Ремонт детской комнаты с учетом психологии как можно и как нельзя

Комната для ребенка должна помогать нормальному развитию ребенка – теорема. Детки воспринимают мир не так, как взрослые – теорема. Детская обязана быть удобная и нравится для ребенка, а не для лицезрения гостями – теорема. Но как выполнить ремонт комнаты для ребенка собственными руками, исходя из данных принципов? Вот, для этого, собственного, который только-только возник на свет, но ведь вырастет? А там, глядишь у него и братик или сестричка возникнут.

Поискать советов во всемирной сети? Там много, и с толком, написано, как покрывать краской, пол стелить, клеить обои. Даже – как держать молоток, забивая гвоздь. Но как выполнить ремонт в комнате ребёнка, если учесть, что она – детская? Что она – точка опоры, исходный пункт познания мира для ребенка? Тут находим общие указания или ссылки на медико-психологические сайты, а там – непростую специализированную терминологию и ничего про то, как ее привязать к дрели, рубанку и шпателю.

Вместе с тем уже планировка детской становится болью головы – избытком жилплощади мы, к сожалению, пока не страдаем. Прекрасно, если найдется хоть какая-нибудь комната для малышей, а если семья живёт в однокомнатной квартире или небольшой квартире с двумя комнатами и новоселья обозримой перспективе не предвидится? Вот уже вопрос – отдать детям спальную, или обустроить уголок для детей. Решить можно и так, и этак, но как там мелкому (небольшой, мелким) житься-то будет? Вырастить-то необходимо поддержку и опору, а не монстра, живущего «для себя».

Перед тем как браться за детскую, необходимо в первую очередь усвоить себе – а что такое малыш? Он видит не так, как взрослые, но как? Каковы свойства его характера, как он будет развиваться? Как при помощи детской развить его хорошие качества и обучить контролировать плохие? Только зная специфики детского видения и психологии, можно правильно создать проект комнаты для ребенка и подобающим образом осуществить его в собственном жилье.

Главное:

  1. Демократия и терпимость как принципы несомненны. Но имейте в виду – малыш потому и не взрослый, что сам еще толком не понимает, что ему на самом деле необходимо, а если и понимает немножко, то ясно высказать еще не умеет. «Хочу» ребенка можно и нужно в виду иметь, но лишь в случае если оно не противоречит с «так нужно».
  2. При проведении ремонта детской даже очень грубые и «взрослые» работы чернового цикла должны быть в некотором роде привязаны к потребностям ее обитателей. Психология с психофизиологией – науки не из удобоваримых, но, перед тем как брать в руки инструмент, в них необходимо хоть чуть чуть разобраться.

Как они видят

Новорожденные практически не видят, хотя глазенками уже ворочают. На стадии вскармливания грудью малыш начинает распознавать предметы и цвета, поэтапно двигаясь по спектру от красного к синему и фиолетовому. Считается, что к 4-5 годам зрение ребенка может достигать 100% остроты, если нет врожденных его недостатков, и полноценно развивается цветовосприятие – малыш правильно называет все статуэтки на таблице, правильно видит картинки теста на дальтонизм.

Однако это формальный подход – здоров, не здоров. В действительности зрение полноценно набирает силу по остроте, геометрии и цвету по достижении полной зрелости, приблизительно к 25 годам, совместно с полным окостенением швов черепа. По аналогичности с прикладной оптикой, к 5 годам завершается сборка объектива, а после еще лет 20 уходит на его юстировку. Какое это имеет большое значение для работ по ремонту детской? Посмотрите на рисунок.

Видение детской глазами взрослых и ребенка

Слева – детская глазами взрослых. С правой стороны – она же глазами ребенка, с такой же точки пола. Ребенка уже довольно большого, школьника, смело владеющего компьютером и начинающего посматривать на другую половину человечества. Вот определенные тонкости:

  • Облицовка низа стенки в ярком естественном свете приобретает кричащий оттенок – для некоторых видов психики это противопоказано.
  • Слишком высокий шкаф боком немножко выперся вперед – немножко, но угрожающе.
  • За спинкой кровати образовался темный закуток – пристанище для хоки, бубуся, спумера или остальной детской нечисти, которая, кстати, живёт в подсознании достаточно долго и может напомнить о себе во время сна даже взрослому.

Благодаря этому, если в довольно обеспеченной семье детская большая, имеет полный смысл предоставить разработку ее проекта специализованному декоратору, владеющему 3D программами, показывающими на экране комнату глазами ребенка. Нет подобной возможности – необходимо держать тонкие специфики детского зрения в уме. И во всяком случае необходимо знать азы психологии.

Введение в психологию

Для правильного устройства детской важно знать качества личности ребенка и свойства его характера. Это вовсе очень просто – просто наблюдая за его поведением, можно составить довольно точный психологический портрет, не вдаваясь в зубодробительную терминологию. Портрет очень точный для того, чтобы правильно оборудовать детскую или поделить общую комнату.

Снаружи психика проявляет себя в трех сферах:

  1. Характер – способность человека воспринимать влияния (раздражители) и отзываться на них.
  2. Психическая организация – определяет, как именно человек реагирует на раздражители, возбуждающие и тормозящие.
  3. Характер взаимоотношений с находящимся вокруг – ощущает человек мир в себе или себя в мире.

Предупреждение: все, описанное в реальном разделе – качества и признаки, а не заключение. Любое их комбинирование не есть отклонение от психической нормы и не мешает достигнуть успеха в жизни. Например, не кто иной, как САМ Билли Гейтс – 100% меланхолик-интраверт.

Характер

Основы современнейшей психофизиологии заложил наш великий соотечественник Иван Петрович Павлов. Его работы по настоящему объяснили очень давно знаменитые «4-ре стихии» человеческого характера: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. По Павлову, характер человека определяется тремя свойствами его нервной системы:

  • Стойкостью («сила» по Павлову) – насколько выгодно человек выдержит долгое возбуждение или торможение снаружи, или какое количество времени он может выдерживать постоянное действие раздражителя неизменной силы.
  • Баланс («уравновешенность», Павлов) – насколько способен человек при резком изменении влияния быстро и адекватно на него отозваться. Например: хлопнуться в обморок от плохой новости – реакция натуральная, однако не равноценная.
  • Подвижность – скорость образования новых нервных связей, создающих условные рефлексы и способности.

Схемы развития характеров и их взаимные действия между собой

Слева на рисунке выше показана схема образования из таких свойств традиционных четырех характеров. Нестабильные меланхолики, разумеется ясно, всегда балансируют на острие и подвижны, а устойчиво мечущиеся холерики инертными быть не могут.

Приблизительно определить характер ребенка можно, просто наблюдая за его поведением. К примеру, прутиком по луже водят очень часто меланхолики с флегматиками, а лупят и брызгают сангвиники и холерики. Меланхолики вообще плохо учатся слаживать картинки из кубиков; холерики схватывают на лету, но после нередко заблуждаются. Сангвиники усваивают с определенной заминкой, но после повторяют смело; флегматикам предоставляется туго, но усвоенное сидит в них накрепко.

Определить характер девочки можно уже по игре в куклы с игрушечной мебелью: сангвиники ухаживают, наставляют, поучают; флегматики обращаются неосторожно и/или долго засматриваются; холерики бурно воспитывают, а «непослушных» швыряют; меланхолики нежничают, нянчат и баюкают. При размытых или беспорядочных признаках помочь может детский психолог.

Главное: характер может изменяться в течении определенного времени даже у взрослых, а у деток может преобразиться на протяжении полугода-года. Благодаря этому проект детской необходимо разрабатывать с учетом изменения облицовки и планировки по мере необходимости.

Каждый характер может быть в зависимости от воспитания как плюсом, так и недостатком; «крепких» и «слабых» в обыкновенном понимании характеров нет. Например, крайняя неустойчивость меланхоликов их делает также очень чуткими и чувствительными; у меланхоликов всегда развита проницательность. Тот же Гейтс еще в эру ЭВМ в больших гудящих шкафах уловил, куда дело идет, в результате – «Майкрософт», «винда» и много миллиардов собственных своих.

Но варианты жизненного пути для самых разнообразных характеров и способы их правильного воспитания – дела не строительные, благодаря этому пойдём дальше, ведь нам требуется запомнить то, что необходимо для работ по ремонту детской.

С правой стороны на рисунке сверху – схема взаимные действия характеров. Сущность такая:

  1. В горизонтальном положении – полноценно совместимы, сосуществуют безо всякого.
  2. В вертикальном положении – совместимы при доминировании верхнего. Процесс налаживания отношений может быть долгим, мучительным и окончиться все же болезненым разрывом.
  3. Вдоль диагонали – сами по себе несочетаются. Для налаживания отношений необходим арбитр. Им не всегда обязан быть человек; в детской посредником очень часто считается совместная зона для игр.

Уже исходя из схемы взаимные действия характеров, можно дать советы по обустройству комнаты для ребенка для двух:

  • С + Ф – как бог на душу положит, или как по средствам, или как жилплощадь позволяет. Уживутся как ты ни крути, но лучше все же не делать комнату ребёнка или уголок проходными: С + Ф у себя – владельцы и партнеры.
  • М + Х – некоторые кроватки и ящички для игрушек. В двухъярусном спальном уголке оба будут ощущать себя обойденными: нижний так как внизу, а верхний вследствие того что лезть туда необходимо. Место для работы и шкаф для одежды могут быть совместными.
  • С + Х и Ф + М: С и Ф спать должны внизу, а в индивидуальной детской – ближе ко входу (на проходной части). Они толстокожие, а чутким Х и М для решительности в себе необходимо хоть условное уединение.
  • С + М и Ф + Х (диагональ) – как минимум, одна детская с перегородкой. М и Х – дальше от входа. Как быть с внешним светом в стандартной квартире? Неполная перегородка не доходя до окна в середине его либо что-то наподобие, смотря по определенной планировке.

Еще вариант для последнего (прямо скажем, трудного) случая – тесная, для вида перегородка; у каждого – собственный спальный, рабочий и хозяйственный уголок дальше один от одного. Общая площадка для игр – в самом центре или в углу, но цветом, фактурой или линией обязана быть ясно разграничена. Посредническую роль неоднократно увеличивает игровая комнатная площадка, покупная или рукодельная из гипса или фанеры на каркасе из дерева, см. рис. Для С + М или Ф + Х так можно обустроить даже детскую в общей комнате, стоит приготовиться к коллизиям: без тумаков с оплеухами С + М и Ф + Х не обходятся. Если у вас тесная комната для ребенка, считайте, что вам посчастливилось: возможности разъединения сфер воздействия для диагональной пары значительно расширяются.

Комнатные детские комплексы для игр

Главное: в психологии 100% догмы нет, так что приглядитесь предпочтительней к чадам собственным единородным. Бывают такие «слабые» меланхолики, от них все черти с воем разбегаются. Варианты – хотя бы Адольф Гитлер или нынешний северокорейский вождь Ким Чен Ыр. А непрочный как бы холерик может, если его задеть за живое, упереться так, что все флегматики, как говорят, отдыхают. Здесь пример – наша одиозная современница Юлия Владимировна Тимошенко; в этом случае «живое» — около $500.000.000 «черных» в швейцарском банке.

Характер и цвет

Каждый характер имеет собственные цветовые вкусы:

  1. Сангвиники с флегматиками – тона тёплые; для сангвиников более сочные; для флегматиков – более глубокие.
  2. Холерики и меланхолики в общем любят тона холодные, однако для холериков лучше «ближние» (по спектру) – голубые, бирюзовые, а для меланхоликов – «дальние» (сиреневый, лиловый, фиолетовый).
  3. При любом комбинировании характеров тона из средней части спектра: жёлто-зеленый, салатовый, изумрудный, и тона мягкие нейтральные (серый до 50% с оттенками) подойдут вполне.

Но общие для абсолютно всех правило: стационарного типа предметы – тона цельные, мягкие; мобильные – светлые. Последнее нужно для формирования у ребенка внимания и координации движений. Зеркальные, иридирующие (переливчатые) и бликующие поверхности противопоказаны, они нарушают сон ребенка.

Общая облицовка желательна с непростым узором, прекраснее всего нерегулярным: в пасмурную погоду или при болезни небольшому экспериментатору будет что рассматривать, а наказанный он от этого настроится на раздумчивый лад, и скорее понимает собственную вину, чем разобидится «насовсем».

А если еще нет характера?

Детская для небольшого

А что сделать, если малыш только еще глазенки таращит и ручками водит, но детская ему уже выделена? Ну какой у несмышленыша может быть характер? И как ему детскую оформить?

Правильно, все свойства личности ему еще предстоит выработать. А детскую необходимо оформить «среднестатистически», приблизительно так, как показано на рисунке с правой стороны:

  • Стены – пастельного тона: мелочь данная еще не способна воспринимать обширное наполненное пространство; узор, пейзаж или рисунок на поверхности стены его могут и испугать.
  • Пол – в тоне средней глубины из середины спектра, но ближе к красному (вспомним, видеть цвет детки начинают с красного): светло-коричневый, горчичный, бежевый. По полу мы ползаем, смотрим на него вблизи, а можем и носишкой к нему приложиться.

Надувная площадка для игр

  • Предметы стационарного типа – от жёлтого до зеленого, и можно, даже необходимо, светлые. Это поможет «продвижению» цветового зрения по спектру. Но обгонять природу не надо: взамен синего мы пока видим пугающую черноту.
  • Синий все же необходим (ведь и его стоит учиться распознавать), однако с годами и на определенный период времени, чтобы не утомлял до поры. Ограниченное синее пространство необходимо уже ползункам. Здесь выручит надувная площадка для игр соответствующей расцветки, см. рис. Еще не желает туда, куксистся – можно стравить воздух и убрать.

Совет: не особо вкладывайтесь в такой ремонт – годика через 2-3 наибольшее все равно нужно будет переделывать под личность.

Организация психики

По типу организации психики люди разделяют на циклотимиков и шизотимиков, или шизоидов. Шизоид – не шизофреник. «Шизос» по-гречески – расщепленный; в этом контексте это обозначение выражает многогранность натуры. Ярчайший пример шизоида – Наполеон I: тот, говорят, мог одним глазом читать газеты, точно улавливая смысл публикаций, а иным – смотреть декреты на подпись, и историкам не известно ни одного случая, чтобы у него «туфта проскочила».

Циклотимики

Циклотимик все выполняет постепенно, благодаря этому его жизнь – зебра: периоды подъема чередуются периодами безразличия, но исключительно по всей видимости. Снаружи размякший циклотимик просто отдыхает перед следующим рывком. Живёт циклотимик по уму: может свыкнуться со злейшим врагом ради общего заинтересованности, и может отвергнуть лучшего друга или родного человека, совершившего недостойный поступок.

Циклотимик снаружи податлив и уступчив, но до конкретного предела; его характер – сталь в вате. Правильно вежливый циклотимик полностью надежный: он принесёт себя в жертву, но выполнит обещанное, и твердо держит слово. Но неверно вежливый циклотимик может стать совсем бездушным чудовищем. Такой крайний вариант деформации личности прекрасно иллюстрирует именитый сталинский анекдот:

«Товарищ Сталин, здесь в такой-то области, районе, селе Ваш двойник обнаружился. Все точно сходится: лицо, фигура, манеры, походка. Даже усы».

«Расстрелять».

«А, может, просто побрить?»

«Можно и побрить».

В большие начальники циклотимики выходят в основном в военной сфере, где над всеми, от рядового до маршала – клятва и устав. «На гражданке» циклотимики, в основном, уступают пальму первенства шизоидам, ограничиваясь ролью ценного профессионала, доверенного советника или авторитетного «серого кардинала». В компании циклотимик не всегда бывает заводилой, однако нередко – ее душой.

 Шизотимики

Шизоид способен вести одновременно несколько дел и полноценно приходить в чужую шкуру, даже во много шкур сразу. Занятой шизоид ведет себя ровно в согласии с характером, но мучиться без дела для него мука, и здесь возможны необъяснимые перепады настроения или действия, но, в отличии от циклотимика, нерегулярные.

В жизни шизоида всегда важное имеет значение ощущение; он может жить только чувством или принести ему в жертву долг. Шизоид может сорваться, сплоховать и подвести в проблемной ситуации, но способен отдать жизнь за родного человека только вследствие того что тот – близкий, даже в том случае, если он превеликий подлец.

Хорошие актеры и выдающиеся начальники в подавляющем большинстве собственном – шизоиды. Первым необходимо входить в образ, а вторым, даже очень жёстким, следует иметь в виду как приверженцев, так и соперников. В политике шизоиды диктаторами не бывают; ожесточённый политик потому и жёсток, что не понимает людей и оттого их боится.

«Улыбка» шизитимика (слева) и циклотимика

Деток циклотимиков и шизоидов можно разпознать по обращению с игрушками. Циклотимики организуют из них имеющие конкретный смысл сообщества, а у шизоидов есть одна-две-три любимых, а прочие или играют подчиненную роль, или валяются закинутыми.

Вид психики ребенка приоритетное значение приобретает в сауне детской для пары с доминированием; тем более, если детки – разнополые:

  1. Оба циклотимики – достаточно разнести спальные места и поделить зону для игр. Одностворчатые циклотимики могут и спать в одном гарнитуре, отношения все равно наладятся, с обоюдными затрещинами, но по-родственному.
  2. Циклотимик – «верхний» в вертикальном положении; одностворчатые. Необходимо дать шизоиду все видимые плюсы (см. выше), а циклотимику объяснить, что, мол, братик (сестричка) восприимчивый, или маленький, либо, наоборот, учится и ему необходим покой для занятий.
  3. Циклотимик – «верхний» в вертикальном положении, мальчик. Зоны деток необходимо поделить перегородкой, и диванчики в «приемной» тоже должны быть собственные у каждого. «Верхний» циклотимик способен, никак не желая зла, полноценно подчинить себе «нижнего» шизоида, а у циклотимиков мужского пола часто рано, а то и совсем несвоевременно, просыпается сексуальность.
  4. Циклотимик – «верхняя» девочка. Деление – небольшое; планировка детской – исходя из собственных возможностей. Здравомыслие циклотимика в комбинировании с женскими инстинктами безо всяких добавочных мер обеспечивают должную моральную атмосферу в детской.
  5. «Верхний» шизоид, в вертикальном положении или диагонали – раздел детской по характерам без добавочных трудностей.
  6. Циклотимик – «верхний» вдоль диагонали. Это мрачно: будто бы два раза ущемленный шизоид издевками, уколами и мелкими пакостями способен, не давая предлога для наказания, превратить циклотимика в нравственного урода и сам при этом преобразиться в антисоциальное существо.

В последнем варианте родителям необходимо задуматься: а имеет ли смысл тратиться на ремонт квартиры, или охнуть про себя и ухнуть в залоговую недвижимость? И уж без консультации хорошего детского психолога вряд ли можно обойтись; мнимая обида опаснее реальной.