Поликарбонатный пластик вполне удостаивается имени Великого Малоизвестного. Он широко используется для постройки легких, прочных и дешевых укрытий: выступ крыши из поликарбонатного материала можно заметить сплошь и рядом от центра столицы до Таймыра, а в теплице из поликарбонатного материала можно в Заполярье целый год снимать урожай фруктов и овощей. В конструкциях из поликарбонатного материала очень просто и дешево совмещаются большая функциональность с утонченной эстетикой (см. рис.) и вместе с тем многие из них для домашнего употребления можно изготовить собственноручно, владея лишь начальными рабочими способностями.
Вместе с тем широко доступные источники сведений по использованию поликарбонатного материала информативны где нибудь на уровне инструкции, как сколотить скворечник. На самом деле, плитный канальный поликарбонат владеет высокими свойствами и работать с ним легко. Но эта видимая простота основывается на очень сложном научно-технологическом основании.
Надёжность, долговечность и надежность строений из поликарбонатного материала нельзя увеличивать примитивным повышением массы материала в конструкции, как каменных. И возводить их, пользуясь усредненно-обобщенными параметрами, умноженными на «провсякслучные» коэффициенты запаса прочности, тоже нельзя. Необходимо держаться в границах некоего оптимума, иначе результат может быть обратным. Что это за оптимум, как в него попасть и устоять там? Про это и написана эта статья. В ней мы разберем вопросы:
- Что такое плитный канальный поликарбонат как материал, чем он прекрасен и плох, что дает возможность и чего не может.
- Как правильно работать с поликарбонатным пластиком.
- Как подобрать плиты для постройки по их габаритам и структуре.
- Как самому намного проще и дешевле, но вполне надежно, сделать различного рода конструкции; обязательно выступ крыши для машины из поликарбонатного материала. Он обязан быть полностью надежный, т.к. автомобильная цена несравнима с такой укрытия для него.
- В каких вариантах следует предпочтение отдавать заказным выступам крыши, а когда есть смысл взяться за рукодельный.
Поликарбонатный пластик как есть
Как вещество поликарбонатный пластик – один из видов оргстекла, светопрозрачный полимерный материал, в молекулах-цепочках которого постоянно сменяются атомы углерода с органическими радикалами, углеродные радикалы СО и бензольные кольца. Открыт от был нечаянно в Германии в 1898 г. при попытке сделать лучше только что синтезированное обезболивающее кодеин. Первые же искатели обратили внимание на его прекрасное, лучше, чем у обычного стекла светопропускание, термическую устойчивость и высокую, более 250 кДж/кв. м, ударную вязкость. Говоря просто, поликарбонатный пластик очень плохо бьется и раскалывается, а вне пламени самозатухает. Выходит поликарбонатный пластик также не трудным путем, в результате одноступенчатой химреакции без катализаторов, при нормальных температуре и давлении.
Но в производство первыми, в 30-х годах прошлого столетия, пошли в производство акрилового стекла другого происхождения, гибкое стекло и родоплекс. Мешала своеобразная реакция поликарбонатного материала на ультрафиолет (УФ, UV, ultraviolet). Под его воздействием материал не только быстро мутнел, но и растрескивался, теряя надёжность. Производство в промышленности массивного поликарбонатного материала удалось наладить первый раз исключительно в 1953 г. тоже в Германии.
«Поликарбонатная революция» случилась внутри 70-х в Израиле. Там судорожно строили кибуцы на охваченных арабских землях, и поселенцам нужно было продовольствие, в т.ч. фрукты и овощи. Растить помидоры с капустой в открытом грунте в пустыне бесполезно, благодаря этому решили возводить теплицы с капилярным поливом. Однако стеклянные оказались дороги, тяжелы, а ветры пустыни ломали их безо всякого участия обиженных мусульман.
Тогда-то израильтяне и выдумали, первое, подвергнуть поликарбонатный пластик экструзии, т.е. продавливанию в размягченном состоянии сквозь профилированные сопла – фильеры. Это стабилизировало механичные свойства поликарбонатного материала и улучшило их на порядок. Второе – на поверхность с внешней стороны плит начали наносить двухслойное покрытие с защитным эффектом от УФ: первый слой отражал больше половины, а следующий поглощал остаток. Так и возник канальный поликарбонат, см. рис. А листы массивного сейчас стали тоже экструдировать или отливать под давлением, и также наносить на них UV-фильтр.
Структура панелей из сотового поликарбонатного материала
Общие следствия
Как и все сотовые материалы, поликарбонатный пластик имеет очень внезапный порог усталости и разрушается катастрофически: неожиданно и без предупреждающих признаков. Стоит себе и стоит сооружение, как влитое, а после – трах! бах! – обрушилось. На новую машину или грядки с урожаем, доход с которого кормит всю семью.
Дальше, сотовый лист поликарбоната относится к числу работающих материалов. Т.е., он не просто лежит на каркасе и передает на него нагрузку, но и сам ее воспринимает и перераспределяет. Лишняя толщина и/или плохо подобранная структура плиты (см. дальше) не только утяжелят и удорожат конструкцию, но и дадут ей избыточную жесткость. Нагрузки будут плохо растекаться, и все сооружение быстро, но неприметно подберется к порогу усталости, со всем вытекающим.
Свести вероятность «трахбаха» к нулевой можно, если проектирование и строительство из поликарбонатного материала вести не по наитию, а по результатам расчета, смысл которого: а) подобрать хороший стандартный размер плиты; б) создать каркас под нее. В процессе расчета необходимо достигать оптимума прочности пошире, чтобы естественные и рабочие влияния заранее не превзошли его.
Напоследок, UV-защита плиты начинает действовать исключительно под влиянием кислорода воздуха и света солнца, причем находящаяся на поверхности надёжность плиты при этом падает. Ничего не поделаешь, лучшего UV-фильтра для поликарбонатного материала пока не выдумали.
Исходя из этого всего, уже можно показать общие правила обращения с ячеистым поликарбонатом:
- Не сохранять плиты на свету и не приобретать, если есть предположение, что условия хранения нарушались.
- Во время покупки выборочно проверить 1-2 плиты скручиванием: 2 человека немножко, на 3-5 градусов, завинчивают плиту винтом. Подпорченный материал при этом потрескивает. Честные продавцы такую проверку позволяют и даже сами рекомендуют.
- Не снимать пленку для защиты с плит до полного завершения строительства. Из-под штатного крепежа она выдергивается без проблем.
- Монтаж настила вести быстро. Неплохо бы окончить его за один рабочий день. Если не вышло – пленку для защиты с законченной части удалить, а работу прервать на 2-3 суток, пока UV-фильтр не въестся в материал. Остаток устанавливать осторожно, т.к. раньше завершённую поверхность сейчас оцарапать легче.
- Устанавливать плиты только стойкой к UV стороной наружу. Внешняя сторона отмечена на пленке для защиты.
Такие предосторожности нужны вследствие того что UV-фильтр с самого начала собой представляет тоненький слой клейкой желеобразной массы, вроде липучки на скотче. Если плиту под пленкой оставить на свету, то в UV-фильтре начнется фотохимическая реакция, он, пленка и плита слипнутся и все разом придут в негодность.
Единые правила
Канальный поликарбонат, помимо того, что сам работает в составе силовой схемы конструкции, в большинстве случаев подходящ для применения в заранее напряженном состоянии. Что такое заранее напряженные конструкции (ПНК), объяснять, наверняка, не стоит. Телебашня Останкино всем известна.
Выступ крыши для машины
Выступ крыши для машины – строение очень серьезное, тем более, если автомобиль находится под ним продолжительное время. Летом, к слову, машину прекраснее всего держать под выступом крыши, а не в душном и пропеченном солнцем гараже. Благодаря этому в данном случае лучше будет применять принципы ПНК. Это же даст возможность намного уменьшить расходы на металл для каркаса и заливка бетона. Этим методом можно соорудить обычные и дешевые, на полностью хорошие выступы крыши различной вместимости (поз. 1-3 на рис.)
Выступы крыши из поликарбонатного материала для автомобиля
Как – посмотрим ниже, однако для начала необходимо обговорить типичные ошибки. Первая, в местах с доминирующими ветрами одного направления автонавесы часто делают наклонными к наветру, поз. 4. Для заправок и кафе/ресторанов, где основное – укрыть от плохой погоды вышедших из автомобиля людей, это хорошо, однако для длительной стоянки личной/семейной машины может быть просто опасным.
А дело все в том, что в подобных местах если уж задует с другой стороны, то сильно. И наклонный выступ крыши сейчас работает как крыло, создающее огромную подъемную силу. Если выступ крыши на 2-х столбах (поз. 4; кстати, он в два раза дороже того же на 4-х в углах), то его просто снесет. А если на 4-х, то столб с цементно-песчаной «шишкой» может быть выдран из грунта о пойдёт бить по машине. Пардон, сейчас уже не-страховому металлолому.
В ветреных местах наклонный выступ крыши для автомобиля прекрасен как придомовая пристройка; все равно, в наветра или с подветра. По аэродинамике исполнять его лучше арочным (поз. 5). Конструкция типа крыла с выпущенным предкрылком/закрылком (поз. 6) необычнее, то требует побольше материала, работы, а под загнутым краем в плохую погоду появится завихрение, в каком будет вращаться дождевая/снеговая морось.
Для свободно стоящего выступа крыши приемлема конструкция, показанная на поз. 7. Если доминирующие ветра слабые или умеренные, что и бывает во многих случаях, то на ветер ориентируют выпуклую часть выступа крыши. В зимний период это позволить сделать меньше нагрузку снега, см. дальше о расчете выступов крыши. Если же «рванет» с другой стороны, то давление ветра на плоскую часть только крепче прижмет выступ крыши к земле, а туча мороси будет отнесено далеко в сторону.
ПНК или ферма?
В спецификациях на сотовые плиты прямо говорится, что сгибать их (а не выгибать до необратимых деформирований!) можно лишь поперек, чтобы внутренние жесткие ребра расположились перпендикулярно изгибу, а не по нему. Но определенные виды поликарбонатного материала можно в маленьких пределах сгибать и вдоль, как показано слева на рис. Тогда кровля настила и образовывает ПНК, очень прочную и жёсткую; размер обрешеточные ячейки можно в самых разных условиях (см. дальше о расчете) сделать от 1,5хдва метра. Арочный выступ крыши-ПНК на один автомобиль размером в плане 3х4 м попросит небольшого расхода материала и работы.
Заранее напряженные конструкции из поликарбонатного материала
Примечание: о видах поликарбонатного материала, его подборе и планировании металлического каркаса дальше будет рассказано подробно.
ПНК из жёсткого пластика и бетона имеют еще одно хорошее свойство: в течении определенного времени материал «устаканивается» в новом состоянии и технические параметры конструкции постоянно совершенствуются. Вспомните, как повело Останкинскую башню во время памятного пожара. А заменили стягивающие канаты – и ничего, стоит, как и стояла, вещает. Что вещает – вопрос не к строителям, они телевизор смотрят как и все остальные.
Если выступ крыши – примитивной отлив, (слева на рис.) то и его хребет исполняют как примитивную рамку, крепящуюся к поверхности стены строения. Если же выступ крыши свободный на столбах в виде полной арки, то хребет необходимо делать ферменным с параметрами аналогичными, как для следующего случая.
При ширине выступа крыши более 3,5-3,6 м, арочного или скатного, стропильные системы крыши должны быть ферменными. Очень востребованные конструкции по расходу материала откровенно избыточны. Во вред прочности это не идет, т.к. каркас металлический или древесный, но затрат наличных средств и работы требует больше.
Улучшить фермы можно по прекрасно известному авиаторам принципу переменного шага подкосов. Для этого во время проектирования фермы угол при вершинах ее ячеек держат неизменным, средняя поз. Стандартный размер профиля подкосов берут в 1,5-2 раза меньше, чем на столбы, обвязку и дуги/плечи стропильных ног.
Принцип ПНК можно применять и в каркасе из металла, с правой стороны на рис. Он даст возможность создать выступ крыши размерами в плане 4х6 м, обойдясь всего 4 столбами, 3 стропилинами из сегментных арок с тетивой, одним коньковым прогоном, 3 подпорками и 2 диагональными связями половинного типоразмера, с правой стороны на рис. На кровлю пойдут 2 типовых (2,1х6 м) листа поликарбонатного материала, согнутых правильно, поперек.
Смысл в том, чтобы под ветром и снегом не дать своду расползаться-съезжаться углами, их и держат диагональные связи. Чтобы они работали как нужно, столбы необходимо отодвинуть от самых углов на 1/3 шага стропильных ног, а перекрестье диагоналей прикрепить к тетиве средней арки.
Но важный секрет – в туго натянутых стальных 4-6 мм стальных тросиках в середине диагональных связей. Они-то и придают каркасу отменную жесткость без вреда для упругости. Натягивать тросы необходимо винтами, никакая пружина не даст требуемого усилия. Каждые полгода, весною и осенью, натяжку выверяют и тросы подтягивают. Тросы необходимы только эластичные многожильные двойной спиральной свивки. Обычные одножильные спиральные быстро ослабнут, а крестовые абсолютно не годятся.
Крыльцо
Выступ крыши над крыльцом не очень ответствен, как автомобильный, меньше размером и прикреплен к поверхности стены строения над входом. Благодаря этому требования в техническом плане к нему ниже, а художественные выше.
Техданные в любой климатической зоне РФ практически всегда обеспечивает примитивная, без стягивающей тетивы, радиусная арка с 2-мя подкосами, поз. 1 на рис. Возможно и использование вышеописанной ПНК, тогда весь выступ крыши будет состоять только лишь из 3-х деталей, поз. 2. Если вынос выступа крыши более 1,5 м, то есть смысл от подкосов отказаться, а в углах подпереть отлив столбами, поз. 3.
Выступы крыши из поликарбонатного материала над крыльцом
Вообще столбы подкосам не преграда, тем более если крыльцо высокое и с верхушками лестницы, поз. 4. Однако при невысоком крыльце с радиусными ступенями столбы только просят лишней работы, мешают проходу и искажают вид, поз. 5. Исключение – регионы с чрезвычайными снеговыми и нагрузками ветра, но показанный на поз. 5 дом откровенно не в подобном.
Если отлив по дизайну требуется без подкосов, то его необходимо сделать глубоким, как на поз. 6, чтобы крылья свода воспринимали те же нагрузки. Надёжность и жесткость плитного сотового поликарбонатного материала вполне дают возможность применять подобное решение.
Однако вынос подкосов обязан быть не меньше чем на треть вынесения выступа крыши. Дело здесь уже в стене строения и каркасе, они ведь не поликарбонатные. При через чур небольших подкосах (поз. 7) само-то поликарбонатный пластик устоит, а вот ветром каркас может сломать или весь отлив из стены вывернуть.
Необычное, но аэродинамически неудачное решение показано на поз. 8. Ну кто где когда видал крыло на стойке только в передней части или сзади? Его же вывернет на скорости; для крыльца – при крепком ветре. Стоек делают 2 по краешкам или одну в середине, однако данный вариант для крыльца не подойдет.
Вообще-то, механичные качества поликарбонатного материала для отлива над дверью не очень уж актуальны. Более значимо, что данный материал дает возможность получить привлекательный выступ крыши исключительно за счёт собственных своих декоративных качеств, не прибегая к услугам оформителя.
Второе эстетическое положительное качество поликарбонатного материала – он, сам по себе гладкий и блестящий, визуально прекрасно комбинируется с металлом. Кровля из поликарбонатного материала облагораживает даже обыкновенную конструкционную сталь, крашеную кузнечной краской. Тут работает т. наз. доминанта верха. Изделие, само по себе на вид грубоватое, под изящной крышей приобретает изысканность.
Например на рис. ниже – чертежи выступа крыши над входом в дом. Его характерность, самое первое, в том, что боковые элементы декора не несут механической нагрузки и могут быть сделаны любыми на вкус мастера. Второе – для их изготовления, достаточно обыкновенной слесарной мастерской, элитная ковка с художественными элементами не потребуется. А третье – благодаря правильно рассчитанной под поликарбонатный пластик кровельной обрешетке трубостойки разрешено делать любого, от 30 мм, диаметра, из трубы обыкновенной или нержавеющей, и менять их длину в широких пределах. Вместе все это придаёт выступу крыши зрительную легкость.
Чертеж выступа крыши над крыльцом
Примечание: один из вариантов, как самому сделать выступ крыши над крыльцом из поликарбонатного материала без использования сварки, см. видео ниже. Для начинающего мастера это значительно.
Видео: рукодельный отлив из поликарбонатного материала без сварки
Альтанок
Чтобы понимать, какой обязана быть уютная и комфортная альтанка из поликарбонатного материала, необходимо разобраться в вопросе: а почему из него не возводят помещений для жилья? А поликарбонатные душевые и пляжные кабинки – высокая редкость? Вы не думали над этим?
А дело все в том, что поликарбонатный пластик, лучше, чем обычное стекло, пропуская свет, в то же время лучше отображает тепловое (инфракрасное, ИК) излучение. Отсюда – крепкий эффект парника. Заметный свет, попадая в помещение, в нем поглощается, отчего все в середине нагревается, излучая ИК. А оно снова отражается в середину. Для создания климата в теплицах это именно то, что необходимо. Но помещения для жилья окажутся невыносимо паркими.
Парниково-поликарбонантный эффект проявляется уже в альтанках, тем более, если их обшивка согнута и концентрирует ИК. Например, в творении украинских декораторов (поз. 5 на рис.) не только беспокойный красный свет бьет по нервам, но и упаришься даже весною или осенью. Чтобы довести себя до необходимого градуса перед очередным майданом, подходяще, тем более если и без этого «оно по жизни колбасит». Однако для душевных посиделок не годится. Если уж хочется всепогодного эксклюзива, то понадобится выложить 7-12 тыс. долл. за комфорт с престижем и выбрать капитальный купол со сдвижными секциями, механической вентиляцией и кондиционированием, поз. 6.
Альтанок с крышей из поликарбонатного материала
Примечание: вследствие крепкого парникового эффекта альтанку из поликарбонатного материала нежелательно делать с мангалом, он мощный источник ИК.
Про вентиляцию упомянуто не напрасно. В альтанке с крышей из поликарбонатного материала хотя бы 2 стены обязаны быть красивыми, обеспечивающими свободную воздушную циркуляцию, как на поз. 1 и 3. Если же заграждение непрерывное, его необходимо сделать высотой по пояс человеку и обязательно с вентилируемым контуром внизу, поз. 2.
Следующий камень преткновения – согласование материалов по эстетике. У поликарбонатного материала она исключительно хайтековая, благодаря этому с деревом его сопрячь тяжело. Та же альтанка на поз. 1 – хороший пример. В такой древесный аквариум не очень-то хочется. Если уж делать беседку из дерева под поликарбонатным пластиком, то необходимо или цвет плит взять тёплым, под тон дереву, или альтанку покрасить под кровлю, выполнить ее из тонких деталей и в простом стиле, как на поз. 2.
Для недорогих простеньких конструкций продуктивен будет принцип цветового контрастности в плане эстетики тяготеющих частей. На поз. 4 естественно совмещающийся с поликарбонатным пластиком металл покрашен в кричащий и контрастный кровле цвет. Благодаря этому части служебные как бы сражаются между собой, а практично основные – лавочки и столик – создают манящий островок уюта. Кто бы ни был автором этой альтанок, художественным вкусом его природа не обделила.
От всего к частностям
Если вы устали от общих, но все же необходимых, рассуждений, подготовьтесь получить массу определенных указаний, численных данных и расчетов: мы начнем разбираться, как происходит изготовление выступа крыши. Пока из предыдущего необходимо помнить, что поликарбонатная обшивка – работающая. О ПНК достаточно говорили выше.
Еще о работающей обшивке
Берите похожих 4 кусочка планок, ну, скажет, 20х20, кончики которых подобраны в четверть, и 4 гвоздика. Сбейте из планок квадрат, вогнав гвозди в углах, и оклейте его плотной бумагой. Сейчас пробуйте перекосить. Перекашивается? Бумага морщится, рвется? Обшивка не работает.
А сейчас берите планки вдвое-вчетверо тоньше и кусочек тонкого картона. Перед тем как сбивать в квадрат, наложите картон и сбейте прямо сквозь него, не приклеивая. Перекашивается? Куда там, можно на пол ронять. Это и есть работающая обшивка. А работать ее вынуждает большая, чем у бумаги такой же толщины и плотности, жесткость картона, он ведь прессуется при изготовлении.
Сейчас возьмём прежние толстые планки, а на покрышку взамен бумаги или картона – тоненькую жестянку. Уроним изделие на пол. Если понадобилось на угол, разлетится на части: через чур жёсткая обшивка отыграла до того, что разрушила каркас. Прошлый вариант, доступнее и легче, при максимально возможном влиянии оказался крепче.
Также работает и поликарбонатный пластик, только его жесткость на единицу и толщины, и массы на порядок выше. Одно требование: если жесткость обшивки будет потеряна (к примеру, вследствие чрезмерного прогиба листа), то она может не только сама разрушиться, но и потянуть за собой каркас. Это тоже необходимо четко не забывать.
Что станем делать?
Вопрос в заголовке на технический язык переводится: этап предварительного проектирования. В этом случае его цель:
- Подобрать вид выступа крыши исходя из этого его назначению и касательно к личным требованиям.
- Подобрать единые правила постройки.
- Подобрать метод крепления настила к каркасу.
- Подобрать вид панелей кровли для определенных условий местности.
- Определить материал каркаса и требуемые его типоразмеры.
- Создать вариант установки/прикрепления каркаса к основе.
Подбор выступа крыши
Стандартные конструкции выступов крыши показаны на рис. Это не означает, что не реально выполнить другой; возможно, необыкновенный. Однако для стандартных конструкций в строительных руководствах (СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и влияния»; СП 20.13330.2011) показаны полные наборы расчетных показателей и коэффициентов к ним. Поликарбонатный пластик терпит многое, но перебора влияния сверх меры не прощает. Благодаря этому необычный проект придется тщательно моделировать на компьютере и, потому как свериться по собственному опыту эксплуатации нельзя, задавать большие «провсякслучные» изменения. В силу специфик материала, вышеописанных, проектирование затрудняется в несколько раз и на порядки. Этим и поясняется запредельная стоимость неповторимых выступов крыши.
Стандартные конструкции выступов крыши
При подборе следует учесть следующее:
- Для российских условий (ветры по большей части слабые, но снега много) прекрасные варианты – купол, примитивная радиусная арка и маркиза.
- Последние два в поликарбонатном выполнении по трудоемкости и расходу материала практически равны двухскатному выступу крыши.
- Вогнутый выступ крыши не рекомендуется; при снегонакоплении по 2-му предельному состоянию (см. дальше) его надежность не большая, а создаваемая им травмоопасность – наоборот. Исключение – малоснежные места с большими ветрами.
- Примитивной односкатный выступ крыши из поликарбонатного материала в первую очередь должен внешними углами опираться на столбы. Если их поставить невозможно, необходимо делать выступ крыши с подзором или прямой коробчатый. Высота подзора не меньше 12% длинной стороны; коробки – не меньше 20% короткой.
Последнее условие обусловлено тем, что ветер может свернуть край выступа крыши волной или «пропеллером». Отыграв, когда порыв стихнет, жёсткий и упругий поликарбонатный пластик способен вывернуть каркас.