Развивающий ковер возник в обиходе практически недавно и уже завоевал большую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в молодом возрасте он может заменить целый комплект вещей и одновременно почти не забирает полезной жилые площади. Исходя из этого, расценки на такие предметы откровенно завышены, благодаря этому жаждущих сделать развивающий ковер собственными руками хоть отбавляй, потому, что дома это вполне реально и не просит сколько-нибудь больших расходов.
Но, если просмотреть широко знаменитые руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся в основном к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в другом – что-то вроде «мама и папа могут выявить собственную фантазию и высказать оригинальность». Собственную? Но ковер-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж данная, как есть. После, мама, быстрее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для мастериц, а не торговые каталоги. В этой статье мы попытаемся в первую очередь дать читателям представление, какой развивающий ковер для малышей в каком случае будет намного лучше и как его сделать исходя из свойств детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останется в стороне.
Технологически большое количество развивающих ковриков эквивалентны стеганому одеяльцу, хотя возможны и иные варианты выполнения, см. дальше. Говоря по существу развивающие детали в нем – различного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. профессиональный мастер-класс:
А мы попытаемся разобраться, как выдумать полезную для ребенка и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок необходимо придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.
Примечание: при прочтении последующего о композиции коврика в мастер-классе могут появиться вопросы, о чем мы еще побеседуем.
От 0 до 7
Напомним кратко ключевые стадии формирования небольших детей. Имейте в виду лишь, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут значительно отличаться. Итак:
0-6 мес. – несмышленыш. Чувства практически полноценно органические («внутренние», продиктованные общим состоянием здоровья). Возникают основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), привыкание к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
0,5-1 год – ползунок, учится узнавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще сомневающиеся движения. Приблизительно от года ему уже будут полезны игрушки для развития и предметы, в т.ч. ковер, дающие тактильные и зрительные чувства. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и жёлтые тона – безмерно светлыми, «полыхающими».
1-3 года – ходунок, малыш учится управлять конечностями и выполнять целенаправленные движения. В зрении понемножку набирают «соку» синие тона и притухают тёплые. Набирает точность «лазерный измеритель» бинокулярного зрения, однако его геометрия пока искажена: предметы представляются очень большими, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку необходим уже развивающий ковер с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
3-5 лет – очень важный «эволюционный скачок»: человек начинает думать, сравнивать причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на грядущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь улучшаются, но абстрактного мышления пока нет: мирок ребенка – его вещи и ближайшие округи, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются обычные непосредственные.
5-7 лет – развивается образное мышление. Хорошо развитый малыш способен уже отслеживать 2-4 ступеньки причинно-следственных связей и, исходя из этого, выполнять целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – практически взрослое, и во всем прочем малыш уже не ребенок. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: малыш уже понимает, что мир это не только то, что он конкретно ощущает, а нечто большое, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для применения. Ковер, может быть, еще подойдет, однако для каких-то иных целей: в формировании он собственное дело сделал, в школу пора.
Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии говорит, что любой организм который живет в собственном индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю собственных эволюционных прадедов (филогенез). Правило это правильно и для человека. Напр., у человеческого зародыша в первых стадиях беременности на какое то время возникают… жабры. После, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.
А необходим ли он вообще?
Воспитатели, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли несомненно ребенку развивающий ковер. Согласие есть лишь в одном: развивающий ковер для детей благотворен, только если мама постоянно и как можно большую половину времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы с большим вниманием присматривает. Иначе на коврике способен зациклиться весь мирок ребенка, и он может стать больше интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим идеально вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на жизненные обстоятельства. Говоря просто: ковер маму не заменит, хотя упростить ее заботы способна заметно. Если же матушка бросит собственного на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.
Какой необходим ковер
«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Вследствие того что он – хороший!» Каждый знает, как прочно детки привязываются к дорогим игрушкам. База такого результата непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения небольшого, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Собственно поэтому, а не вследствие того что перешивать придется, детский развивающий ковер очень желательно делать таким образом, чтобы он стал дорогим от момента появления необходимости в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или же просто к ковер для игр. Вероятна и реинкарнация, для будущих новых членов семейства. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не небольшому.
Правильно сделанные коврики для развития для малышей
Удачливые образцы подобного рода самодеятельного искусства продемонстрированы на фото. О материалах для них побеседуем ниже, а пока обратим свое внимание на:
Деталировка разнородная, но не очень небольшая и не очень большая: мелочи ползунку не рассмотреть как следует, а достаточно высокие гомогенные поля ходунку если не покажутся откровенно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
Гамма цветов не кричащая, светлые детали мелкие, чтобы и совсем малышу в сопоставлении с собой не показались большими. Детали синих красок в композиции не преобладают;
Для ползунковой стадии рассчитано много деталей с различными фактурами – все есть возможности оттачивать осязание;
Ходункам они же позволяют упражняться в счёте. Пока еще не осознанно, но после осознать, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько хотите, будет легче;
Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
Для мыслительных стадий – разделение, неявное слева и определенное с правой стороны. Организуя порядок в собственном мирке, приучаемся к нему и сами.
Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, при помощи детского психолога) определить, каким будет характер ребенка. В определенных случая это реально и для маленьких деток, напр. при помощи правил наследования характера. Для холериков и меланхоликов желательно неявное разделение, а для сангвиников и флегматиков – определенное.
О материалах
Сделать развивающий ковер прекраснее всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергическую реакцию) проверена: атласа (для гладкой, однако не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа деток куда чувствительнее. По такой же причине (нежная кожа) не подойдет шелк, он довольно легко электризуется и сверкает сильно поляризованным светом, см. дальше.
Современные ткани на основе синтетики для вещей для ребенка совсем не уступают натуральным, но – только и лишь с соотв. сертификатом от известных изготовителей. Если синтетика неясного происхождения как бы абсолютно не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть сделана из дешевого пластика, полученного с использованием ядовитых катализаторов. Останки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количестве, обыкновенным лабораторным анализом не улавливаемых, однако при длительном влиянии вредных для малышей.
Наполнением лучше всего взять синтепон, он гипоаллергенен и почти не копит электричество возникающее в результате трения. Мебельный поролон марки от 35 не так прекрасен, в сухом помещении ощутимо электризуется. Прекрасно подошёл бы очень простой ватин – но, к сожалению, до первой стирки. Что же касается ниток, то лучший вариант – пропиленовые. Они прочные, стойки, не аллергенны. Сами по себе немножко электризуются, однако, если весь ковер противостатический, собирания заряда на находится.
Чего не нужно
Вышеизложенные правила построения композиции коврика для детской дают большой простор фантазии родителей, в связи с этим необходимо и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совсем непозволительно зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, кстати, грешит много дорогих раскрученных в сфере торговли изделий. Дело не в том, что малыш может ужаснуться собственного отражения, абсолютно нет. А дело все в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать точно?) поляризован до 100%. Для еще слабого визуального аппарата это крайне вредно; устанавливать зеркало настойчиво не рекомендуется и в детской для больших деток.
Детские коврики для развития, сделанные с ошибками
Примечание: объемные детали в этом образце просто случайность. От них худа не будет.
Следующая непростительная ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное ощущение должно развиваться всесторонне, как и другие. И на поз. 3 – очень большое блестящее поле сочного синего. Чем оно плохо – см. выше.
Дальше на рис. идут варианты ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь сравнительно не большая. На поз. 6 размещение холодного цвета вообще-то плохо, проявляется т. наз. эффект преобладания верха, но бледно-голубой цвет его значительно нивелирует. Тут основная ошибка – через чур подробная и непростая композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.
Примечание: полностью отказываться от синего в колористике развивающего коврика, разумеется, тоже плохо. Малыш должен учиться распознавать и его. Здесь есть смысл, помимо подбора пастельных оттенков, согнать синеву по центру коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.
Видео: развивающий ковер «Мир под водой»
Ошибочность коврика на поз. 7, нужно думать, ясна в свете вышеизложенного: это через чур небольшая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как осознать эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: ковер откровенно для девочки, однако что здесь к чему в каждом секторе? Если детки, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девочки прагматики вдвойне. И остаются в своем большинстве такими всю жизнь. Данный же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны нужного размера, откровенно выражены, но, чисто детский вопрос: а для чего тут что? Сможете объяснить собственному?
Правильные коврики
Коврики для девочек
Деталировка развивающего коврика для девочки может быть довольно детальной, как, напр. в мастер-классе в начале. Однако при условии, что вся композиция семантически прозрачная и направлена в конкретном направлении. Если же круг интересов дочери пока остается под вопросом, то зоны необходимо делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще любят круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много различных, и в данном случае разделить круглый ковер необходимо секторами, в самом центре. Если же ковер прямоугольный, то внутри в первую очередь должно быть свободное пространство для повелительницы этого мирка, с правой стороны; у представительниц слабого пола желание к автаркии остается на всю жизнь.
Варианты развивающих ковриков для девочек
Иные спецковрики
Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не нужно бы, прекрасно подойдёт ковер с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить индивидуальным барьером, в самом центре.Он не всегда обязан быть с наполнением, подойдёт и совсем невысокий барьер из помпонов. Как пошить коврик для детской из помпонов, см. ролик вниз раздела, но аналогичным образом можно создать бордюр на любом развивающем коврике.
Детские коврики для развития с особыми возможностями
Мягкий барьер и психологически мягок, в отличии от заграждения детского манежа, и держит ребенка в его законной своевременной зоне неназойливо. Ни с того ни с сего чадо любимое вознамерится наделать шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, как правило, несанкционированная деятельность честно вероятна, да только очень возможно – мама заругает».
Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдёт ковер с большими глубокими карманами и клапанами, с правой стороны на рис. Быть копушей для такой же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может понадобиться также, как смелость для мальчишки.
Видео: ковер из помпонов для ребенка собственными руками
Об автоковриках
Развивающие автомобильные коврики в основном мальчишеские, хотя в сегодняшней жизни знание ПДД и способность управлять автомобильным транспортом нужны всем. Благодаря этому тесная специализация коврика на дорожном трафике не считается его плохим качеством. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой обязана быть лишь одна? Или что к автоковрику нельзя пошить еще 1, общеразвивающий?
Детские развивающие автомобильные коврики
Если малыш играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его лучше несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует гаишник в виде старшего брата, деталировка допускается более детальная и приближенная к реальности, в самом центре. Однако в любом случае устанавливать светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не нужно. Прекраснее всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, с правой стороны там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором либо же без.
Коврики с дугами
Коврики для развития с дугами более чем подменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:
Виртуально, но недвусмысленно определяют свое пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это содействует формированию самодисциплины с самого молодого возраста.
За дуги и которые подвешены к ним игрушки куда способнее браться, учась ходить, чем за барьер манежа.
На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, кстати, манеж не предохраняет) минимальна.
Будучи уже вполне высококвалифицированным ходунком, при помощи тех же игрушек комфортно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.
Детские коврики для развития с дугами
Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно создать по-разному. Самые прочные и дешевые получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Необходимо лишь решить, как выполнить их складывающимися, чтобы по миновании необходимости убирать и скрывать.
В промышленных изделиях подобного рода дуги нередко ставят накрест и снабжают потайным шарниром, поз. 2. Выполнить его собственными руками, учтя мягкую обшивку дуг, тяжело, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.
Большого труда не составит будет сделать дуги касательными и стык туго перетянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг объединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них выйдет не не очень прочным и комфортным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже очень просто: в их кончики загоняют древесные пробки, а полосу-стяжку крепят к ним с испода шурупами. Дальше видимые древесные детали ошкуриваются и красятся.
В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долгосрочном выезде всем семейством на дачу, может понадобиться развивающий ковер-кроватка и одной дугой. В данном случае ее ноги ставят в нашитые с наружной стороны на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, укладывают матрац.
О фигурках для коврика
Статуэтки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки разных видов даны на рис. Дерево, слева вверху – примитивная аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь возлюбленный небольшими бегемотик это уже что-то вроде тканевой камеи: он 3-слойный из похожих по форме лоскутов разнообразных цветов. В дальнейших, снизу вверх, лоскутах, вырезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или слой находящийся снизу. Статуэтки из набора с правой стороны делаются в той или остальной технике.
Выкройки фигурок для детских развивающих ковриков
Напоследок, такой непременный, тем более для девчоночьих ковриков, компонент, как цветы. Здесь возможны различные варианты. Объемные мягкие цветы из материалов текстиля – тема специальная, а как пошить цветы-аппликации из цветного фетра, см. следующий сюжет: