Рисунки на поверхности стен в квартире
Отступление 1
В Италии периодов Возрождения некий роскошный меценат (в большинстве случаев в эту историю вписывают Лоренцо Медичи) прослышал о молодом талантливом художнике по имени Доменико Гирландайо и послал кого-то из собственных приближеных – позвать его ко двору. Прихлебатель, желая набить себе цену, «настойчиво попросил» от Гирландайо пробную работу. Тот пожал плечами, поставил на мольберт холст и от руки нарисовал на нем круг точнее и ровнее, чем можно было тогдашним циркулем. В ответ на удивленный взгляд заявил: «Твой гражданин в живописи разбирается, он поймет».
Вернулся посланник к сюзерену, показал «тест». Лоренцо расхохотался: «Пошлите ему 100 флоринов и мою просьбу прибыть ко двору в комфортное для него время! А ты, болван, так и не понял, как над тобой поиздевались! Прочь в глаз моих, мне тупицы и невежды ни к чему!»
Смысл этой истории вот в чем: чтобы поставить руку и глаз для профессиональной живописи кистью, природных навыков мало, необходима длительная учеба и фактический опыт. Гирландайо – один из титанов Ренессанса, у него учился Микельанджело Буонарроти (есть другой великий Микельанджело – Караваджо). А мы вначале попробуем украсить стенку без набитых рук и тренированных глаз. Возможно, во время работы это придёт, тогда можно будет взяться за высокие техники. Во всяком случае, что и как будет выражать рисунок, зависит от ума, а не тела.
Доступные техники
Как необходимо расписывать стенку без опыта и профессиональной подготовки, как можно пробовать, а как с кондачка лучше не нужно, показано на фото. Однако конечное решение несомненно за вами: Гирландайо заметил кто-нибудь из живописцев, зашедших в ювелирную лавку его отца – маленький Доменико с раннего детства страстно увлекался рисованием.
Примечание: Гирландайо – прозвище, перешедшее от отца, тот изобрел ставшие самыми распространенными головные гирлянды. Полное имя его сына-художника – Доменико ди Томмазо Бигорди. Он основал художественную династию, так что Гирландайо в энциклопедиях несколько.
Так нужно
На поз. 1 рис. с фото – самый простой вид росписи стен, по трафаретам. На поз. 2 один и тот же трафарет применяется два раза: сначала для набивки блеклого заднего плана, а потом для сочного смыслового изображения. Контуры стволов и сучьев на поз. 3 намечены либо карандашиком, либо скотчем для малярных работ и залиты краской кистью, т.е. просто замазаны. Для тонких веток и листьев в этом случае необходимы как минимум 9 видов трафаретов; это недалеко к предельному их численности для одного рисунка. Постановки руки хватит не очень большой врожденной, нанести штрихи на стволах. Мелкие ошибки (напр., отходящая от сука ветка толще его, отмечено жёлтым) в этой технике практически не заметны и простительны.
Росписи стен в самых разных техниках
Можно пробовать
Для рис. на поз. 4 трафаретами не обойдешься, там порядка 2-х десятков только больших контуров. Они переносятся на стенку (см. дальше) и закрашиваются от руки кистью. Пытаться разделять контуры скотчем для малярных работ нельзя: без нешироких цветовых переходов на границах контуров рисунок выйдет неживым. Чтобы создать рисунок наподобие того, что на поз. 5, необходимо, помимо переноса и закрашивания контуров, овладеть также техникой растушевки (тоже см. дальше). Для рисунка на поз. 6 необходима также рука, поставленная как минимум в объеме художественной школы или соотв. врожденные способности и раньше приобретенные практические способности.
Контур – после
Рисунок на поверхности стены в технике оконтуривания
Человек с эстетическими способностями, однако пока без опыта, может выполнить потрясающий рисунок на поверхности стены в комнате в т. наз. технике оконтуривания, когда четкие контуры наносятся на цветовые пятна, см. рис. с правой стороны. Стенку сначала «мазюкают» как чертик креативный положит под коленку левой ноги, а когда краска просохнет, приглядываются – чего там прорисовуется – и обводят. Однако это техника для новичков довольно опасная: творческая невезение значит дорогостоящий ремонт.
Так сначала лучше не нужно
Рисунок на поз. 7 – аэрография. Техника это поклонникам очень доступная, однако тут придется обойтись упоминанием о ней: аэрографическая живопись технически абсолютно не такая, как другие, и для нее потребуется достаточно дорогостоящее необходимое оборудование: нагнетатель воздуха, шланги, распылитель краски со сменными распылителями. Пытаться применять взамен пульверизатора для краски аэрозольные баллончики для граффити не стоит: в них давление очень мало, чтобы можно было выводить тонкие плавные переходы цветов на площадях большого размера.
На поз. 8 – фреска, дело более сложное. Техникой фресковой живописи обладают абсолютно не все высокопрофессиональные художники. Трафареты для панно на поз. 9 необходимы не дешёвые брендовые, прорезанные лазером в условиях производства. И это еще не все: стенка обязана быть тщательнейше готова мастером большой профессиональности. Самое первое, там в действительности не однотонная заливка, а тончайший цветовой градиент. Второе, его необходимо вывести мелкофактурной краской, чтобы фон не бликовал при любом освещении.
Чего еще не нужно
Детская самое место для воплощения фантазий, но добавочные ограничения на характер росписи стен в комнату для детей налаживает психофизиология детского зрения. Первое, четкие светлые пятна сочных цветов здесь недопускаются. Психика ребенка, живущего в комнате вроде той, что слева на рис., если не исковеркана уже, то к тому придёт, разве что мама и папа додумаются сменить рисунок.
Как не нужно расписывать комнату ребёнка
Однако мягкие тёплые мягкие тона в детской применять необходимо тоже с умом. Мельчить и наводить геометрически правильные контуры, как в самом центре на рис., также нельзя – аналитическое мышление у ребенка еще не сложилось, данная роспись утомит его зрение и ум.
И уж совсем неприемлима в детской стенная роспись психоделического характера, даже в том случае, если в ней спрятан портрет любимого щенка, с правой стороны на рис. Детские психиатры и психологи избегают пользоваться тестами Роршаха и Люшера, их действие на еще слабую психику может быть разрушительным, а здесь мама и папа все время держат перед глазами собственного несчастного чада нечто аналогичное.
Чем рисовать?
В большинстве случаев краски выбирают под сюжет и манеру рисунка, но начинающему лучше поступить наоборот. Любители расписывают стены лучше всего акриловыми водоэмульсионными красками: их просто разбавлять, они перемешиваются без границ, ими можно выводить достаточно плавные полутона, а если будет необходимость краски на основе акрила смываются со стены, не оставляя на ней следов; грунтовка под них необходима также акриловая. Но возможны и иные варианты; напр. маслом можно написать рисунок с рельефом, гуашью и темперой получить в особенности тонкую растушевку. О красках для росписи стен см. видео обзор ниже:
Видео: о красках для росписи стен
Что рисовать?
Подобрать исходную картинку на стенку по принципу «импонирует – не понравится» отнюдь и совсем не запрещается. В конце концов, на том стоит и высокопрофессиональные искусство. В данном случае необходимо сфотографировать подлежащую росписи стенку и в любой программе графики с применением компьютеров пробовать приложить к ней отобранные оригиналы или собственное свое творение. Естественно для этого пользуются фотошопом – можно в нем здесь же подредактировать оригинал.
Если вы создали исходник в векторном софте CorelDraw, то удобнее будет применять комплектный Corel PhotoPaint, он по возможностям обработки изображений ни в чем не уступает фотошопу, а по базисному набору великолепных фильтров его превосходит. Чтобы целиком доработать векторную картинку, ее детали в CorelDraw собирают и переводят в растр (опция convert to bitmap). Потом выделяют уже битовую картинку и подбирают опцию редактирования битового изображения (edit bitmap). Автоматично запустится PhotoPaint, и после обработки растровая картинка остается на собственном месте в векторной композиции.
Как скомпоновать и исправить рисунок
У начинающих скорее вероятна, чем вероятна, данная ситуация: картинка все совсем не складуется. Либо же отобранная вроде как сама на стенку просится, но что-нибудь в ней не так. Чтобы понимать, что же здесь не так, где и как необходимо исправить, чтобы вышло так, нужно познакомиться с началами поэтики живописи и следующими из них главными правилами композиции изображений.
Отступление 2
Поэтика – наука о выразительных средствах разных видов искусства. Начало поэтике положил и самое наименование ей придумал Аристотель. Есть поэтика поэзии, поэтика балета, поэтика скульптуры, поэтика Фотоснимки и т.п. Поэтика нечто вроде грамматики для языка, но языки искусства более сходны на британский, чем на российский: без грамматики любой язык невыразителен, но жёстких правил в искусстве не больше, чем в английском – правил без исключений.
Золотое сечение
База правильной композиции рисунка – золотое сечение. Его выявили древние греки. Не выдумали, в природе золотое сечение встречается везде. Пропорции нашего тела, аж до очень маленьких и очень мелких его деталей – широкий комплект золотых сечений; многие растения растут по правилу золотого сечения, см. рис. Изображения, сделанные с использованием золотого сечения, намного более выразительны и очень легко воспринимаемы.
Пропорции и правила золотого сечения
Композиция
Вариантов использования золотого сечения в искусстве известно большое количество. Чтобы создать в интерьере прекрасное смысловое изображение, начинающим лучше воспользоваться традиционной схемой его компоновки: участок стенки с пропорциями прим. 3:4 образно говоря разделяют 2-мя горизонтальными и 2-мя вертикальными линиями таким образом, чтобы вышло 9 прямоугольников примерно золотой пропорции. Точно не выйдет, т.к. соотношение золотого сечения ? количество иррациональное, однако это и не страшно, глаза и воображение зрителей сами подправят.
Дальше, также мысленно проводим 2 диагонали: диагональ входа и диагональ борьбы, см. рис.:
Расположение компонентов картины в композицию
Любой зритель автоматично, как ноги когда будете идти переставляет, «глаз положит» вначале на область понимания 1-й степени, потом пройдется взглядом по остальным пересечениям незаметной сетки, следуя против часовой стрелки, и, напоследок, окинет взором диагонали. Центральное пятно при этом практически все время будет в поле его зрения, но мельтешить в нем нежелательно: здесь для полноты понимания необходимы большие либо фоновые (мягкие, размытые), либо светлые, притягивающие внимание детали, напр. одежда Христа в «Распятии» Гойи, или водяная мельница в примере с сеткой дальше. Сами, наверняка, видите – на данной картинке крокодил неуместно.
По диагоналям располагают динамичные детали; в зависимости от направления их зримого движения его значение различно (обозначено на рис.) Это не зависит от размещения в композиции действует доминанта темного: вверху темное подавляет, по обоим бокам и внизу притягивает взгляд. Это наследие наших пращуров: в темноте может крыться опасность. Темное, находящееся на диагонали, функционирует как двигающееся, но устанавливать темноту слева вверху на диагонали входа нельзя: вхождение будет нежелательным, а сюрприз малоприятным, даже угрожающим. Как можно заметить, даже данная, специально безобразно наляпанная композиция, с применением золотого сечения может что-то да выражать.
Отступление 3
Необходимо обратить свое внимание на изгиб фигуры Венеры Милосской. Древние мастера знали собственное дело, и понимали, что без призыва к ключевым инстинктам покровителей и заказчиков вряд ли можно обойтись. Однако, как ни ставь эту статую в любой обстановке, чтобы выглядела, «самое любопытное место» Венеры немножко уходит из зоны первичного понимания вверх-вправо, т.е. вдоль диагонали борьбы. Дескать, губу сильно не раскатывайте, Афродита все же, не шлюха какая-нибудь. Хотя натурой скульптору точно служила именно девушка легкого поведения. Вплоть до конца XVII в. профессиональных натурщиц не было, а художникам позировали представительницы древнейшей профессии. Прочтите хотя бы «Асканио» Дюма-отца, как Бенвенуто Челлини понадобилось перешерстить едва ли не все бордели Парижа, чтобы найти модель для собственной Венеры. Которая прославлена, пожалуй, не менее Милосской.
Применение золотого сечения для грамотного расположения элементов изображения
Намного проще
Конечно, создавать сразу непростую композицию правильно не всегда в первую очередь. Напр., можно обойтись без диагоналей. Если глаза разместить во 2-й и 3-й зонах (по глубине понимания они практически эквивалентны), то выйдет вполне живая картинка, см. рис. С правой стороны. Сами глаза могут быть немножко разными, так только лучше выглядеть будет.
Правило погоды
Золотое сечение действует не всегда. Напр., достаточно популярный случай: делаемся лицом к северу, как олицетворению зимы и холода. Слева у нас тогда будет запад, с правой стороны восток. Западный ветер когда на улице холодно несет непогоду, а восточный – оттепель или бодрящий морозец. Весною первое реальное тепло приходит, в основном, тоже с востока или юго-востока. Соотв., картина на поверхности стены «под ветер» сделает осеннее или весеннее настроение, см. рис.
Рисунки на поверхности стены для осеннего и весеннего настроения
Готовимся рисовать
Подпортить стенку неудачным опытом никому не охота, благодаря этому начинающим лучше сначала потренироваться на чем-то вроде этюдника для стенной живописи. Именно – на куске фанеры. Его накрывают штукатуркой для стартовых работ (увеличивать слой до строительной толщины не нужно), а потом завершальной. Дальше – пробуем рисовать, оттачиваем технику. Не вышло – сдираем покрытие шпателем, и – все сначала, пока на возникнет убежденность, что и на поверхности стены будет даже лучше.
Готовим стенку
В большинстве источников стенку под роспись предлагают выпрямлять сухой штукатуркой (гипсоволокнистыми листами) на гипсовом клею. Дело благое, но дорогостоящее и трудное. Выравнивания стены под живопись по правилам строительства не потребуется: если стенка совсем уж плохая, то ее ошкуривают, подвергают шпаклеванию вмятины и накрывают завершальной штукатуркой, белой или цветной. Ни с того ни с сего стенка сырая, с плесенью, потеками – расписывать ее нельзя, сначала необходимо отремонтировать.
Примечание: если вы все же намерены ровнять стенку гипсом (напр., под панно с одуванчиками, как на рис. в начале), то в первую очередь возьмите брендовый материал и комплектную затирку к нему, иначе швы между плитами будут заметны.
Рисуем
Трафарет
В росписи стен по трафарету есть 2 значительные уловки. Первая – скачанные шаблоны точно придется масштабировать. Если делать это в начальных сжатых форматах .jpg, .png, то артефакты сжатия способны значительно размыть или увести контуры, а контур трафарета – все для него. Маленькое отклонение от контура способно практически убить рисунок. Благодаря этому скачанные трафареты необходимо масштабировать так:
- Исходный рисунок в фотошопе пропускаем через опцию АвтоУровни; если знаете, что это означает, неплохо бы еще Уровнями ручным способом убрать верхний пик.
- Дальше переводим в серый, и потом в бело-черный с 50% порогом.
- Подчищаем оставшуюся грязь, переводим назад в серый.
- Увеличиваем до необходимого размера, добавить можно резкости по маске (unsharp mask).
- Сохраняем для печати в несжатых форматах .bmp или .tif; в исключительном случае – .gif.
Вторая – набивать трафарет не обязательно в один цвет. Наоборот, двигаясь по трафаретке, неплохо бы менять краску. Подобным образом можно оживить и довольно однообразный трафарет, см. рис.
Многоцветная набивка трафарета
Например ниже даём довольно простые рисунки под трафарет, которые можно очень сильно масштабировать в растровом формате. Перышко и золотую рыбку нужно будет заливать с растушевкой; пора и нам переходить к техникам, ее требующим.
Шаблоны рисунков по трафарету
Мажем-трем
Растушевка залитых краской областей вероятна 3-мя способами: смывкой, стиранием и растиранием. Они все ведутся от центра к краешкам, и в первую очередь в пару приемов: тереть сразу все противопоказано. Потер, отошел, посмотрел, еще потер, опять от центра в краям, и т.д. Растушевывают краску кистью, тампоном или пальцем. Единые правила покрытия краской под растушевку – чем теплее тон, тем глубже он должен лежать. Если гамма цветов однотонная, под низ идут яркие и блеклые тона. Тем не менее, правила эти очень относительны.
Смывку делают только тампоном. Слой находящийся снизу краски обязан быть полноценно высохшим, а верхний – только схватившимся. Его отчасти снимают легчайшими, без нажатия, касательными движениями. Цвет растушеванной области будет цветовой суммой цветов слоев.
Для растушевки стиранием лицевой слой краски накладуют на еще чуть мокрый нижний и трут уже придавливая. Сейчас цвет растушеванной области будет цветовым произведением цветов слоев, т.к. верхняя краска втирается в нижнюю. Растиранием создают мелкие растушеванные части на площадях большого размера, по сухой или не совсем высохшей подстилающей краске.
Примечание: аэрография дает возможность получить только цветовую сумму красок.
Как проявляется растушевкой начавший желтеть лист, показано на рис. ниже:
Рисунок с растушевкой на поверхности стены
- Заливаем контур фоновым цветом;
- По его высыхании наносим грязно-зеленоватый;
- Подсох 2-й слой, смываем лишнее;
- Заливаем цветом позеленее;
- Подсохло – стираем лишнее и здесь же наносим мазки еще более сочного зеленого;
- Высох 3-й слой, растираем по нему зелень.
На отпечаток. рис. даны цветы, которые можно сделать на поверхности стены комбинированием заливки контуров по трафарету с растушевкой. Для масштабирования их необходимо сберечь сразу в формате .gif (нужная подготовка уже создана), но лучше перенести их контуры на стенку по сетке, см. ниже.
Эскизы цветов для рисунков на поверхности стен
Контур на поверхности стены
Перенос рисунка на стенку по сетке и раскрашивание контуров это уже вполне профессиональный вид стенной росписи. сейчас это очень кропотливое и серьезное дело может быть значительно упрощено при помощи современнейшей техники.
Без сетки
В фотошопе есть особенный инструмент выделения контуров. Получившийся контурный рисунок делают больше до необходимого размера: Photoshop дает возможность работать с картинками до 10 000х10 000 px, что при более чем достаточном для стены разрешении 72 dpi даёт изображение 3,5х3,5 м, а при весьма достаточном 24 dpi – 10,5х10,5 м. Дальше контурную картинку распечатывают кусками в лист А4 (данная опция есть фактически у каждого принтера), или в том же фотошопе разделяют большую картинку на куски и печатают их в отдельности. Потом листы бумаги клеят в одно полотнище, накладуют его на стенку и твёрдым карандашиком прорисовывают контуры; последний, однако не поддающийся автоматизации этап – раскраска.
Проектором
К несчастью, картинки с тонкой деталировкой и мягкими цветовыми переходами Photoshop расконтуривает нечетко. В данном случае придется воспользоваться диапроектором: высветить слайд с подобранным рисунком на поверхности стены и руками обвести контуры. Классические размеры слайда 18х24 или 24х36 мм, но сфотографировать картинку навряд ли выйдет: пленочные фотокамеры и слайдовая пленка на глазах становятся раритетами, а лаборатория, печатающая слайды с файлов, найдется не во всяком большом городе.
Выручит в данном случае традиционный бытовой принтер, но печатать необходимо на светопрозрачной пленке; пленка для принтеров реализуется в компьютерных магазинах. Чтобы с подобным слайда можно было перенести изображение на стенку, аппаратное разрешение принтера должно быть от 1200 dpi, однако на данный момент практически все домашние принтеры имеют большее. Один только невидимый момент: убавлять картинку в фотошопе необходимо не геометрически (по размеру), а делая больше ее разрешение.
По сетке как по сетке
Напоследок, можно задействовать давний метод маркировки стен под живопись – традиционный перенос по сетке. Участок стены разбивают приблизительно на 100 равных квадратов (для формата 3:4 на 96, 8х12) и печатают в масштабе исходную картинку. При приготовлении ее на компьютере можно сразу положить аналогичную сетку. Дальше контуры рисунка переносят на стенку по точкам (см. рис.), это самый трудный этап.
Перенос контуров рисунка на стенку по сетке
Пересекания линий контуров с линиями сетки отмечают точками при помощи циркуля: на оригинале им берут необходимый размер и переносят на стенку, «отшагивая» раствором циркуля столько раз, какой позаимствован делитель масштаба, а потом по точкам наводят контур, все время держа перед глазами оригинал. Сначала намечают большие контуры; каждый наведенный контур отмечают цифрой, обозначающей цвет заливки. Этим методом даже любитель способно создать очень детально детализованную картину, см. рис.
Рисунок на поверхности стены, созданный переносом по сетке
Примечание: контуры под однотонную заливку можно положить на стенку совсем просто – источник освещения обертывают трафаретом и обводят тени, см. рис. с правой стороны.
Как убрать карандаш
Во всех вышеописанных случаях трудностью могут быть карандашные линии: графит просвечивает практически сквозь каждую краску, помимо масляной. Художники и чертежники знают устаревший метод снять карандашные линии, нисколько не портя основы – катышки из мякиша черствого черного хлеба, только необходим реальный хлеб из ржи, напр. бородинский. «Хлебным ластиком» не трут, а катают или шлепают, как тампончиком.
Нетрадиционно
Рисунок пальцами на поверхности стены
Кроме описанных, известно большое количество оригинальных способов создавать рисунки на поверхности стен, и все время возникают новые. Мы тут например приводим некоторые, техника которых очень проста и более менее устоялась. Самый простой – рисование пальцами. Для него необходима поролоновая подушка, пропитанная краской. Ее лапают пальцами и мазюкают пятерней по поверхности стены, см. рис. Прекрасно этим методом получаются перья, чешуя, шершавые стволы деревьев, языки пламени, венчики цветов с большим количеством лепесточков и т.п.
По второму способу рисуют самим штампом. Он обязан быть из войлока или фетра – поролоновый быстро раскисает от краски. Штамп приклеивают на жёсткую основу и делают им стенку; под любой цвет необходим отдельный штамп. Если штампик слишком маленький, ок. 1 см, выйдет настенный пуантилизм. Если же штампы побольше, ими можно просто прошлепать стенку, дорисовать маркером черешки с листами, выйдет фруктовое панно, см. рис.
Роспись стены круглым штампом
Отдельно в этом ряду стоит техника т. наз. высокого трафарета. Практически это один из вариантов декора стен, но им возможно создавать и смысловые изображения, см. рис. с правой стороны.
Рисунки на поверхности стены гипсом по трафарету
Работают по высокому трафарету так, см. рис. ниже:
- Трафарет из жёсткого материала толщиной 2-6 мм закрепляют к поверхности стены. Чем больше опыта у специалиста, тем толще может быть трафарет. Новичкам лучше пробовать себя с трафареткой 2-4 мм.
- Трафарет затирают гипсовым раствором консистенции сметаны густой консистенсии или прекрасно размятого пластилина, поз. 1 на рис.
- Когда гипс схватится, но будет еще влажным, трафаретку бережно снимают, поз. 2.
- Стеком (лепестковым мастихином) подмазывают промежутки (поз. 3); им же снимают остатки по краешкам и со стены. Кистью, тампоном и пальцами ровняют и оглаживают края узора; если нужно, наводят рельеф и фактуру.
- Полноценно высохший гипс загрунтовуют кистью для покраски, поз. 4.
- Покрывают краской стенку фоновым цветом флецевой кистью или мохнатым валиком, поз. 5.
- По высыхании краски прокрашивают вершины ландшафта кистью или, как на поз. 6, живописным маркером, масляным или акриловым. Помните лишь, что не использованные до конца художественные маркеры по прошествии времени присыхают и теряют пригодность.
Рельефная роспись стены гипсом по трафарету
Напоследок
В рунете полно источников типа «20 идей для воодушевления», «50 идей для воодушевления», «90 идей для воодушевления» и т.д. с в общем то беспорядочными подборками фото, видео и невнятными описаниями. Скверный пример заразителен, однако в этом случае речь не о том идет. А про то, что возможности настенной живописи крайне широки; доля шедевров мирового значения в ней едва ли не больше, чем в станковой. Например, такой твердокаменно-классический сюжет, как сакура в цвету, на поверхности стены можно изобразить способами, из которых на рис. показана лишь маленькая часть:
Изображения сакуры на поверхности стен в различной манере и техниках
золотого сечения, рисунок, рука, способ, стен, техник