Как сшить одеяло своими руками виды, материалы, выкройки, технология, мастер классы

Пошить прекрасное одеяло собственными руками – работа не из особо трудных, но трудоемкая. Красиво с ней то, что, сэкономив большую сумму, даже начинающая мастерица сумеет получить вещь, практически во всем превосходящую покупные, и более того уникальную. Пробуйте определить, где на рис. дорогостоящее фабричное одеяло. И как оно смотрится если сравнивать с остальными.

Одеяла самодельные и фабричное

Все самоделки на рис. выполнены в самых разнообразных видах техники шитья лоскутом, и неспроста. Большое количество самодельных одеял именно лоскутные. Пошить лоскутное одеяло собственными руками отнимет много времени, но даст достаточно широкие возможности для творческого самовыражения и значит добавочную экономию: если вы и не профессиональная швея-надомница и у вас не скапливаются обрезки ткани, то ее отходы можно выбрать на любом швейном производстве на вес и дешево. В точках продажи «Умелые руки», «Все для искусства» и т.п. реализовываются уже рассортированные по цветам, цветовой палитре и видам ткани наборы лоскутов конкретно для шитья в технике пэчворк; они стоят дороже производственных отходов, однако не в несколько раз. Благодаря этому основная часть материала публикации посвящена именно лоскутным одеялам, хотя мы задержимся также на гладкокрытых, модульных и плетеных.

Размеры

Потому как сделать кровать к одеялу или приладить ее к нему, разумеется ясно, тяжело, то пошив одеяла проводится под размер кровати. Если ваша кровать(и) заводская покупная(ые), то к ней/к ним подходят одеяла какого-то из следующих размеров:

  • Евро – 210х200 или 200х200 см.
  • Двух местные, смотря по росту и комплекции пары – 210х180 (небольшие худышки), 215х175 (полненькие коротышки), 200х200 (усредненный рост и комплекция), 220х240 (большие).
  • Полутораспальные – 215х155 или 205х150.
  • Односпальное – 200х150.
  • Детские – 150х120 (преим. для мальчиков) или 140х110 (более девчоночьи).
  • Для маленьких деток – в размеры стола для пеленания плюс по 12-15 см в каждую сторону. Стандартной размер 120х120 см.

Размеры одеяла к имеющейся кровати выбираются таким образом, чтобы его края (бахрома, кружево, оборка, рюш) на застеленной кровати без лежащих не доставали до пола на 12-15 см, иначе кромка одеяла будет пачкаться. Также одеяло на свободной кровати не должно сбиваться в ногах или головах, не то теплоизолятор поползет. По размерам одеяла определяют кол-во нужных для пошива материалов.

Конструкция

Пошить одеяло просто просто только с первого взгляда, и касается это не только его простегивания, о котором дальше пойдёт специальный разговор. Вы не пробовали стирать пропотевшее одеяло? Скажем, после загрипповавшего? Если да, то знаете, что в машинку оно не всегда влезает и как тяжела его ручная стирка. И во что после нее может преобразиться ваша работа, потребовавшая, возможно, пары месяцев плотно занятых вечерков. Так что давайте посмотрим, как лучше пошить одеяло, чтобы с ним после забот было поменьше и пореже.

Одеяло, как все знают, состоит из подбоя (испода), теплоизоляционного вкладыша и покрышки. Чтобы теплоизолятор не полз и не сбивался, весь пирог или простегивается, либо же подбой с покрышкой создают пододеяльник, в который помещается вкладыш. Завершальный вариант вследствие стараний рекламщиков, проталкивающих элитную продукцию, сейчас не особо в ходу, однако для самодельного одеяла из лоскутков его лучше рассмотреть обязательно, т.к. в данном случае массу проблем со стиркой одеяла и заменой вкладыша отпадает. Вкладыш снашивается всегда быстрее покрышки, а стирка без него покрышки с исподом равноценна стирке 2-х простыней. Если окно под вкладыш внутри покрышки нежелательно по соображениям дизайна, то в ногах можно создать из ткани подбоя широкую пройму с внутренним карманом-подворотом, как в наволочке. Это, к слову и полноценно снимает проблематику двойного шва; любая швея сразу поймет, насколько становится проще пошив.

В одеяле со сменным вкладышем всего одно «но»: если кровать без изножья, то вкладыш выперет карман и ткань подбоя окажется на виду. Этого избежать, не прибегая к тоже заметным и твёрдым застежкам любого рода, можно при помощи широкой каймы и/или подбора соответствующего материала подбоя (см. дальше). И еще раз к слову, одеяло с вставным вкладышем может быть и летним не теплоизолированным. Но мы снова уперлись в материалы.

Материалы

Шина одеяла бывает разнообразной, только бы на поверхность кожи не влияла и выглядела. Покрышки одеял для маленьких деток, а еще походных, дачных для гамака и т.п., применяемых на чистом воздухе, лучше делать из плащевых тканей. Покрышку толстого зимнего одеяла – из тонкой мебельной обивочной. Для долговечности одеяла особенно актуально, чтобы шина была крепче подбоя; более того, подобное решение даст возможность включить одеяло в спальный интерьер. Но вот с подбоем и вкладышем дело немножко труднее.

Подбой

На подбой чаше всего пускают х/б полотнище, хлопковый шелк или саржу; в недешевых моделях шелк. Х/б текстиль всем прекрасен, помимо того, что легко вымазывается, преет пропотевший и очень быстро протирается. Благодаря этому х/б подбой делают в одеялах для малышей и младенцев, появившихся на свет в жаркий период времени; на подбой одеяльца для зимнерожденного лучше всего взять бязь или байку. В эру памперсов проблема водостойкости внутри, слава богу, не важна.

Хлопковый шелк, саржа и шелк легки, прочные, полностью паропроницаемы, не копят в себе грязь. Но – скользки. Кому-то импонирует, когда одеяло ласкает тело, а кто-то, наоборот, и в пижаме под таким ворочается, стараясь все же уснуть. Более того, одеяла со скользким подбоем не рекомендованы соням-вертячкам: сползают, сбиваются.

В данном случае прекрасным выбором будет полотно бамбука: х/б или вискоза с добавлением тончайших волокон бамбука. То, что пишут о его будто бы чудодейственных для здоровья и уникальных теплотехнических свойствах – ложь несусветное. Что поделаешь, маркетологи народ, говоря мягко, специфический. Если им шеф строго-настрого запретит приукрашивать под угрозой пожизненного отлучения от корпоративов и бонусов, у них просто дыхание прервется и не откроется опять. Однако у полотна из бамбука и без насильственного проталкивания и так много настоящих плюсов:

  1. Гипоаллергенно, антистатично.
  2. На ощупь – как х/б.
  3. Устойчивость к износу намного больше, чем у х/б и практически аналогичная, как у шелка.
  4. Высокая проходимость пара и слишком низкая скважность для твёрдых частиц; просто – даёт свободно испаряться поту, не накапливая в себе грязь.
  5. Большая механическая надёжность.
  6. Тянется слабее даже шелка: если сделать подбой из полотна из бамбука в одеяле со сменным вкладышем и проймой с карманом в ногах, но изнанка не вылезет наружу. В любом случае, оборки в 5 см шириной хватит, чтобы испод одеяла никогда не показался на глаза.

Вкладыш

Утепляют одеяла очень часто искусственными волокнистыми материалами: синтепоном (база – силикон, поз. 1 на рис.) или холлофайбером (база пропиленовая, поз. 2). Подушечки модульных одеял (см. дальше) комфортно набивать синтепухом, поз. 3. Это тот же синтепон, только не листами, а в виде лохматых гранул. Для теплоизоляции одеял листовой синтепон и холлофайбер берут плотностью 150-200 и толщиной 5-8 мм.

Теплоизоляторы для одеял

Одеяло с применением утеплителя из синтепона легче и доступнее, чем из холлофайбера, но от стирки синтепон слеживается быстрее. Оба эти материала теплы, крайне легки, невредны, в т.ч. для небольших детей, но своя влагоемкость у них невелика, т.е. они без проблем отпотевают и отсыревают. Т.к. материалы нетканые, одеяла с вкладышами из них в первую очередь необходимо простегивать, иначе теплоизолятор быстро собьется в ком. А стежка одеяла на синтепоне требует особенных рабочих приемов, т.к. он сколький и ползет между подбоем и покрышкой, однако при этом охотно цепляется за иглу и нить.

Вкладыш одеяла из флиса, того самого, из которого шьют курточки и тёплое белье, (поз. 4), несколько тяжелее и дороже, однако вместо имеет много плюсов. Флис – ткань, так сказать, для наружного ипользования, крепкая, тёплая и стойкая. Паро- и влагопроницаемость его неоднородна: от пушистой стороны к плотной хорошая, а наоборот невысокая, т.е. пот он поглотит и выпустит наружу, а пролитому на одеяло кофе проникнуть к телу будет не легко.

Флис не ползет и практически не растягивается. Вкладыш в одеяло из него можно создать сменным и не мучиться с простегиванием либо же простегать одеяло с несменным вкладышем по простой, на порядок менее трудоемкой схеме, см. дальше. В последнем варианте одеяло можно будет стирать безо всякого: флис, как тканый материал, стирке подлежит вполне.

Автор этой статьи минувшей осенью взял, да и заменил жаккардовое верблюжье одеяло вкладышем из бельевого флиса (он доступнее курточного); потребовалось только пошить отрезы вдоль и сделать оверловку. И что же? Одеяло стало легче, но в зимний период грело даже лучше. А в межсезонье, когда теплоснабжение было уже отключено, климатический прибор включать еще рано было и квартирная температура скакала от ниже нормы санитарии до +27, под одеялом с флисовым вкладышем было одинаково удобно. И к сведению: жаккардовое одеяло из настоящей 6-ти хакасских верблюдов размером 210х250 по теперешним ценам обойдется где-нибудь в 3000 евро. Хотя сносу ему, разумеется, нет и не предвидится в самых разных мыслимых и немыслимых эксплуатационных условиях.

Лоскутные

Лоскутное одеяло давно шили себе в приданое девушки на выданье, и совсем не по бедности, а как свидетельство собственных усидчивости, трудолюбия, мастерства и хорошего вкуса; шитьем одеял из лоскутков занимались и боярышни с принцессами. На Западе последние уже в замужестве часто также ткали гобелены, с чем пришла в историю супруга Вильгельма Завоевателя: на ее творении изображена история покорения Англии норманнами.

С самим началом советского союза лоскутным одеялам была начата война аналогичная безжалостная, как и церквям. С подачи небезызвестных тов. Инессы Арманд и Александры Коллонтай. Причину такой нетерпимости понять можно, если припомнить «теорию стакана воды» последней и следующий из нее именитый девиз 20-х годов прошлого столетия: «Комсомолка не должна отказывать комсомольцу!». В чем – тт. Коллонтай и Арманд ханжески умалчивали, но безобразные комсомольские оргии ведут начало собственно с тех лет.

Кстати, и товарищи убежденные партийцы собственного не упускали. На любом партсобрании актив с серьезными лицами, но со жгучим нетерпением в душе ждал «шестого вопроса». Было принято «по бумажке» на одном парсобрании рассматривать 5 вопросов, а «шестой вопрос» это была пьяная вакханалия после.

К «рассмотрению шестого вопроса» часто привлекались и «перспективные» комсомольские активистки, были бы в наличии. Из теперешних деятельниц откровенно-нацистского толка можно выискать не меньше 10 различной степени известности, во время оно подвизавшихся в этой ипостаси и свято веривших в великое светлое грядущее. Собственное уж точно и исключительно на собственных природных данных, безо всяких там великих навыков, легендарных трудов и свершений. А после ни с того ни с сего на тебе – перестройка, разоблачения, перелом и полный облом карьеры. Ну как здесь не остервенеть вконец? Однако покончим с тем, что под одеялом иной раз творится и вернемся к одеялам как таким.

Стили и композиции

Намного более трудоемки, но и ценятся более всего одеяла, пошитые из каких попало лоскутов и обрывков. На работу годы уходили, а чтобы собрать этот беспорядок таким образом, чтобы смотрелось, необходимы недюжинные способности. За лоскутное одеяло в тематике хаоса (поз. 1 на рис.) в Англии, напр., ценители отдают до 8000 фунтов и более.

От разрезания очень часто остаются клинышки и полосы. Первые как сами собой просятся в спиральную композицию (поз. 2), а из полос шьют лоскутные одеяла в тематике зебра или ручеек, поз. 3. Последние ценятся практически одинаково с хаотическими, как несколько менее трудоемкие, но более зрелищные.

Фото образцов лоскутных одеял

Модульные

Модульные (блочные) лоскутные одеяла выделяются от «реальных беспорядочных» тем, что лоскуты сшиваются в геометрически правильные модули, которые потом обрезаются по шаблону (см. рис. с правой стороны). Это облегчает и делает работу намного бвстрее в несколько раз, но и ценность изделия в глазах знатоков уменьшается, т.к. определяется уже в основном эстетическими плюсами одеяла. Благодаря этому блоки очень часто шьют квадратные. 5-ти, 6-угольники и др. совместимые без щелей фигуры сильно затрудняют работу, а зрелищно одеяло если и выигрывает, то немножко.

Обрезка блоков лоскутного одеяла по шаблону

Одеяла в тематике «блочного хаоса», поз. 4 на рис. выше, более непрофессиональные, т.к. их сложность сравнительно не большая. На аукционах в среднем сегменте цен прекрасно расходятся блочно-сборные лоскутные одеяла в тематике пашня (поз. 5) и огород, поз. 6. Названы они так вследствие того что несколько сходны на аэрофотоснимки местности этого типа. Также средне, но выше, котируются одеяла в тематике лоскутного меандра, поз. 7, блочно-геометрическом, поз. 8 и 9, а еще шахматном, поз. 10, если они сделаны с чувством вкуса и фантазией.

Примечание: все блочно-сборные лоскутные одеяла могут шиться т. наз. выворотными, с поперечными, продольными или теми и прочими швами между блоков на лице, поз. 11.

Пэчворк

Блочно-модульное лоскутное шитье – это уже появление техники пэчворк и ее разновидности квилтинга (не путать с квиллингом из бумаги!). В сборном пэчворке модули (блоки) сшиваются между собой, как в примитивном лоскутном шитье, а при квилтинге нашиваются на сплошную основу. Благодаря своему принципу пэчворк выделяется от обычного шитья лоскутом тем, что лоскуты заблаговременно выбираются и подготавливаются под изделие. Напр., в наборах для пэчворка лоскуты часто уже обрезаны в размер и реализовываются комплектами для определенной вещи с приложением схем пошива блоков и сборки.

Фото одеял в технике пэчворк

Техника пэчворк неспроста захватила мировую востребовательность: в ней можно дома создавать действительно шедевры швейного искусства фактически в любом национальном и/или классическом стиле; определенные образцы см. на фото. Очень часто применяется геометрическая сборка из блоков правильной формы, но возможны также варианты зебры, ручейка, волны и др. Зримого хаоса пэчворк не любит, его узор всегда смысловой и в некотором роде организован. Если обычное лоскутное шитье ближе к абстракционизму в искусстве, то пэворк это уже настоящий модерн.

Абстракционизм не лишен глубокого смысла, но ему, помимо выдающего мастера, необходим и не меньше опытный зритель-ценитель. Благодаря этому абстракция прекрасно подделывается пустопорожними бездарями. Модерн также лишен жёстких правил, но демонстрирует собственную сущность откровенно и отличить в нем успех от никчемных потуг способен практически каждый. Это вторая серьезная причина популяризации пэчворка.

Схемы и блоки

Классические размеры блока пэчворка от 10х10 до 30х30 см с шажком в 5 см. Обычные схемы блоков пэчворка, как, напр. угловая спираль и лесенка, можно составлять собственноручно на клетчатой бумаге, см. рис.; числами обозначаются номера красок тканей согласно подобранным образцам. Размер блока выходит исходя из самой меньшей длины допустимой ширины элемента узора по форме лица, равной 1,5 припускам на подвертку, т.е. для многих тканей 15 мм (см. дальше, о технике шитья).

Обычные схемы блоков для пэчворка

Как работать со схемами

В поисках по требованиям «лоскутное шитье блоки», «пэчворк блоки», «блоки для шитья лоскутом», «блоки для пэчворка» вываливается большое количество образцов. Однако это будут или упрощенные схемы с буквенным указыванием уровней (верхняя часть на рис.), или же просто образцы компонентов узора (внизу на рис.), на основании которых необходимо создать выкройки в размер и сделать раскладку наличных лоскутов по цветовой палитре.

Образцы блоков для шитья лоскутом пэчворк

Разработка полной схемы швейного изделия в технике пэчворк выполняется постепенно так:

  • На клетчатой бумаге строятся схемы подобранных блоков в настоящую величину;
  • По схемам выполняется раскладка образцов ткани до получения требуемого эстетического эффекта. Неплохо бы оперировать сразу со всеми избранными блоками, так будет очень легко достигнуть общего визуального эффекта;
  • Бумажная заготовка каждого блока выполняется в количестве, необходимом для пошива всей вещи;
  • На бумажных схемах цветными маркерами примерно отмечаются подобранные расцветки;
  • Бумажные заготовки разлаживаются в натуральном размере и ценится общий эффект;
  • Если какой-то блок/блоки в плане эстетики «не лезут», повторяем пп. 1-3;
  • Когда вещь выглядит как бы как нужно, избранные блоки нумеруются или обозначаются буквами, чтобы не перепутать с нумерацией образцов ткани;
  • Вычерчивается полный чертеж изделия (образцы см. на рис. ниже) с указыванием размеров, нумерацией тканей и блоков.

Последний пункт – камень преткновения для начинающих почитательниц/поклонников пэчворка, его нередко просто упускают из виду. А после оказывается, что «кось попёрла» (косить пошло по геометрии и по оттенку), и найти, где таится зачаток огреха в сумятице таких примитивных вроде фигурок довольно не просто.

Чертежи лоскутного одеяла и подушки

О схемах для малышей

К разработке схем вещей для ребенка в технике пэчворк предъявляют добавочные требования, обусловленные свойствами еще не совсем сложившегося детского зрения и психики. Лоскутное детское одеяло, напр., необходимо разрабатывать так:

  1. Большие блоки нежелательны, лучше работать в модуле 10х10 см.
  2. Небольшие детали узора не должны мельтешить; трудных криволинейных контуров неплохо бы остерегаться.
  3. Очень большие значащие блоки (заполненные рисунком) необходимо менять с фоновыми поменьше.
  4. Повторы одного и того же значащего блока в продольных и поперечных рядах недопускаются.
  5. Также недопускаются светлые, сочные, кричащие цвета.
  6. Фоновый цвет в квилтинге необходимо держать в области самой большой чувствительности детских глаз: бледно-жёлтым, салатовым, бледно-голубым.
  7. Очень и очень желательна симметрия рисунка относительно продольной оси при нечетном количестве продольных рядов, т.е. обязан быть центральный ряд.

Пример правильного построения схемы одеяла для детей – пэчворк дан на рис. Модуль – 10х10 см. Полный размер (170х130 см) запланирован на вырост. Рисунок значащих блоков может быть и иным, удовлетворяющим вышеуказанным требованиям.

Схема детского лоскутного одеяла

Методика

Обрезка лоскутов

Это предварительная, но очень сложная и ответственная операция; припуск необходимо давать не меньше 7,5 мм, иначе в дальнейшем швы покрышки расползутся. Для обрезки лоскутов в размер и по форме в точках продажи (швейных, «Для искусства», «Умелые руки») реализовываются резаки и доски с самозатягивающимся покрытием; на их лицевую сторону нанесена координатная сетка. Покрытие шершавое, ткань на нем удерживается.

Резак еще можно сменить лезвиями неопасной бритвы (3-5 на одеяло), однако, если вы шьете лоскутное одеяло в тематике беспорядок или из хаотически набранных блоков, то замену «самозарастающей» дощечке отыскать не так уж и легко. Ножницами точно выходит только у опытных закройщиц, а фанера и картон быстро исчеркиваются резаком до полной непригодности.

Схема 7-цветного лоскутного одеяла в тематике флик-фляк и шаблон для нарезки лоскутов к нему

Если вы работаете в технике пэчворк, когда для одной вещи потребуется достаточно много похожих частей, дело легче. Здесь прекрасное время припрячь благоверного, если только он не прилип накрепко к пиву с футболом: шаблоны для нарезания необходимо вырезать из фанеры в виде 2-х совсем похожих половин с крыльями на припуск. Лоскут-заготовка вкладывается между ними (слева на рис.), и половинки сочетаются. Это несложно, т.к. края половинок шаблона легко прощупываются сквозь ткань. Потом шаблон сжимается пальцами или небольшой столярной струбциной.

Специализированный резак (дорогой, кстати) к такому шаблону не требуется: даже очень тонкая и «вязкая» ткань совсем точно обрезается бритвенным лезвием. Например, только одного подобного составного шаблона достаточно, чтобы нарезать лоскутов для очень великолепного одеяла в тематике флик-фляк (с правой стороны на рис.).

Пошив и окантовка

Сшивка лоскутов между собой и пошив покрышки одеяла из блоков, как и его окантовка, значительных отличий от остальных швейных работ не имеют. Величина припуска и минимально возможный размер заготовки указаны выше; самый простой метод обрамления – косая бейка. Обо всем прочем для начинающих рекомендуем подборку видео:

Как сшивать лоскуты:

Мастер-класс по пошиву лоскутного одеяла собственными руками:

Окантовка одеяла в технике пэчворк:

Простегивание

Простежка тёплого одеяла с несменным вкладышем – операция еще более ответственная и сложная, чем подготовка частей. О фигурной стежке (волна, листы, чешуя и т.п.) начинающим лучше и не помнить. Фигурная стежка одеял изготавливается на весу: заготовку-пирог распяливают в горизонтальном положении в раме, а по размеченным заблаговременно на покрышке швам все 3 слоя материалов фиксируют булавками. Прекраснее всего обычные прямые булавки. На их острия накалывают кусочки пробки, они прочно держат пирог и предохраняют от уколов.

Когда-то фигурную стежку делали ручным способом, в настоящий момент для нее применяются особые швейные машины без стола и с длинными, подвижными в 2-х направлениях консолями. Занимает такой аппарат большую комнату. Нам же неплохо бы обойтись обыкновенной швейной машинкой. Хорошо, разумеется, машинка с шагающей лапкой, однако подобные дороги. Намного дешевле будет приобрести или создать своими руками (ему, не вам) специализированную лапку для простежки к обыкновенной швейной машинке, см. напр. отпечаток. ролик:

Во всяком случае приемы работы при простегивании одеяла такие:

  • По разметке швов пирог фиксируют от смещения слоев английскими булавками.
  • Растопыренными пальцами правой руки расправляют пирог по всей толщине конкретно перед лапкой. Если вкладыш синтепоновый, это требует солидного навыка.
  • Сложенными пальцами левой руки подтягивают материал за лапкой. Здесь тоже необходим опыт и ощущение материала, чтобы тащить точно в такт подаче ткани грейферным экскаватором (зубчиками). Не дотянул – слоенка сморщилась и/или шов ушел; перетянул – нить запуталась, игла застряла или сломалась.

Примечание: нить для простегивания одеяла необходимо брать гладкую и прочную полиэстерную №40 или №50.

Стеганое одеяло – пэчворк в большинстве случаев простегивают т. наз. свободной стежкой, см. напр. урок, который можно посмотреть в видео формате:

Вообще же для скользящих вкладышей из синтепона и холлофайбера с применением обыной швейной машитны рекомендована схема линейно-диагональной стежки (слева на рис. ниже):

  • От центра к коротким краям простегивают поперек.
  • Потом то же – от центра к длинным краям.
  • Тоже от центра – по диагоналям к углам.
  • От середины, параллельно любой из диагоналей, поперемено с одной и оборотной стороны – к противолежащим углам.
  • То же, от другой диагонали к другим 2-м углам.

Схемы простегивания одеял

Линейно-диагональная стежка не спасает от огрехов, неизбежных при стежке на обыкновенной машинке, но сгоняет их к краешкам и углам, где пирог можно срезать. Благодаря этому, если одеяло простегивается этим методом, его окантовка и окаймление производятся в самую последнюю очередь. Если же в одеяле вкладыш из флиса, то дело снова-таки существенно становится проще: тогда оделяло можно простегать конвертом (с правой стороны на рис.); шаг увеличения прямоугольников – от 10 до 25 см (для флиса).